Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение 3 Глава I. Организационно-педагогические и методические особенности




 

-

nE. QArOtM'•IECKOE 06PA30BAHHE


Содержание

Введение                                                                                                                             3 Глава I. Организационно-педагогические и методические особенности

обучения русскому языку в системе коррекционно-развивающего

образования                                                                                                                        5

§ 1. Цели и задачи обучения детей риска русскому языку                                        6

§ 2. Методические принципы организации обучения русскому языку                    15

§ 3. Методы обучения детей риска русскому языку                                                24

§ 4. Суть коррекционно-развивающих технологий и их место

в методике обучения русскому языку                                                                        38 Глава II. Функциональный состав и предпосылки нарушений письма                    48

§ 1. Комплексные программы процесса письма                                                         49

§ 2. Функционирование ведущих анализаторов в процессе письма                        57

§ 3. Диагностические методики изучения речевых

и языковых возможностей младших школьников                                                   62 Глава III. Формирование графо-моторных навыков письма.                                    71 Технологический план обучения каллиграфическим навыкам                         72 Подготовительный этап обучения каллиграфии                                             76 Основной этап обучения каллиграфии                                                               88

Глава IV. Коррекционно-развивающие технологии

в методике изучения частей речи                                                                                    90

Технологический план изучения модуля «Части речи»                                   92

§1. Общий этап подготовки к усвоению частей речи                                             94

§2. Основной этап изучения частей речи                                                                 106 Глава V. Формирование и коррекция навыков фонематического анализа             124

§1. Основные ошибки и пути их коррекции                                                              125

§ 2. Обучение фонемному анализу                                                                              131 Технологический план изучения модуля «Фонемный анализ»                          133

Глава VI. Технологии предупреждения неуспешности в овладении

навыками правописания                                                                                                  164

§ 1. Правописание безударных гласных в корне                                                        171 Технологический план усвоения модуля «Правописание

безударных гласных в корне слова»                                                                     171 Изучение подмодуля «Корень слова»                                                                  173 Изучение подмодуля «Ударение»                                                                         180

§ 2. Изучение правописания безударных окончаний                                                 194 Технологический план изучения модуля

«Правописание безударных гласных в окончаниях»                           195 Изучение окончаний, имеющих значение числа и рода                     198 Изучение безударных окончаний, имеющих значение падежа         213 Изучение безударных личных окончаний глаголов................................................... 219

Глава VII. Методика формирования письменной речи                                                224

§1. Психологические механизмы письменной речи                                                   224 Типологические трудности овладения письменной речью                               229

§ 2. Технология формирования письменной речи                                                      232 Программа формирования письменной речи по годам обучения                     232 Технология работы с предложением                                                                 233 Работа над изложением                                                                                      254 Работа над сочинением                                                                                       265

Словарь                                                                                                                               268 Литература                                                                                                                         272


Введение

Обучение русскому языку всегда занимало ведущее положение в образовании подрас- тающего поколения, поскольку язык – это и средство человеческого общения, и, по метко- му выражению Н. И. Жинкина, канал формирования интеллекта. К сожалению, современ- ный учитель поставлен перед фактом неуклонного роста учеников, испытывающих значи- тельные трудности в овладении родным языком как учебным предметом. В начальном зве- не школы количество таких учеников колеблется, по различным данным, от 30 до 57%. Практически они встречаются в каждом общеобразовательном классе, а это значит, что лю- бой учитель, независимо от программы, по которой он работает, должен знать основы кор- рекционно-развивающего обучения и владеть соответствующими технологиями.

Настоящее учебное пособие является дополнением к существующим базовым учебным пособиям, которые раскрывают вопросы общей методики обучения русскому языку. 1 В нѐ м освещается еѐ новый раздел, ориентированный на обучение и развитие учеников общеобра- зовательных школ, которые по тем или иным причинам, не связанным с клинической пато- логией, с трудом усваивают учебный материал предмета «Родной язык» и отстают в рече- вом развитии от сверстников. Пособие призвано помочь будущим учителям планировать и осуществлять коррекционно-развивающую помощь младшим школьникам группы акаде- мического риска в соответствии с их образовательными нуждами и возможностями.

Книга представляет собой одну из первых работ в области технологии предметного обучения детей группы риска. Коррекционно-развивающее обучение предусматривает тща- тельное педагогическое изучение состояния развития детей группы риска и планирование коррекционных мероприятий с учѐ том его результатов. Вместе с тем, в данном учебном по- собии акцент сделан не столько на коррекцию уже имеющихся у детей неблагополучий, сколько на предупреждение их появления и, следовательно, на предупреждение неуспеш- ности в учении.

В разделе I пособия рассматриваются организационно-педагогические аспекты учебно- го процесса, поскольку без создания соответствующей среды обучения нельзя обеспечить успешную адаптацию учеников к условиям школьной деятельности, равно как и без ис- пользования методов обучения, отвечающих образовательным нуждам детей риска, нельзя добиться максимальной активизации всех имеющихся у них возможностей.

Раздел II целиком посвящѐ н технологиям обучения детей риска. В первой главе рас- крыто понятие «технология обучения», показано еѐ место в образовательной системе, пред- ставлены общие концептуальные положения технологии обучения детей риска русскому языку. Вторая глава знакомит читателей с психофизиологическими механизмами письма и письменной речи, а также с представлениями современной психолого-педагогической нау- ки о предпосылках неуспешности младших школьников в учении. В третьей главе пред- ставлены методы диагностики готовности детей к овладению навыками письма и письмен-

 


1 Например: Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в на- чальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 472 с.


ной речью. Четвѐ ртая – шестая главы посвящены вопросам изучения отдельных разделов русского языка с коррекционно-развивающими технологиями. Особое внимание уделено анализу трудностей учеников в усвоении конкретного учебного материала, раскрыты пред- посылки неуспешности детей в усвоении учебного материала, знание которых помогает учителю планировать и осуществлять превентивные меры. Представлены образцы техноло- гических планов усвоения отдельных языковых единиц, объединѐ нных в тематические мо- дули. Приведено большое количество коррекционно-развивающих заданий, упражнений, протокольных записей уроков. Седьмая глава содержит описание нового подхода к форми- рованию письменной речи младших школьников, к обучению изложениям и сочинениям.

Книга может быть полезна не только студентам педагогических учебных заведений и специалистам в области методики обучения русскому языку, но и учителям-практикам, ко- торые ищут пути и способы помощи слабоуспевающим ученикам и озабочены повышением языковой компетентности своих учеников.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...