Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Legal regulation of elimination of accumulated environmental damage




LEGAL REGULATION OF ELIMINATION OF ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE

Abstract: the article examines the importance of eliminating accumulated environmental harm as one of the main directions of state environmental policy. The article notes the normative uncertainty of the criteria for accumulated environmental harm, which give rise to legal and practical problems in its identification and organization of elimination.

Keywords: environmental safety, accumulated damage to the environment, liquidation of objects of the accumulated environmental damage, state register of objects of the accumulated damage to the environment.

 

УДК 349. 41

Мусаев Тимур Исамутдинович

Уральский государственный архитектурно-художественный университет

Россия, Екатеринбург

e-mail: 0the. architect0@gmail. com

Сухарев Александр Александрович

Уральский государственный юридический университет

Россия, Екатеринбург

e-mail: suharev_loginor_alexandr@mail. ru

КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Аннотация: статья посвящена изучению возможностей развития и адаптации местных нормативов градостроительного проектирования городского округа муниципальное образование г. Екатеринбург в части требований и рекомендаций к объектам и системам озеленения и благоустройства территории. Предлагается внести новый раздел в нормативы градостроительного проектирования города Екатеринбурга.

Ключевые слова: местные нормативы градостроительного проектирования, город Екатеринбург, благоустройство.

Современная специфика управления градостроительными процессами требует значительного более комплексного и системного подхода при разработке градостроительной документации.

Классическая модель, ориентированная на стратегический план развития отдельных разделов и систем городского пространства на сегодняшний день, оставляет недостаточно инструментов для решения локальных задач городского управления.

Данная проблема усугубляется тем более, когда город выявляет нестандартную для себя задачу, требующую соответствующих документов и нормативов, способных регулировать проектные решения, предлагаемые для подобной задачи. Применительно к Екатеринбургу, на данный момент, можно сказать, что в составе нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Екатеринбург», фактически, отсутствует раздел, регулирующий стандарты проектирования зеленых территорий города. Локальные решения, в отсутствие Мастер плана территории города, остаются бессистемными и полностью остаются в сфере влияния коммерческих интересов застройщика.

В рамках подобной структуры остается невозможным создание единой стратегии развития не только всех городских инфраструктур, но и создание даже отдельного зеленого каркаса территории.

Внесение в местные нормативы градостроительного проектирования г. Екатеринбурга раздела, регулирующего требования и рекомендации по созданию и обслуживанию городских систем озеленения и благоустройства территории в сочетании с созданием дополнительных зон регулирования территории позволит выявить принципиально новый инструмент управления территориями. С помощью данного инструмента станет возможно решать локальные задачи проектирования через более глубокое зонирование территории и внедрение систем ограничений деятельности на данных территориях.

На сегодняшний день г. Екатеринбург является одним из наиболее активно развивающихся городов России как по показателю индекса развития качества городской среды[462], так и по мнению его жителей (Абрамова С. Б., Антонова Н. Л., Пименова О. И. Привлекательность города как фактор территориальной мобильности в оценках студентов (на примере города Екатеринбурга) / Образование и наука. 2019. С. 97-116. ) а также по иным показателям.

Скорость освоения территорий, активность застройщиков и активная разработка проектной документации создает острую необходимость в постоянном совершенствовании градостроительных нормативов проектирования территории. Современные нормативы градостроительного проектирования г. Екатеринбурга[463] остаются важным инструментом развития территорий города и одним из документов, выполняющих роль связующего звена интересов города и интересов застройщика.

На данный момент документ содержит раздел (глава 10 «объекты рекреационного значения»), посвященный озеленению в черте города, однако предлагает исключительно площадные характеристики, привязанные непосредственно к численности населения отдельного проектировочного элемента города.

Данный раздел из нормативов градостроительного проектирования дополняется нормами из правил благоустройства территории по общим рекомендациям по уходу за территориями, вывозу мусора, снега и иных отходов[464].

Подобное нормативное регулирование не позволяет полноценно рассматривать систему озеленения и благоустройства территории в качестве самостоятельного элемента проектирования и каким-либо образом контролировать развитие данных структур в ткани города как на локальном уровне, так и на стратегическом, поскольку приведенные в нормативах требования и рекомендации практически лишены пояснений, касающихся оценки качества систем благоустройства территории и не предлагают четких рекомендаций по разработке данных городских систем.

Город Екатеринбург, в соответствии с представленной Стратегией развития[465], выявляет в качестве одной из ключевых целей для города задачу по развитию и сохранению водно-зеленого диаметра города: «Одним из направлений градостроительного развития в рамках планируемой агломерации является формирование и сбережение полноценного сбалансированного природно-экологического каркаса, который формируется как основа развития зеленых пространств не только Екатеринбурга, но и близлежащих территорий, а также учитывает взаимосвязь с групповой системой расселения и организацией производительных сил в территориальном аспекте.

