учитель ОРКСЭ и ОДНКНР. МКОУ «Ключиковская СОШ». Петровский секуляризм и зарождение светской культуры
учитель ОРКСЭ и ОДНКНР МКОУ «Ключиковская СОШ» Петровский секуляризм и зарождение светской культуры Понятие секуляризма. Царь Алексей Михайлович, по выражению летописца, «землю взора и умягчи» для нового просвещения, а насадил семена и пожал плоды его Петр I - великий преобразователь России. При Алексее Михайловиче начинает зарождаться секуляризм, легализовавший культурный поворот в сторону Запада; Петр I доводит это осторожное западничество до полного принятия идеологии европеизма. Идеократической константой европеизма выступает культ знания, просвещения, свободного от догм и регламентаций религии. Просвещение понималось как «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». А для этого, как писал И. Кант, «не требуется ничего, кроме свободы, причем самой безобидной из всего, что может называться свободой, а именно свободы во всех случаях публично пользоваться своим разумом». Программа Петра I. Петр I делает все, чтобы отделиться от прошлого, разорвать путы старомосковских отношений и утвердить новые формы жизни, новое светское культуротворчество. Его программа созрела в основных чертах еще во время Великого посольства на Запад (1697-1698), когда он побывал в Германии, Голландии, Англии, встречался с видными европейскими учеными и философами, в числе которых были Лейбниц и Ньютон. Позднее, в 1712 г., Лейбниц в письме к царю изложил свою концепцию культурного круговорота, решительно повлиявшую на мировоззрение и политику российского самодержца. Суть концепции заключалась в следующем: всемирная цивилизация, распространяясь по планете из одной страны в другую, приходит, наконец, в Россию, с тем чтобы, достигнув всей полноты развития, снова устремиться к своему исходному пункту - в Грецию.
«По-видимому, - писал немецкий мыслитель, - согласно божественной судьбе, наука должна обойти кругом весь земной шар и ныне перейти также в Скифию (так он по укоренившемуся на Западе предрассудку называл Россию), и потому избрала Ваше Величество орудием, так как Вы можете... взять лучшее и усовершенствовать надлежащими мерами то, что сделано в обоих частях света; ибо в Вашем государстве все, что касается до науки, еще ново и подобно листу белой бумаги, а потому можно избегнуть многих ошибок, которые вкрались в Европе постепенно и незаметно». Секуляристские реформы. Петр I и сам верил в великое предназначение России и всячески заботился о ее возвышении. В первую очередь он взялся за расцерковлениегражданской жизни. Хотя Петр I понимал, насколько важна религия в общении с массами, его бесконечно возмущало засилье духовенства в общественной и государственной жизни. Секуляризационная деятельность Петра I разворачивалась в разных направлениях. Первой открытой демонстрацией разрыва со стариной явился перенос по указу от 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января. Светский характер данной реформы подчеркивался и введением в календарь новых отправных пунктов исчисления лет («эр»): «от вымышления порохового дела», «от вымышленна книг печатания», «от зачатия флота» и т. п., которые призваны были если и не заменить, то во всяком случае ослабить значение церковных «эр» - от сотворения мира, от Рождества Христова и т. д. Объективно тот же секуляристский смысл имела и книгоиздательская реформа. До Петра I существовала только церковная печать, возникшая еще во времена Ивана Грозного. Все выходившие тогда издания предназначались исключительно для религиозного употребления - от первой «Псалтыри» Ивана Федорова до «Кормчей» и «Скрижалей» патриарха Никона.
Петр I своим указом от 1 января 1708 г. вводит новую азбуку и новый шрифт для печатания «разного звания гражданских книг», т. е. литературы светского, прежде всего научного, содержания. За короткое время создается обширная учебная литература - от астрономии и истории до фортификации и кораблестроения. Самой первой в этом ряду стоит «Геометриа, словенски землемерие». Изыскивались и переводились на русский язык все сколько-нибудь значительные книги по техническим направлениям. Зная несколько европейских языков, царь сам следил за качеством переводов: «Книгу о фортификации, которую вы перевели, мы прочли: разговоры зело хорошо и внятно переведены; но как фортификацию делать, то зело темно и непонятно переведено, также в табели мера не именована, который лист, переправя, вклеили в книгу, а старый, вырезав, при том же посылаем, где сами увидите погрешение или невнятность. И того ради надлежит вам в той книжке, которую ныне переводите, остеречься в том, дабы внятнее перевесть, а особливо те места, которые учат, как делать, и не надлежит речь от речи хранить в переводе, но, точию выразумев, на свой язык уже так писать, как внятнее быть может». Здесь фактически изложена целая теория перевода, ставшая руководством к действию для литераторов петровской эпохи. Ее основная мысль сводилась к тому, что без выработки научного языка и научной терминологии не может развиваться русская наука, русское просвещение. Нарождавшаяся наука в России целиком ориентировалась на удовлетворение реальных запросов, прежде всего - подготовку деятелей-профессионалов, ученых-практиков. Недаром самой почитаемой фигурой в обществе становится инженер. Специалистов по инженерной части на выгодных условиях приглашают из разных городов Европы. Молодым дворянам разрешается ездить за границу для обучения артиллерии и инженерству. В Москве и Петербурге учреждаются инженерные школы; их выпускники получают оклад «больше противу армии». Инженерному делу обучали не только в Морской академии, в полковых школах, но и в духовных семинариях. Таким образом, формировалось новое служебное сословие интеллигенции, верно служившее власти вплоть до трагического разрыва с ней на Сенатской площади Петербурга в 1825 г.
