Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Discrimination in payment for labor: legal problems and ways of their solution




DISCRIMINATION IN PAYMENT FOR LABOR: LEGAL PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Abstract: the share of people both in the Russian Federation and in other countries receive a lower salary due to gender, race, skin color, nationality, language, origin, property, family, social, official status, age, place of residence, attitude to religion, beliefs, affiliation or non-affiliation with public associations or any social groups, as well as due to other circumstances not related to the professional qualities of the employee or the requirements of the workplace.

Key words: discrimination; wages; discrimination theory; discriminated groups; prohibition of discrimination.

УДК 331. 101. 52

Горюнов Виталий Сергеевич

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Россия, Москва

e-mail: vitaliigstudy@gmail. com

ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация: За период пандемии коронавируса (COVID-19) был нанесен существенный ущерб экономике, здравоохранению и социальной сфере во всех странах мира, что негативно отразилось и на сфере труда. Для сдерживания распространения вируса принимались такие меры, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, как физическое дистанцирование, закрытие большинства предприятий и организаций и др. Одним из наиболее распространенных способов является так называемый локдаун. В статье рассматривается влияние коронавируса на трудовые отношения.

Ключевые слова: рынок труда; трудовая миграция; работодатель; дефицит работников; ущерб экономике; заработная плата.

Многие страны под воздействием пандемии коронавируса и борьбы с ней оказались в долговой яме и не смогли обеспечить экономического роста (Касьяненко Т. С., 2020: 119-123). Госдолг России в 2020 году увеличился на 5, 42 триллиона рублей, составив 18, 99 триллионов рублей (17, 8 процента от ВВП). В докризисном 2019 году рост госдолга составил 7, 8 процентов, или 976 миллиардов рублей (Дугужева М. Х., 2020: 423-426).

Снижение деловой активности в течение 2020 года способствовало сжатию рынка труда и повышению нагрузки на государственный бюджет. Пандемия привела к существенному росту безработицы. Российский рынок труда в отличие от прошлых лет по-иному отреагировал на процессы, возникшие в результате Covid-19. Предприятия и организации стали значительно интенсивнее, чем при предыдущих спадах экономической активности, высвобождать работников.

По данным Международной организации труда, с момента распространения пандемии COVID-19 трудовую деятельность прекратили более одной шестой всех трудящихся, а у тех, кто продолжает трудиться, объем рабочего времени сократился на 23 %. В 2019 г. количество безработных среди молодежи составляло 13, 6 %, этот показатель превышает другие категории безработных. В мире насчитывалось порядка 267 млн неработающих молодых людей, кроме того, они не имеют никакой специальности. Цифровизация социально-экономической жизни и пандемия ускорили трансформацию на рынке труда. Теперь рабочие места будут сокращаться не только из-за распространения новых технологий, но и из-за экономического кризиса, утверждается в докладе Future of Jobs («Будущее рабочих мест - 2020»), опубликованном недавно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В нем также прогнозируется, что к 2025 г. новые технологии сократят 85 млн рабочих мест и создадут взамен 97 млн новых. Но эти новые рабочие места будут создаваться медленнее, а старые рабочие места, напротив - быстрее сокращаться. На площадке ВЭФ особо отмечалось влияние пандемии COVID-19 на ускоренное развитие четвертой промышленной революции и всеобщую цифровизацию, которая усугубила неравенство на рынке труда (Новрадова-Василиади С. М., 2019).

По данным экспертов МВФ, негативные последствия COVID-19 выражаются также в уменьшении предложения труда в связи с увеличением смертности, недомоганием работников, невыходом на работу по ряду других причин, например, в связи с необходимостью заниматься детьми в условиях закрытия детских и образовательных учреждений. Снижение спроса и предложения привели к падению доходов предприятий, которые вынуждены были предпринимать жесткие меры, связанные с сокращением заработных плат и увольнением работников.

