Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список источников. Набиуллина Лидия Ивановна. учитель ОРКСЭ и ОДНКНР,. МАОУ «Новосельская СОШ». Секуляризация и преодоление духовного разрыва – от Петровских реформ до наших дней.




Список источников

1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат; 1989.

2. Белов Е. А. Русская история до реформы Петра Великого. М.; 2011.

3. Запесоцкий Ю. А. Петровские реформы как культурная доминанта. (Перечитывая Д. С. Лихачева). Новая и новейшая история. 2007; (4)

4. Каракулько А. TJ журнал «Великие последствия реформ Петра «Первого». URL: https: //tjournal. ru/ stories/189153-velikie-posledstviya-reform-petra-pervogo

5. Свобода К. Политические преобразования и экономические реформы в России в эпоху Путина. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/politicheskie-preobrazovaniya-i-ekonomicheskie-reformy-v-rossii-v-epohuputina

6. Павленко Н. И. История Петра Великого. М.: Вече; 2006.

7. Устрялов Н. И. История царствования Петра Великого. СПб.; 2012.

8.  Шмелев Н. В поисках здравого смысла. Двадцать лет российских экономических реформ. Монография. М.: Весь Мир; 2006.

 

Набиуллина Лидия Ивановна

учитель ОРКСЭ и ОДНКНР,

МАОУ «Новосельская СОШ»

Секуляризация и преодоление духовного разрыва – от Петровских реформ до наших дней.

- «Вера – это радужный мост между Небом и землей, всем на отраду», – этим поэтичным определением Иоганна Вольфганга фон Гете можно описать не только веру, но и религиозность. Связь, союз Бога и человека.

- «Но мост этот, – продолжает немецкий поэт, – из земных странников каждый видит по-разному, в зависимости от того места, где находится». Значение его тоже каждый понимает по-своему. И сегодня наш разговор не столько о конкретной личности российского императора Петра I, чей юбилей в России будут праздновать в 2022 году, сколько о глубоких процессах в общественном сознании, символом которых он стал.

- Сам термин «секуляризация» – продукт западной мысли XIX века. Ранее это понятие употреблялось лишь в историко-правовом контексте для описания процессов перехода лица или вещи из духовного состояния в светское. В XIX веке под секуляризацией стали понимать мировоззренческую позицию – отказ от религиозного миропонимания на уровне сознания, что неизбежно повлияло на все сферы общественной жизни.

- В России процесс секуляризации на государственном уровне начинается в XVIII веке в период правления Петра I. Секуляризация общества на западный лад и модернизация – восторженное культивирование всего нового, для своего времени прогрессивного и демонстративное противопоставление его старине – яркие признаки петровской эпохи. Именно в царствование Петра I было положено начало светской сети начальной общей школы, была учреждена светская Академия наук, издательская политика всецело перешла в руки императора.

- В 1708 году Петр ввел новый гражданский шрифт, а в 1710 году последовал указ о разграничении шрифтов: старым церковно-славянским набирались только церковные книги, светские издания печатались новым гражданским шрифтом. Разделение и противопоставление стали признаком не только отдельных реформ, но коснулись всего – поведения в быту, государственных собраний, мировоззрения.

- Именно с этого времени начинается разделение народа на «просвещенную» европейским образом жизни элиту и большинство, живущее идеалами и нормами допетровской Руси, но лишенного, при этом, богословского, философского осмысления этих идеалов и норм. Сознание, быт, привычки и уклад жизни были одинаковыми, разнились лишь материальные возможности. После Петра дворяне и крестьяне жили в одном Отечестве, но раскол между ними был гораздо значительнее.

- Великий по заслугам перед своим земным Отечеством император многим помнится со школьной скамьи. «Прорубил окно в Европу», «Россию поднял на дыбы» – этими словами Александра Сергеевича Пушкина мы рисуем его образ. Но на самом деле обращение к опыту западноевропейских государств отнюдь не открытие Петра, его предшественники также стремились перенять прогрессивный для своего времени европейский опыт в политике, экономике, образовании.

- «Новизна Петровской реформы, – поясняет протоиерей Георгий Флоровский, – не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом… Сам Петр хотел разрыва. У него была психология революционера. Он склонен был скорее преувеличивать новизну. Он хотел, чтобы все обновилось и переменилось, – до неузнаваемости. Он сам привык и других приучал о настоящем думать всегда в противопоставлении прошлому. Он создавал и воспитывал психологию переворота. И именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол… Происходит некая поляризация душевного бытия России. Русская душа раздваивается и растягивается в напряжении между двумя средоточиями жизни, церковным и мирским. Петровская Реформа означала сдвиг и даже надрыв в душевных глубинах».

- Упразднение Патриаршества, учреждение коллегиального органа для управления Церковью под председательством мирянина (обер-прокурора И. В. Болтина), портрет императора вместо иконы на его заседаниях – симптомы этого секулярного раскола. Петр не видел и не признавал вечного духовного предназначения Церкви. Еще в юности он часто пропадал в Немецкой слободе, где усвоил протестантскую религиозность. Под ее влиянием Петр стал рассматривать веру как необходимый инструмент помощи в делах земных, Церковь же – как помощницу в деле утверждения государственного могущества, сводя цели христианской жизни с Небес на землю.

