Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клепалова Светлана Геннадьевна,




Раздел 1.

«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном пространстве школы. Межпредметные связи курсов ОРКСЭ, ОДНКНР, истории и обществознания, краеведения, музыки, изобразительного искусства: обретенные идеалы и смыслы в изучении реформ Петра I.

 

Клепалова Светлана Геннадьевна,

учитель истории,

МКОУ «Чатлыковская СОШ»

Реформы Петра I. Взгляд в прошлое и настоящее.

(методические рекомендации к проведению повторительно-обобщающего урока истории в 8 классе «Значение петровских преобразований в истории страны»)

Преподавание петровской эпохи в школьном курсе истории всегда неоднозначно, особенно сложно бывает учителю на заключительном уроке «Значение петровских преобразований в истории страны». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются условия для дискуссии. Обсуждение итогов преобразований Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются условия для дискуссии. Обсуждение итогов преобразований Петра I позволяет выработать определенные принципы в оценке личности, прежде всего, соотносить с условиями формирования личности и исторической обстановки. Таким образом, занятие позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи.

В историко-культурном стандарте особое место отводится изучению исторической личности. В данном документе имеется рубрика «Персоналии», где дан перечень правителей, военных и различных исторических деятелей, которые оставили след в истории России. Эпохе Петра отводится особый раздел: Россия в конце XVII – XVIII веках: от царства к империи. Так же в Стандарте прописано, что эпоху Петра I разные историки оценивают по-разному, и у каждого мнения есть свои доводы и выводы. Оценки результатов реформ до сих пор вызывают немало споров. Одни считают Петра неуравновешенным правителем, который нарушил естественный ход развития, заставил русских людей подражать Западу, чуждым для них обычаям и нравам. Другие называют его спасителем России, величайшим преобразователем в истории страны. Разнообразие мнений подтверждает одно: Петр I настолько изменил жизнь Российского государства и населявших его народов, что последствия его реформ сказались на всех жителях огромной страны.

В учебной литературе доминирующим оценочным контекстом для восприятия образа Петра I и его деяний является позитивный контекст: «Царь стал образованным человеком, сумевший поставить свои обширные знания на службу Отечеству». Образ разумного монарха, личность великого масштаба ориентируют авторов учебников на название параграфов соответствующим образом: «Начало славных дел Петра». Однако присутствует и негативная оценка его личности и деятельности, зачастую связанная с методами, которые он избрал для осуществления своих намерений: «При всем демократизме и шутливом самоуничижении царь проявлял свою волю, железную и несокрушимую во всем».

Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности обучающихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. Необходимо отойти от односторонних суждений об исторических персоналиях, повысить внимание к ним у обучающихся.

Историческая личность, которая упоминается в учебнике истории или вводимая в изложение учителя, не должна быть для учащегося только именем. Исторического деятеля нужно показывать как живую личность, с индивидуальным характером, с особыми своеобразными чертами внутреннего и внешнего облика, характеризовать  конкретными штрихами.

Очень важно при этом учить школьников проводить параллели с современностью, уметь оценивать деятельность прошлых правителей и ее влияние на нынешнее развитие России.  

Президент России Владимир Путин в интервью британскому изданию «Файнэншл Таймс» рассказал, что из лидеров больше всего восхищается Петром I. Отвечая на вопрос о том, кем из лидеров он больше всего восхищается, Путин сказал: «Петром I», передает ТАСС. На замечание, что царь уже умер, а речь в вопросе шла о современных политиках, президент заметил: «Он (Петр I) будет жить до тех пор, пока будет жить его дело, так же как дело каждого из нас. Мы будем жить до тех пор, пока будет жить наше дело».