Развитие водно-зеленого каркаса Екатеринбурга будет направлено на создание единой системы зеленых пространств, включающих в себя существующие зеленые зоны и определяющих потенциальные территории, на которых планируется создание будущих парков и прочих недостающих элементов (Приложение 1. 6).

Основные принципы развития водно-зеленого каркаса города:

сохранение и развитие естественных природных ресурсов города;

обеспечение доступа всем жителям к природным пространствам.

Система озелененных территорий Екатеринбурга будет состоять из крупных лесопарковых клиньев, водно-зеленого диаметра, пересекающего город вдоль поймы реки, полос озеленения, разделяющих планировочные районы города. При этом она дополняется внешним лесопарковым поясом и связывает внутригородские зеленые зоны между собой сетью озелененных улиц и бульваров. < …>

Для того, чтобы существующие водные объекты превратились в качественные точки развития городской среды, отдельные водоемы Екатеринбурга будут превращены в многофункциональные водные ландшафты с обеспечением удобного доступа к ним населения (восстановление Паркового пруда, северного берега озера Шарташ, ревитализация Верх-Исетского пруда). ». Данный запрос актуален для города уже на протяжении долгого времени и является предметом активных обсуждений. В свою очередь, данная инициатива требует комплексного пересмотра существующих нормативных актов муниципального образования для создания реальных инструментов градостроительного проектирования благоустройства в общегородском стратегическом масштабе.

В соответствии с Паспортом национального проекта " Жилье и городская среда", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)) в период 2018-2024предполагается достичь ряд целей. В рамках данной статьи изучается локальный аспект достижения следующих целей:

1. Цель 1 - реализация мероприятий по благоустройству в соответствии с государственными и муниципальными программами формирования современной городской среды (пункт 3. 3. ).

2. Цель 2 - повышение индекса качества городской среды на 30%.

Индекс качества городской среды - совокупность учетных критериев, рассчитываемых[466] Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Одним из критериев, используемых при расчете индекса качества городской среды, является уровень озеленения.

Система озелененных территорий, согласно ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов» — это взаимоувязанное, равномерное размещение городских озелененных территорий, определяемое архитектурно-планировочной организацией города и планом его дальнейшего развития, предусматривающее связь с загородными насаждениями. Данные пространства формируют каркас городских рекреационных территорий, объединяющий в единую систему

СП 82. 13330. 2016 СП Благоустройство территорий[467] регламентирует терминологию объектов озеленения и рекреационных планировочных элементов. Помимо этого, приводится определение термина Благоустройство территории: комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

На сегодняшний день данные параметры не охватываются основными документами, регламентирующими правила градостроительного проектирования г. Екатеринбурга.

В соответствии с рекомендациями, изложенными в Стандарте благоустройства территории, оптимальным значением площади озеленения на одного человека является 6-10 м2/ч. Местные нормативы данное значение относят исключительно к парковым территориям, тогда как площадь городского озеленения составляет всего 2, 5 - 4м2/ч. Данные параметры относятся к разделу объектов рекреационного назначения и являются, помимо радиуса пешеходной доступности, единственным показателем для формирования системы озеленения в рамках проекта.

Предлагаемый инструмент, концепция нового раздел местных нормативов градостроительного проектирования г. Екатеринубрга представляет собой инструмент, предполагающий общегородское стратегическое планирование на разных в соответствии с принципиальной моделью городского водно-зеленого каркаса территориях.

Принципы проектирования водно-зеленого каркаса города

Модель зеленого каркаса представляет собой общегородскую структуру, охватывающую пространство города единой сетью зеленых насаждений, формируемой с помощью функционально дифференцированных благоустроенных зеленых территорий, включающих в себя различные объекты общественно-деловой, инженерной, административной и социальной инфраструктуры.  

Подобный каркас является частью городской транспортной инфраструктуры, часто повторяя и, как правило, дополняя существующую транспортную сеть города. Данная система на общегородском масштабе является структурой, выполняющие экологические функции и является инструментом зонирования пространства (рис1. ), будучи разделенной на категории с различными видами ограничений, тем самым являясь эффективным инструментом в руках градостроителя.

Рис1. Общегородская система зеленого каркаса города

На уровне района города зеленые насаждения сохраняют функции общегородского уровня и дополняются функциональной дифференциацией на уровне отдельных планировочных элементов этого района (рис 2. ). Озеленение является основой комфортной среды пространства города, позволяя вписывать в зеленый каркас объекты, специализирующие отельные его части нужны для проектировщика образом, тем самым адаптируя всю систему к сложившейся функциональной зональности городских пространств.

Рис2. Система зеленого каркаса города на районном уровне

На уровне отдельного квартала возможно создание аналогичных инструментов зонирования территорий в соответствии с оптимальным способом их использования, определяющимся по доминирующему функциональному наполнению пространств (рис. 3).