- Петровы реформы не только подчинили духовное мирскому, они лишили высшей легитимности государственную власть. Перевороты сначала дворцовые, а потом общенародные стали приметой нашего национального бытия. И речь ведь не только о политике. «Все начали воевать друг против друга. В Россию была заложена мина колоссальных социальных конфликтов, и все последующее развитие страны шло под этим самым знаком – знаком скрытой социальной опасности. В конце концов, все это рвануло кровавыми революциями XX века», – отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

- «Я сам огонь. Мятеж в моей природе, / Но цепь и грань нужны ему. / Не в первый раз, мечтая о свободе, / Мы строим новую тюрьму», – писал Максимиан Волошин на рубеже веков. Результатом социального напряжения стал крах традиционалистской государственной политики, самодержавного государственного строя Российской империи и насильственное вытеснение всей суммы ценностей старой России новыми – коммунистическими. Само пришествие коммунизма в Россию можно рассматривать как новую волну, которая проходила в специфической форме, но преследовала цели, подобные целям петровской модернизации.

- В Советском Союзе секуляризация осуществлялась жестко и насильственно, ибо коммунистический проект был враждебен религиозности. Ни о каком религиозном образовании, о возможности молодому или зрелому человеку сделать осознанный выбор между верой и неверием не могло быть и речи. Свобода совести существовала только на бумаге. Советский государственный атеизм стремился выдавить религию не только из общественной жизни, но и из частной, из самого сознания. В этом его главное отличие от западного секуляризма, не покушавшегося столь воинственно на частную жизнь.

- Секуляризационные кампании начала XVIII и XX веков весьма схожи по методам проведения. Недаром образ Петра I, воспетый писателями и поэтами, становится в коммунистическом государстве символом преодоления отсталости и проведения преобразований «железной рукой», разрушения старого мира и строительства на его обломках нового.

- Вот это стремление разрушать до обломков стало грустной приметой не только нашего государственного строительства, но и всего общественного устройства. Стремление противопоставлять современное опыту прошлых лет, становиться Иванами не только родства, но и мудрости предков не помнящими много раз приводило к печальным последствиям. И, пожалуй, одна из самых страдающих от этого сфер – образование и воспитание юных.

- Именно в сфере образования так важны традиции – передача опыта, знаний, навыков. Но посмотрите, сколько раз за три столетия в нашем Отечестве осмеивалась старина, сколько раз уничтожали целые школы и методики воспитания, как мы не бережно относимся к своему наследию. Петровские реформы, революция ХХ века, коренной перелом в общественном и государственном строительстве – каждое из этих событий сказалось на развитии отечественного образования. И как часто «вместе с водой выплескивали и ребенка».

- Преодоление болезненного пристрастия к разрывам и социальным конфликтам – наша тяжелая, но насущная задача. И в этом видится поле для соработничества Церкви и общества, священнослужителей и педагогов. Всех, кому дорого историческое наследие и историческая память нашего народа.

 - Социологи все чаще говорят сегодня о десекуляризации. Этот термин ввел американский социолог Питер Бергер, который в 1960-е годы был одним из теоретиков и исследователей секуляризации в Америке. К концу прошлого века он пересмотрел свои взгляды, и в 1999 году вышла книга «Десекуляризация мира» с его программной статьей. Речь в ней идет о том, что религия не умерла и не умирает, если смотреть глобально – на весь мир. «Бог умер», – пафосный лозунг XIX века, провозглашенный Фридрихом Ницше. «Ницше умер. Бог нет», – не только студенческая шутка, но и трезвый ответ века XXI секулярному вызову.

- Один из признаков постсекулярного общества, когда нерелигиозный человек, воспитанный в секулярном мире, в семье, далекой от Церкви, идентифицирует себя с конкретной религиозной традицией, являющейся частью его культуры. И сегодня мы видим, как все чаще люди разных поколений обращаются в поисках смысла к религиозным традициям.

 - Секуляризация была не просто историческим процессом, но прежде всего проектом, который базировался на определенных идеях, имел целью построить новый, безрелигиозный, мир. Десекуляризация и формирование постсекулярного общества – это не проект, а объективный процесс, происходящий на наших глазах, конкретные последствия которого мы предугадать не можем. Мы можем лишь констатировать факт – религия возвращается в общественное пространство.

- Безусловно, нельзя говорить о возвращении к общественной модели допетровской Руси, ведь всякая игра в старину неизбежно превращается в фарс. Наша история – и в дни подъема, и в годину бед – наш общий драгоценный опыт. Извлечь из него уроки, научить детей бережно относиться к наследию предков, но при этом трезво, осознанно смотреть в будущее и строить свою жизнь в настоящем – наша общая задача. И я надеюсь, что общение в дни Рождественских чтений поможет нам в поиске средств для ее решения.

Список литературы:

1. Андреева Л. А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I. // Общественные науки и современность. №4. 2006 г. С. 88.

2. Андреева Л. А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I. // Общественные науки и современность. №4. 2006 г. С. 95.

3. Кырлежев А. Эра постсекуляризма. //https: //www. pravmir. ru/era postsekulyarizma

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...