     На заключительном уроке истории, посвященном эпохе Петра I, необходимо говорить о том, что происходящие на сегодняшний день изменения в сфере государственного управления, реструктуризация органов государственной власти требуют необходимости обращения к историческому опыту России. В частности, глобальные преобразовательные реформы Петра Великого могут служить полезным инструментом в современной политике. Именно при Петре I страна совершила огромный рывок во всех сферах общественной жизни, в короткий временной период прошла путь от отсталой страны к международно-признанной державе Европы. Экономическая отсталость России от передовых стран, разросшийся бюрократический аппарат, отсутствие флота и выхода к морю для осуществления международной торговли требовали радикальных перемен. Петр Великий получил Россию в катастрофическом состоянии.  В этом можно найти сходство и с нынешним правлением В. В. Путина, который также начал управлять государством после тяжелых кризисов. И Петр Великий, и В. В. Путин начинают проводить реформы по развитию всех сфер общества.

     Для формирования осознанного отношения к истории России, к ее прошлому, настоящему и будущему, для развития национального самосознания подрастающего поколения и ответственности за судьбу страны можно предложить школьникам по ходу урока составить в тетради сравнительную таблицу:

Вопросы для сравнения Реформы Петра I Реформы В. В. Путина
Причины реформ    
Экономические реформы    
Социальные преобразования    
Реформы в области государственного управления    
Внешняя политика    

 

     Необходимо остановиться, прежде всего, на сходстве причин преобразований, которые проводят два политических лидера.

          В XVIII веке было несколько причин для проведения масштабных преобразований: выход Российского государства из международной изоляции, отсталость России от передовых стран Европы, наличие основы для проведения преобразований, которые были заложены еще в XVII веке, Великое посольство Петра Великого, после которого у него появилась огромная мотивация и стимул преобразить свою страну. Несомненно, реформы не смогли бы состояться, если бы не личные качества самого императора. Петр был энергичным, амбициозным, упорным человеком с «железным стержнем» внутри. Его бесконечное трудолюбие, стремление к познанию способствовали развитию страны. Если же говорить о предпосылках путинских реформ, то важно понимать, что состояние страны при приходе к власти Петра Великого и при получении власти Владимиром Путиным можно найти множество сходств. Кризис власти и развития государства в 90-е гг. был губительным для России, необходимо было практически с нуля восстанавливать большую часть сфер общественной жизни. Таким образом, основными причинами проведения крупномасштабных реформ стали следующие: неэффективность системы государственной власти, хаотичность и беспорядок в  отраслевых кодексах и других нормативно-правовых актах, слабая развитость судебной системы и несоответствие ее реалиям общественной жизни, отсутствие хорошо подготовленной и вооруженной российской армии, низкий авторитет России среди ведущих мировых держав. Как и в ситуации с Петром I, перед Владимиром Путиным стояла огромная задача: возродить экономику страны, создать комфортные условия жизни для населения и поднять авторитет России, а также ее вовлеченность в мировое сообщество.

     Особое внимание обучающихся необходимо обратить на экономические преобразования. Масштабная экономическая реформа Петра была направлена на одну из главных целей: получение свободного выхода к морю и налаживание торговли с другими странами. Но, помимо поднятия экономики на внешнем уровне, Петр I не забывал и об экономической ситуации внутри страны. Ко времени его правления в России существовал налог, носивший название «Большая соха». Данный налог предполагал сбор дани с участка земли. Это привело к тому, что жители стали хитрить и объединять свои участки, чтобы платить меньше налогов. Петр придумал и ввел более эффективную систему— «подушная подать». Налог здесь собирался один раз в год с каждого мужчины. Несмотря на все недостатки, данная система налогообложения была хоть и недолгое время, но эффективнее прежней. Данная реформа сравнима с налоговой реформой Владимира Путина. В 2000-е гг. Президентом России были подписаны ряд законов, которые предусматривали поправки и изменения в налоговое законодательство. Была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц размером в 13%, также была снижена ставка налога на прибыль, отменены оборотные налоги и налог с продаж. Общее количество налогов было сокращено в три раза. В 2006 г. заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы общая налоговая нагрузка снизилась с 34–35 до 27, 5%, что уже показывает возрастание эффективности. Налоговая реформа Владимира Путина, как и преобразования Петра Великого, способствовала увеличению собираемости налогов и стимулированию экономического роста.