Изменение образа дворянства. Для облегчения хода европеизации, доведения плодов научного знания и опыта до уровня обыденной жизни, социальности устанавливается беспошлинный ввоз в Россию товаров промышленного назначения - цемента, клея, жернового и точильного камня, шерсти и т. д. Без пошлины допускаются и предметы нового европеизированного обихода дворянства - - виноград, - померанцы, - лимоны, - «устерцы» и т. д., с ничтожной пошлиной - по 1-2 коп. с бутылки - многочисленные сорта «дворянских" » вин (шампанское, бургонское, ренское, «флеренское» и т. д. ), а также дворянская галантерея: - часы золотые и серебряные, табакерки, эфесы шпажные, перстни, кольца, запонки, пряжки, галстуки, веера, «перяные мячики и решеточки, которыми мячики играют», кружева, ковры и т. д. Не облагаются пошлиной и произведения искусства, книги, бумага, математические, аптекарские и прочие инструменты. Зато высокой пошлиной обкладываются те товары, которые могут конкурировать с отечественными, а именно: сукна, полотна, металлические изделия, зерновая продукция - рожь, пшеница, горох и т. д. Все это приводит к быстрой перемене образа дворянства, отходу его от традиций православия и церковности. Кодекс моральных предписаний - «Юности честное зерцало» - лишь мимоходом касается религиозного воспитания дворянских детей («Охотно ходи в церквы и в школы, а не мимо их»). В нем нет и слова от старомосковского «Домостроя», обязывавшего учить «страху Божию» и «покорению господину». На первом плане - хорошие манеры, учтивость, непохожесть на «деревенского мужика». Этомуособенно способствует знание иностранных языков. Успех гарантирует только прилежная служба, «ибо как кто служит, так ему и платят». Служба открывала путь к карьере, возводила на вершины социальной лестницы «новых людей», вроде «безродного» Меншикова и «случайного» Шафирова. «Табель о рангах» (1722) давал служилым людям «чины» не по родовому старшинству, а по «заслугам»; данной же категории лиц присваивалось дворянство за выслугу лет. Среди тех, кто удостоился этого звания, было много иностранцев - шотландцев, французов, поляков, шведов, англичан, голландцев. Их присутствие в армии, на флоте, в государственной администрации размывало монополию православия на «хранение истины» и делало более гибкими, толерантными моральные, вероисповедные отношения.
Табельные праздники. С не меньшим усердием Петр I занимался устроением «светскости и политеса», внедряя в общество ассамблеи, балы, театральные представления. Сюда же относятся «табельные дни» - праздники, знаменующие торжество государственности. До Петра I на Руси отмечались исключительноцерковные праздники. Их насчитывалось почти столько же, сколько было русских святых. Число последних резко возросло в XV-XVII вв., так что редкий день обходился без того, чтобы в городах не раздавался беспрерывный колокольный звон. Петр I отменил прежде всего празднование дней местных святых, оставив в календаре только «двунадесятые», т. е. общецерковные, праздники. Вместо них вводятся табельные праздники, закреплявшие «памятование» важнейших государственных событий. Вот перечень табельных праздников на 1724 г.: - 1 января - Новый год, - 3 февраля - тезоименитство цесаревны Анны Петровны, - 19 февраля – «воспоминание брака императорского величества», - 30 мая -рождение Петра, - 25 июня - коронование Петра, - 27 июня – «преславная виктория под Полтавою, - 29 июля - тезоименитство Петра, - 29 июля – «взятие фрегатов, первее - при Ангуте, потом - при Грингаме», - 5 сентября - тезоименитство Елизаветы Петровны, - 28 сентября – «виктория над генералом Левенгауптом», - 11 октября - взятие крепости Нотебург, - 23 ноября - день Александра Невского, - 24 ноября - тезоименитство Екатерины, - 30 ноября -день «святого апостола Андрея Первозванного, торжество кавалеров российских» «Табельные дни» отмечались торжественными церковными богослужениями, что приучало общество к мысли о превосходстве монархии. Российская Европия. Венец секуляризационной политики Петра I - упразднение патриаршества. Манифестом 1721 г. об утверждении регламента Духовной Коллегии (Святейшего Синода) царь провозглашался главой православной церкви. Как и в других делах, Петр I дотошно вникает в богословские вопросы, редактирует религиозные книги, проповеди, беря целиком на себя толкование христианских догматов и заповедей. В его глазах вера – не просто путь к спасению, но и «полезное для государства, как воспитывающее и сдерживающее начало, очень удачное для достижения «общего блага»». Хорошо то, что хорошо для государства, - такова была политическая философия преобразования России.
