Глава II. Функциональный состав и предпосылки нарушений письма
Глава II. Функциональный состав и предпосылки нарушений письма Феномен языка как системы звуковых и письменных единиц, исторически возникшей в человеческом обществе и способной выразить всю совокупность понятий и мыслей челове- ка, имеет определенную структуру. Каждый еѐ блок представляет собой психофизиологи- ческую программу речевых действий. В школе на уроках русского языка объектом изуче- ния является письменная форма речи, которая включает в себя пять таких программ, что наглядно видно на схеме:
Первые три программы овладения навыками письма и технологии их реализации изл о- жены во второй – шестой главах, а программы и технологии формирования письменной ре- чи – в седьмой.
§ 1. Комплексные программы процесса письма В основе процесса письма лежат комплексные программы действий трѐ х уровней: I. Написание буквы. II. Кодирование звучащего слова в написанное. III. Запись предложения. Выполнение программы каждого уровня является для младших школьников трудной и напряжѐ нной работой, которая не всегда оказывается успешной. Рассмотрим их подробнее, а также остановимся на типических ошибках при их выполнении и предпосылках этих ошибок.
I. Программа действий при написании буквы. Для того, чтобы написать букву, ребѐ нок должен вспомнить еѐ зрительный образ (гра- фему), разложить его на элементы, соотнести их между собой в пространстве и времени, т. е. определить, какой элемент находится выше (ниже), впереди (сзади) и в какой последова- тельности следует их воспроизводить. Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву. Поскольку буква выступает в двух аспектах – как графема (постоянный, обобщѐ нный зрительный об- раз знака) и как кинема (двигательный образ знака), – то и ошибки в еѐ написании имеют двоякую природу. В первом случае у детей медленно формируется и долго закрепляется в памяти зри- тельный образ буквы. Буквы имеют две формы выражения – печатные и рукописные знаки, которые достаточно резко отличаются друг от друга. Кроме того, каждая форма имеет ещѐ две подгруппы знаков – заглавные и строчные. В печатном шрифте они, за небольшим ис- ключением (Аа, Бб, Ее), тождественны, а в рукописном варианте разница между заглавн ы- ми и строчными знаками существеннее: При обучении детей «разнообразие буквенного выражения одного звука в составе од- ной графемы и еѐ обобщѐ нный характер делает восприятие и опознавание буквы при чте- нии и актуализации еѐ образа-представления при письме весьма трудным процессом…». 1 Выделив фонему, ребѐ нок не может обозначить еѐ соответствующей буквой. «Я забыл, как пишется эта буква», – обращается он за помощью к учителю. Такие ученики допускают за- мены букв по оптическому сходству:
и др. Однако эти ошибки не имеют стойкого характера и встречаются обычно в первой половине букварного периода. Длительное сохранение подобных ошибок может свидетель-
1 Цветкова Л. С. Нейропсихология счѐ та, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000. – С. 228-229. ствовать об органических нарушениях в коре головного мозга, препятствующих созданию прочной связи между фонемой и графическим образом буквы. Во втором случае у детей медленно вырабатывается двигательный образ буквы. Сего- дня специалисты сходятся во мнении, что письмо букв – это, прежде всего, создание и реа- лизация программы движений, и смешение букв, состоящих из одинаковых элементов ( ), недописывание элементов, неправильное соединение букв бывают обуслов- лены слабой сформированностью двигательного стереотипа. Если написание двух букв на- чинается с одного и того же элемента, то возможна замена той буквы, у которой второй элемент сложнее для написания или менее автоматизирован, на другую букву, более при- вычную для руки ребѐ нка. Например, при смешении букв буква чаще заменяется буквой , т. к. элемент, опускающийся ниже строки, более распространѐ н в русском алфа- вите и, следовательно, более автоматизирован. Он встречается в буквах, в то время как элемент, поднимающийся над строкой, присутствует только в буквах , причѐ м у буквы он более неудобен для движения. Другой вариант ошибок при письме букв – это недописывание элементов, сходных у двух соседних букв. В этом случае происходит несвоевременное торможение, и элемент одной буквы воспринимается, как элемент следующей: Встречаются ошибки, обусловленные явлением интерференции, когда элементы одной буквы переносятся на другую букву, близкую по внешнему виду. Например, соединение буквы с последующей буквой принимает вид нижней части второго элемента буквы
Ошибки в начертании букв, а также снижение качества письма (колебания в размерах и наклоне, несоблюдение строки, нарушения пропорций элементов буквы, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид) достаточно тесно связаны с условиями письма. Из- вестно, что при письме длинных предложений или связного текста, когда внимание направ- лено на передачу содержания, на сохранение стиля изложения и т. п., резко возрастает не- брежность письма, а также количество орфографических и графических ошибок. Это явле- ние бывает обычным для младших школьников, которые ещѐ не умеют распределять вни- мание между несколькими задачами. «Совершенно очевидно, что выделение в сознании всех частных задач и одновременное контролирование процесса их решения в течение до- лей секунды невозможно. Соблюдение графических норм при указанных условиях может осуществляться только на основе навыков, т. е. упрочившихся в результате упражнений способов изображения более или менее сложных соединений или комплексов элементов и букв, соответствующих определѐ нным элементам речи. Только в редких случаях, когда возникают технические затруднения или когда пишущий ставит перед собой специальную задачу написать данный текст особенно чѐ тко, происходит выделение специальных задач правильного изображения отдельных букв и их элементов». 1
Очень важную роль при письме букв играет контроль. Контроль графических норм
1 Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959. – С. 16. осуществляется на двух уровнях – кинестетическом ощущении и зрительном восприятии. Характеристику процесса кинестетического контроля дал И. М. Сеченов, писавший о том, что определѐ нному ряду движений всегда соответствует в сознании определѐ нный ряд чув- ственных знаков и при условии многократного повторения двигательного ряда вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки. Запечатлеваясь в па- мяти, они образуют ряд нот, по которым, или, точнее, под контролем которых разыгрывает- ся соответствующая двигательная пьеса. Человек при письме воспринимает комплекс дви- жений руки и оценивает его как соответствующий или несоответствующий тому, который хранится в его двигательной памяти. Если устанавливается соответствие, то запись этого комплекса не привлекает внимания, но если пишущий чувствует несоответствие, то мозг реагирует на «фальшивую ноту» и тут же сигнализирует о сбое. Человек останавливает письмо, чтобы выяснить, в чѐ м допущена ошибка. Примерно по такому же механизму осу- ществляется и зрительный контроль, только в кору головного мозга идут импульсы не от движений руки, а от восприятия рисунка, от соответствия образа написанной буквы тому оптическому представлению о графеме, которое присутствует в памяти.
Большое значение как для чѐ ткого написания буквы, так и для развития кинестетиче- ского контроля имеет состояние мышечного тонуса руки. При излишнем напряжении мышц ребѐ нок работает не запястным суставом и фалангами пальцев, а локтевым и плечевым суставами. А они не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому ребѐ нок испы- тывает при письме двигательный дискомфорт, снижающий эффективность его работы и ве- дущий к ошибкам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|