     Если говорить о социальных реформах, то здесь Петр I создал себе славу жестокого правителя. Это должны понимать, и понимают старшеклассники. Социальные реформы Петра I коснулись всех слоев населения. Так, например, крестьяне стали более бесправными, все более походившими на рабов. Казна государства значительно обогатилась за счет введения подушной подати. Но, если положение крестьян не менялось в сторону европеизации, то к высшему сословию предъявлялись требования к более высоким стандартам поведения и образованности. Петр издал специальную книгу «Юности честное зерцало», в которой содержались основные нормы поведения в обществе, этикета. Придворные в то время должны были владеть иностранным языком, а также обучены верховой езде, красноречивы и начитанны. Несмотря на то, что многие дворяне были недовольны изменениями, происходящими в общественной жизни, и историки оценивают реформы весьма противоречиво, Петру Великому удалось значительно поднять уровень грамотности у населения, ввести новые прогрессивные формы образования в России. Сравнивая социальную реформу Петра I с преобразованиями Владимира Путина в данной сфере, стоит отметить, что нынешний президент направил изменения на более эффективное распределение бюджетных средств в пользу различных социальных выплат,  за счет монетизации льгот и адресной помощи. Еще в своем первом послании Владимир Путин отметил свои намерения следующей фразой: «Экономическая система России должна быть «социально справедлива», а социальную тематику по значимости можно было поставить на первое место». То есть президент был решительно настроен на изменения социальных условий граждан. Для этого была отдельно проведена пенсионная реформа, в которой появляется накопительная часть и повышен общий размер пенсий. Также он попытался решить проблему рождаемости в России путем введения материнского капитала и различных льгот для многодетных семей. Более того, произошел отказ от государственного регулирования в реформе по ЖКХ. Самым значительным, по мнению многих исследователей, является разработка и начало реализации крупных национальных проектов и комплексных программ, таких как «Образование»; «Здравоохранение»; «Доступное жилье» и многие другие. Если в социальных реформах Петра многим сложно отыскать пользу, которую они принесли обществу, так как она не так очевидна из-за жестоких форм проведения преобразований, то реформы Владимира Путина открыто демонстрируют прогресс в общественной жизни, который они принесли после кризисного периода.

     Необходимо подвести обучающихся к сравнению петровских и современных реформ в области государственного управления. Это позволит установить связь с курсом обществознания. Петр Великий успел еще в начале своего правления распознать неэффективность деятельности Боярской Думы как органа власти в стране. В 1704 г. Боярская Дума была распущена императором. На смену ей формируется Ближняя канцелярия и  Консилия министров, которые стали принимать наиболее важные решения. Одним из ключевых аспектов проведения административной реформы стало введение в 1699 г. особого ведомства городов. В данном документе устанавливались нормы самоуправления для купечества и остального народа поморских городов. Более того, Петр отменил власть воевод и назначил выборных бурмистров для сбора налогов. В 1708–1710 гг. проводилась губернская реформа Петра I. Суть ее заключалась в том, что Россия была поделена на 8 губерний и 45 провинций. Во главе губерний стоял генерал-губернатор. А провинции делились на уезды и управлялись воеводами. Изменил Петр I и судебную систему в России. С 1714 по 1722 г. проходило создание и формирование прокуратуры как органа судебного надзора. Приказы же в 1721 г. были заменены коллегиями. Каждая коллегия отвечала за определенную сферу общественных отношений и исполняла ряд присущих ей полномочий. Все преобразования и изменения в системе государственной власти Петр Великий изложил в документе, который был назван Генеральным регламентом