Все эти меры приобщили Россию к «людскости», открыли путь для светского культуротворчества. Петр I, по словам Екатерины II, переменил «нравы" » русского народа, очистил их от тех «грубостей», которые «принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей». Вместо старого идеологического клише «Святая Русь» родилось новое понятие – «Российская Европия». Русское общество быстро прониклось сознанием, что «Россия есть европейская держава», и с этим лозунгом устремилось в будущее. Философские взгляды Татищева. Культурно-историческим обоснованием идеологии русского европеизма стала теория «всемирного умопросвящения» В. Н. Татищева (1686-1750), одного из видных сподвижников Петра I. Татищев выделял три этапа в развитии человеческой духовности и познания: 1. первое просвещению ума подавало обретение письма; 2. другое великое переменение учинило пришествие и учение Христово; 3. третье - обретение тиснения книг. В древности, на его взгляд, все народы пребывали в глубочайшей темноте и невежестве. Но вот, «около или прежде Авраамовых лет», явились люди, которые изобрели письмена и создали законы, дабы усовершенствовать обычаи своих соплеменников: «на Востоке, в Персии и Индии Зароастер был первейший, в Египте Осирис, в Греции Минус, в Риме Янус, или Нумо Помпилиус». Им позднее подражали многие философы и богословы. Схожие процессы протекали и в России: как только возникла славянская азбука, наши предки сочинили собственный «закон, или уложение» - «Русскую правду». На втором этапе, с пришествием Христа, начинает распространяться «просвещение не токмо духовное... но и моральное». Однако скоро «многия от Христианских учитилей» отступают от евангельской истины, «чрез что и в просвящении ума такое препятствие явилось и от страстей в христианех науки стали оскудевать, что едва не повсюду науки нуждные человеку погибли». Особенно усердствовали в этом отношении римские папы: они «многие древние и полезные книги пожгли, иные же, что противно их предприятию в себе имели, преправляли и исказили». Более того, католические иерархи запретили мирянам читать Библию, признав это «вредительным» для посмертного спасения. «За ними помалу и другие последовали», - пишет Татищев, намекая на православное духовенство. Открытие книгопечатания привело к повсеместному утверждению грамотности и возродило интерес к наукам и философии. На первый взгляд, замечает Татищев, это расходится с учением Христа. Всем известно, что «Господь наш Иисус Христос, его ученики и апостоли и от них святые отцы противо премудрости и филозофии говорили». Но тут «надобно разуметь, о какой премудрости и филозофии они говорили, а не просто за слова хвататься». Ведь, скажем, не пища сама по себе вредна, а объедение, и не вино греховно, а пьянство. Точно так же следует рассуждать и о философии: если она заботится о познании Бога и о пользе человека, значит необходима; но если отвращается от этого, тогда «вредна и губительна». У нас же, констатирует Татищев, на философию смотрят с подозрением и не любят ее, позволяя тем самым «злоковарным священнослужителям» добиваться «утверждения их богопротивной власти и приобретения богатств». Только им выгодно, «чтоб народ был неученой и ни в коей истинне разсуждать могущей, но слепо бы и раболепно их росказам и повелениям верили». «Истинная» философия, согласно Татищеву, движет науками и просвещением. Сами науки он разделял на пять групп: 1. нужные, 2. полезные, 3. щегольские, 4. любопытные 5. вредительные. К нужным относятся «речение» (т. е., собственно, знание языков), «домоводство» (экономика), медицина, этика, право, логика и богословие. От них зависит покой и благополучие человека. Полезные науки суть грамматика, риторика, история, ботаника, физика, химия. К ним примыкают щегольские, или увеселяющие науки: поэзия, музыка, танцы, вольтежирование (конная езда), живопись. Что касается любопытных, но совершенно тщетных наук, то это астрология, физиогномика, алхимия; людям следует воздерживаться от их изучения. Вредительными же являются «некромантия - чрез мертвых провещание», «аеромантия –воздуховещание», «пиромантия – огневещание» и проч.: они лишь насаждают духовный обман и суеверия. Философия позволяет уяснить различие между науками и подвигнуть человека к познанию истины и пользы. Татищевская теория «всемирного умопросвящения» открывала простор развитию светского мировоззрения, опирающегося на принципы просветительской философии. Своего расцвета этот процесс достиг во второй половине XVIII - начале XIX вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|