В итоге пандемия вызвала резкий скачок роста безработицы, превратив ее в серьезную и реальную проблему социально-экономического развития страны.

Вместе с тем, по мере распространения коронавирусной инфекции в РФ, начали проявляться и нарастать серьезные социально-экономические проблемы. Были ограничены или полностью остановились товарно-грузовые потоки, были разорваны логистические цепочки, полностью прекратилось свободное перемещение по планете мобильной части работников.

Следующим этапом реализации мер сдерживания пандемии стал перевод труда работников на дистанционный режим, что привело к парализации и полной остановке целых отраслей экономики (офлайн-торговли, ресторанного бизнеса, сферы услуг и других секторов), вплоть до закрытия ряда промышленных производств (Мизинцева М. Ф., Сардарян А. Р., 2021). Такие жесткие решения привели к тому, что, например, уже в феврале 2020 г. после увеличения продолжительности новогодних праздничных дней около 1/3 компаний остались закрытыми и около 29 % работников выполняли свои функциональные обязанности в удаленном режиме.

Например, экономика США к апрелю 2020 г. побила многие антирекорды Великой депрессии: ВВП страны впервые с 1946 г. сократился на 3, 5 %, а армия безработных выросла до 20, 5 млн человек. Падение ВВП в странах Европейского союза по итогам 2020 г. составило 14, 4 %6. В Испании этот показатель рухнул до 18, 5% вследствие провала туристического сезона и введенных правительственных ограничительных мер (Дугужева М. Х., 2020: 423-426).

В России на протяжении всего периода антиковидных мер поддерживался на законодательном уровне баланс экономических интересов работников и работодателей, государства и общества в целом. Таким образом, снижались негативные последствия введенных ограничений для народонаселения и экономики в целом. В апреле 2020 г. был подготовлен и начал реализовываться правительственный план, направленный на оказание финансовой помощи в размере 305 млрд руб. предприятиям пятнадцати отраслей экономики (Рахмон Ульмасов, 2020: 87). В результате принятых мер удалось сохранить около 5 млн рабочих мест.

В итоге пандемия внесла и вносит существенные коррективы в функционировании рынка труда, а именно:

1. Ужесточение конкуренции;

2. Ослабление патернализма;

3. Повышение уровня квалификации;

4. Выявление и отсев неконкурентоспособных компаний;

5. Развитие способов ведения бизнеса;

6. Сокращение числа рабочих мест из-за внедрения новых технологий;

7. Вынужденное переобучение работников.

Все это способствует ускоренному развитию и оптимизации рынка труда. При этом следует отметить, что любые перемены на рынке труда и в социальной сфере в целом будут эффективны, если механизм институциональных преобразований будет опираться на особенности российской экономики и учитывать присущие ей институты.

Однако уровень зарегистрированной безработицы, связанный с расширением пандемии коронавируса, возрос более, чем в 5 раз (Лютов Н. Л., 2018: 30-39). 30 июня 2021 г. на Прямой линии с Президентом РФ было отмечено, что до распространения нового вируса официально зарегистрированная безработица в РФ составляла 4, 6 % и что планируется вернуть ее уровень хотя бы на доковидный.

Негативные последствия пандемии на фоне колоссального падения цен на нефть выразились в сокращении российского ВВП на 4%10. Благодаря комплексу мер государственной поддержки бизнеса и промышленных предприятий, реализации программы льготной ипотеки для российских семей, поддержки безработных граждан и семей с детьми на общую сумму 2, 3 трлн руб. развития наихудшего сценария развития событий для российской экономики удалось избежать (Коршунова Т. Ю., 2020: 112-125).