     Что же касается административной реформы, проводимой нынешним президентом РФ, то стоит отметить, что Владимир Путин еще в своем ежегодном послании в 2002 г. отметил, что успешному проведению экономических преобразований мешает несовершенство государственного аппарата. Преобразования начались еще в 2000 г., когда президент издал особый указ о создании федеральных округов и введении института полномочных представителей президента в федеральных округах. Также посредством подписания соответствующего указа был создан в 2000 г. Государственный Совет РФ, который представлял собой совещательный орган при Президенте РФ без каких-либо властных полномочий. Как и  Петр I, Владимир Путин начал реформировать судебную систему. Так, например, была создана специальная рабочая группа в сфере совершенствования законодательства по части судопроизводства. Изменились положения мировых судей и были сделаны соответствующие поправки в законе. Повысилась эффективность в расследовании уголовных дел и борьбе с коррупцией из-за создания Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В части исполнительной власти была сформирована полноценная структура из 3 типов: министерств, которые функционировали по конкретным направлениям; служб, осуществляющих надзор; агентств, которые предоставляют блага народу. Сравнивая преобразования Петра Великого и Владимира Путина в части административного управления, можно обнаружить сходные преобразования в разные временные периоды. Например, министерства, функционирующие на сегодняшний день, во многом схожи с коллегиями, введенными еще Петром I. Оба правителя уделили особое внимание такой важной ветви государственной власти, как судебная, образовав новые органы и издав для них нормативно-правовые акты. И Петр I, и Владимир Путин пришли к власти, прекрасно осознавая, что система органов власти находится в кризисном состоянии, необходимы изменения и нововведения.

     Особое внимание обучающихся необходимо направить на результаты внешнеполитической деятельности Петра. Петр Великий в свое время больше направлял все усилия на Запад, который был технологическим центром силы и прогресса. В то время как Владимир Путин сейчас делает упор на Восток. Ведь на сегодняшний день центр мировой элиты смещается именно туда, в Азию. Сравнение здесь обоих правителей заключается в том, что и Владимир Путин, и Петр Великий делали упор на сближение с наиболее развитыми и перспективными регионами своего времени. На сегодняшний день России важно сохранять и развивать возможности сотрудничества с Востоком, которые открылись ей в силу ее выгодного географического положения. Мы также должны использовать в своих интересах и потенциал, возникший в отношениях с ЕС. Историческая миссия России - это становление своеобразным цивилизованным мостом во взаимоотношениях между Западом и Востоком. Стоит остановиться и на военном реформировании. Петр I получил в начале своего пути отсталую армию, организованную еще по принципам Ивана Третьего. Он был вынужден воевать со Швецией с такими войсками. Северная война еще больше показала отсталость армии, однако себя неплохо проявили сформированные Петром Преображенский и Семеновский полки. Петр Великий провел военную реформу по европейскому образцу, в тех формах, которых требовали обстоятельства того времени. Россия при Путине в начале 2000-х гг. проживала довольно мирное время, но имела в качестве основных противников только сепаратистов. Поэтому не было особого стимула к реформированию и перевооружению армии. Однако сейчас такая необходимость снова появилась. Была поставлена задача - сформировать компактную армию с современными передовыми технологиями, которая может ответить на внешнюю агрессию в сторону нашей страны. Петр I с поставленной в свое время задачей,  по мнению многих историков, справился довольно на высоком уровне. Однако и Владимир Путин вкладывает много усилий в совершенствование армии, добавляются новые современные военные технологии, проводится перестройка войск и частей. Сейчас Россия считается одной из передовых стран по качеству военных сил в государстве.

     Таким образом, между царем Петром Великим и президентом Владимиром Путиным более 300 лет. Однако многие вызовы того времени актуальны и по сей день. Получая страну в разрушенном виде, и Петр Великий, и Владимир Путин внесли огромный вклад в ее поднятие и дальнейшее развитие, оба правителя поменяли уклад общественный жизни с ориентацией на более передовые тенденции. Многие историки признают заслуги Петра во внешней политике, развитии торговли и промышленности. Так, и Владимир Путин значительно поднял международной авторитет России, установил важные и перспективные отношения со странами-соседями и другими мировыми лидерами. Несмотря на перегибы в политике Петра и трудности, с которыми сталкивается сейчас наша страна, оба лидера принесли огромный вклад в развитие и становление мировой державы — России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...