При этом выявляются рациональные пешеходно-велосипедные связи внутри территории, учитывается сложившаяся транспортная ситуация проектируемой территории и функциональное наполнение отдельных зон территории, тем самым глубоко специализируя системы зеленых насаждений в соответствии с основными характеристиками территории.

Рис3. Система озеленения в составе квартала

Однако существующие нормативы не учитывают необходимость выработки единой системы проектирования подобных городских систем.

В общегородском уровне проектирования наблюдается проблема отсутствия полноценных инструментов управления городом в соответствии с его стратегией развития. Так, схемы, сопровождающие генеральный план города, не позволяют выявить полноценную систему управления пространствами. Предлагаемая генеральным планом схема развития рекреационных и общественных пространств (рис 4. ) остается сравнительно поверхностным взглядом на систему озеленения и благоустройства города, так как не предлагает конкретных изменений направлении его комплексного развития. Центр города остается системой разомкнутых озелененных территорий, соединенных системой предполагаемых велодорожек, привязанных к магистральным улицам различных категорий без учета реальной ситуации в самом городе.

Рис4. Фрагмент схемы развития рекреационных и общественных пространств

На уровне генерального плана отсутствует документ, управляющий системным стратегическим развитием системы озеленения и благоустройства территории. Существующие предложения не дают качественных изменений и не предлагают создание единого зеленого каркаса города и не соответствуют стратегии его развития.

Косвенной причиной этому является фактическое отсутствие законодательных норм, позволяющих регламентировать данный процесс. Отсутствуют рекомендации и требования по разработке как локальных элементов подобной системы, так и стратегического плана развития города.

Таким образом, выявляются следующие принципы предлагаемой в рамках статьи концепции нормативного документа:

• Возможность выявления и закрепления каркасной структуры городских зеленых насаждений

• Возможность управления развитием «узловых элементов» каркаса

• Формулирование методики выявления зон систем озеленения

• Выработка ограничительных факторов для размещения ОКС на территории зон

• Возможность динамического управления системами поддержания и ухода

•  Разработка и адаптация стандартов благоустройства

• Формирование перечня доступных объектов

Авторами статьи был проанализирован опыт (Атрощенко Л. А. Быкова М. В. Теодоронский В. С. Приоритетные направления развития процессов благоустройства жилых территорий города Москвы / Инновации и инвестиции. 2020. С. 247-250. ) (Секу Р. В, Барышева М. А., Чугусов Д. А., Комплексное благоустройство дворовых территорий на примере г. Москвы / Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» 2019). (Хмельченко Е. Г., Заиц К. И., Роль управления благоустройством территории в формировании имиджа города Москвы / Вестник университета. 2017. С. 38-41) (Максимовская А. А., Роль управления благоустройством в развитии территории / Символ науки. 2017 С. 201-202) других крупных городов России в вопросе разработки нормативов градостроительного проектирования в части создания городских систем озеленения и благоустройства территории.

В качестве примеров рассматриваются г. Москва и г. Санкт – Петербург.

В Москве есть перечень[468][469][470] документов, регламентирующий:

1) Требования к обустройству дворовых пространств.

2) Принципиальные требования разработки подобных проектных решений и рекомендуемых к размещению объектов озеленения, сведенных в каталоги и позволяющих эффективно разрабатывать локальные проектные решения.

Подобные документы дополняются множественными рекомендациями по техническим аспектам ухода за территориями и формируют основу для полноценного документа, позволяющего проектировать и более масштабные пространства в перспективе.

Аналогичные документы приведены[471][472] и в Санкт-Петербурге, однако, они в большей мере ориентированы на регламентирование декоративных элементов города, что вызвано его историческим контекстом и туристической ценностью, однако, помимо этого наблюдается значительно более детальное регламентирование внешнего облика фасадов здания и разработка проектной документации.

Таким образом, авторы статьи предлагают следующие нововведения в рамках концепции нового раздела местных нормативов градостроительного проектирования:

1) Актуализация методик размещения элементов озеленения применительно к климатическим факторам

2) Выработка основных перечней применяемых Малых Архитектурных Форм

3) Определение полного перечня терминологии систем озеленения

4) Актуализация требований по размещению элементов благоустройства

5) Формирование концепции определения пространств, включаемых в единую систему озеленения территории

6) Определение системы критериев соответствия предлагаемых проектов стратегическому плану развития города

Данные нововведения позволят определить механизмы регулирования требований, рекомендаций и пояснений по разработке проектной документации различных уровней, оценке соответствия предлагаемых решений стратегическим моделям и методики реализации проектных решений.

В основе методологии разработки ложится комплексный подход создания градостроительной документации. Предлагается в долгосрочной перспективе создание аналогичных инструментов управления для других городских систем с последующей оптимизацией механизмов утверждения документации городского уровня и возможностью создания комплексной модели Мастер-плана города Екатеринбурга, отвечающей современным стандартам разработки проектной документации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...