В Российской Федерации базовым фундаментальным документом является Конституция РФ. В частности, ст. 37 содержит норму о том, что труд в РФ является свободным и каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы. Далее указанные права получили развитие в Трудовом кодексе РФ (ст. 2, 3, 4, 24 и 210). Снижение экономической активности привело Россию, как и подавляющее большинство государств, к разработке оперативных и эффективных мер, связанных с реализацией гражданами нашей страны права на труд и занятость. Российским правительством с начала пандемии принята программа для защиты прав трудящихся и граждан, которые потеряли работу (Новрадова-Василиади С. М., 2019).

В Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан было принято большое количество мер, в том числе и внесение изменений в ТК РФ, в части регулирования труда дистанционных работников. Изменения коснулись наиболее важных вопросов, таких как рабочее время и время отдыха, осуществление взаимодействия сторон трудовых отношений, возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений с дистанционным работником и др. Эти изменения были направлены на создание благоприятных условий труда, установление государственных гарантий, на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также совершенствование законодательства, регулирующего труд работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно, позволит привлекать к дистанционной работе работников разных профессий и должностей.

Можно сделать вывод, что легализованная модель дистанционной занятости получит широкое применение на практике, но приоритет будет за гибридной моделью.

Пандемия внесла серьезные коррективы на российском рынке труда:

– сокращение ограниченных ресурсов привело к ужесточению конкуренции, ослаблению патернализма и высвобождению работников;

– впервые за многие годы формирования рынка труда наблюдается за столь короткий срок слом тенденции, характеризовавшей российский рынок труда -переход скрытой безработицы в открытую форму;

– низкий охват страхованием на случай безработицы и/или другими государственными системами социальной поддержки привел к увеличению доли населения, проживающего «за чертой бедности», углублению социального неравенства, что требует пристального внимания к проблемам безработицы и корректировке политики на рынке труда.

В заключение можно сказать, что пандемия дала компаниям понять, что сотрудники могут работать удаленно и для части из них это будет наиболее приоритетно, наиболее выгодный для компаний режим работы, это совмещенный, в таком случае сотрудники могут сами выбирать, когда необходимо приехать в офис, для решения сложных вопросов, а также в случае отключения интернета или ремонта у соседей. Если сотрудники будут 20% рабочего времени находиться дома, это значит, что это сокращение на 20% затрат на дорогу, а также для части сотрудников, которые любят находиться вдали от мегаполисов, на 20% больше спокойного времени, в которое они могут провести в тишине и спокойствии. В таком случае не только компания получит выгоду от данного вида занятости, но и сотрудники увеличат качество трудовой жизни.

Список используемой литературы:

1. Дугужева М. Х. Особенности трудовых отношений в период пандемии // Образование и право. 2020. № 4. С. 423-426. DOI 10. 24411/2076-1503-2020-10466

2. Касьяненко Т. С. Трансформация законодательства о дистанционной занятости работников в период пандемии // Северо-Кавказский юридический вестник. 2020. №2. С. 119-123. DOI: 10. 22394/2074-7306-2020-1-2-123-128

3. Мизинцева М. Ф., Сардарян А. Р. Трансформация российского рынка труда в условиях пандемии: основные проблемы и тенденции. Управление экономическим развитием. 2021 г.

4. Рахмон Ульмасов. Все люди на земле мигранты. Монография. Душанбе, «Ирфон». 2020 г. С. 87.

5. Коршунова Т. Ю. Договор о дистанционной работе как способ оформления нетипичных трудовых отношений // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 112-125. DOI: 10. 12737/jrl. 2020. 021

6. Лютов Н. Л. Дистанционный труд: опыт Европейского Союза и проблемы правового регулирования в России // Lex Russica. 2018. № 10 (143). С. 30—39. DOI: 10. 17803/1729-5920. 2018. 143. 10. 030-039

7. Новрадова-Василиади С. М. Правовое регулирование рабочего времени по законодательству Российской Федерации и отдельных стран Европейского Союза (сравнительно-правовой анализ): Диссертация. канд. юрид. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019.

Goryunov Vitaly Sergeevich

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Russia, Moscow

e-mail: vitaliigstudy@gmail. com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...