Введение 3 Глава I. Организационно-педагогические и методические особенности
Стр 1 из 64Следующая ⇒
- nE. QArOtM'•IECKOE 06PA30BAHHE Содержание Введение 3 Глава I. Организационно-педагогические и методические особенности обучения русскому языку в системе коррекционно-развивающего образования 5 § 1. Цели и задачи обучения детей риска русскому языку 6 § 2. Методические принципы организации обучения русскому языку 15 § 3. Методы обучения детей риска русскому языку 24 § 4. Суть коррекционно-развивающих технологий и их место в методике обучения русскому языку 38 Глава II. Функциональный состав и предпосылки нарушений письма 48 § 1. Комплексные программы процесса письма 49 § 2. Функционирование ведущих анализаторов в процессе письма 57 § 3. Диагностические методики изучения речевых и языковых возможностей младших школьников 62 Глава III. Формирование графо-моторных навыков письма. 71 Технологический план обучения каллиграфическим навыкам 72 Подготовительный этап обучения каллиграфии 76 Основной этап обучения каллиграфии 88
Глава IV. Коррекционно-развивающие технологии в методике изучения частей речи 90 Технологический план изучения модуля «Части речи» 92 §1. Общий этап подготовки к усвоению частей речи 94 §2. Основной этап изучения частей речи 106 Глава V. Формирование и коррекция навыков фонематического анализа 124 §1. Основные ошибки и пути их коррекции 125 § 2. Обучение фонемному анализу 131 Технологический план изучения модуля «Фонемный анализ» 133 Глава VI. Технологии предупреждения неуспешности в овладении навыками правописания 164 § 1. Правописание безударных гласных в корне 171 Технологический план усвоения модуля «Правописание безударных гласных в корне слова» 171 Изучение подмодуля «Корень слова» 173 Изучение подмодуля «Ударение» 180
§ 2. Изучение правописания безударных окончаний 194 Технологический план изучения модуля «Правописание безударных гласных в окончаниях» 195 Изучение окончаний, имеющих значение числа и рода 198 Изучение безударных окончаний, имеющих значение падежа 213 Изучение безударных личных окончаний глаголов................................................... 219 Глава VII. Методика формирования письменной речи 224 §1. Психологические механизмы письменной речи 224 Типологические трудности овладения письменной речью 229 § 2. Технология формирования письменной речи 232 Программа формирования письменной речи по годам обучения 232 Технология работы с предложением 233 Работа над изложением 254 Работа над сочинением 265 Словарь 268 Литература 272 Введение Обучение русскому языку всегда занимало ведущее положение в образовании подрас- тающего поколения, поскольку язык – это и средство человеческого общения, и, по метко- му выражению Н. И. Жинкина, канал формирования интеллекта. К сожалению, современ- ный учитель поставлен перед фактом неуклонного роста учеников, испытывающих значи- тельные трудности в овладении родным языком как учебным предметом. В начальном зве- не школы количество таких учеников колеблется, по различным данным, от 30 до 57%. Практически они встречаются в каждом общеобразовательном классе, а это значит, что лю- бой учитель, независимо от программы, по которой он работает, должен знать основы кор- рекционно-развивающего обучения и владеть соответствующими технологиями.
Настоящее учебное пособие является дополнением к существующим базовым учебным пособиям, которые раскрывают вопросы общей методики обучения русскому языку. 1 В нѐ м освещается еѐ новый раздел, ориентированный на обучение и развитие учеников общеобра- зовательных школ, которые по тем или иным причинам, не связанным с клинической пато- логией, с трудом усваивают учебный материал предмета «Родной язык» и отстают в рече- вом развитии от сверстников. Пособие призвано помочь будущим учителям планировать и осуществлять коррекционно-развивающую помощь младшим школьникам группы акаде- мического риска в соответствии с их образовательными нуждами и возможностями. Книга представляет собой одну из первых работ в области технологии предметного обучения детей группы риска. Коррекционно-развивающее обучение предусматривает тща- тельное педагогическое изучение состояния развития детей группы риска и планирование коррекционных мероприятий с учѐ том его результатов. Вместе с тем, в данном учебном по- собии акцент сделан не столько на коррекцию уже имеющихся у детей неблагополучий, сколько на предупреждение их появления и, следовательно, на предупреждение неуспеш- ности в учении. В разделе I пособия рассматриваются организационно-педагогические аспекты учебно- го процесса, поскольку без создания соответствующей среды обучения нельзя обеспечить успешную адаптацию учеников к условиям школьной деятельности, равно как и без ис- пользования методов обучения, отвечающих образовательным нуждам детей риска, нельзя добиться максимальной активизации всех имеющихся у них возможностей. Раздел II целиком посвящѐ н технологиям обучения детей риска. В первой главе рас- крыто понятие «технология обучения», показано еѐ место в образовательной системе, пред- ставлены общие концептуальные положения технологии обучения детей риска русскому языку. Вторая глава знакомит читателей с психофизиологическими механизмами письма и письменной речи, а также с представлениями современной психолого-педагогической нау- ки о предпосылках неуспешности младших школьников в учении. В третьей главе пред- ставлены методы диагностики готовности детей к овладению навыками письма и письмен-
1 Например: Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в на- чальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 472 с. ной речью. Четвѐ ртая – шестая главы посвящены вопросам изучения отдельных разделов русского языка с коррекционно-развивающими технологиями. Особое внимание уделено анализу трудностей учеников в усвоении конкретного учебного материала, раскрыты пред- посылки неуспешности детей в усвоении учебного материала, знание которых помогает учителю планировать и осуществлять превентивные меры. Представлены образцы техноло- гических планов усвоения отдельных языковых единиц, объединѐ нных в тематические мо- дули. Приведено большое количество коррекционно-развивающих заданий, упражнений, протокольных записей уроков. Седьмая глава содержит описание нового подхода к форми- рованию письменной речи младших школьников, к обучению изложениям и сочинениям. Книга может быть полезна не только студентам педагогических учебных заведений и специалистам в области методики обучения русскому языку, но и учителям-практикам, ко- торые ищут пути и способы помощи слабоуспевающим ученикам и озабочены повышением языковой компетентности своих учеников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|