Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Диагностические методики изучения речевых и языковых возможностей младших школьников




Овладение письмом и письменной речью базируется на взаимосвязанной работе зри- тельного, слухового и двигательного анализаторов и зависит от качества устной речи. На-


рушение или неравномерное их развитие в дошкольном детстве могут стать предпосылками неуспешности в учении. Но этого может и не произойти, если учитель сумеет вовремя за- метить проблемных детей, определить уровень их готовности к овладению учебным мате- риалом и правильно организовать обучение, направив внимание на восполнение имеюще- гося дефицита развития. С этой целью в период комплектования первых классов проводит- ся комплексное обследование будущих школьников, в которое должен входить блок, опре- деляющий степень готовности слухового, зрительного и моторного анализаторов, участ- вующих в акте письма, и состояние речи.

Его задачи:

– выявить предпосылки неуспешности ребѐ нка в овладении письмом и письменной ре- чью;

– составить прогноз трудностей, которые могут возникнуть у учителя в процессе обу- чения данного ребѐ нка родному языку;

– разработать либо общую для всего класса программу коррекционно-развивающей деятельности, либо систему индивидуальных развивающих мероприятий по предупрежде- нию и коррекции неуспешности.

Обследование поступающих в школу детей проводится в два этапа. Во время приѐ ма документов учитель знакомится с будущими учениками при помощи тестовых заданий, представленных ниже. Они помогут выявить группу детей, обучение которых потребует специальных коррекционно-развивающих мероприятий. Этих детей учитель направляет на школьный консилиум, который обычно состоит из заместителя директора по начальному обучению, школьного психолога, социального педагога, логопеда, учителя и медицинского работника (врача школы). Консилиум устанавливает общий уровень школьной зрелости, конкретные проблемы каждого ребѐ нка, определяет оптимальную форму коррекционной помощи (обучение в общеобразовательном классе с применением коррекционно- развивающих технологий, в классе компенсирующего обучения, занятия с логопедом и пр. ), либо направляет ребѐ нка на психолого-медико-педагогическую комиссию. 1

Предварительное знакомство с детьми происходит обычно в апреле – августе при ком- плектовании первых классов. Помимо выяснения общих знаний об окружающем мире учи- тель проверяет готовность будущих учеников к овладению письменной формой речи. Это обследование включает в себя два блока: определение уровня сформированности процес- сов, необходимых для успешного овладения письмом, и письменной речью.

В первый блок входят задания, позволяющие получить представление о зрелости фо- немных, моторных и зрительно-пространственных процессов, а во второй – позволяющие проверить умение детей составлять предложения и тексты.

Диагностика готовности детей к овладению письмом

I. Обследование фонемных процессов (ФП).

Всем детям без исключения предъявлятся одинаковое количество одних и тех же слов и

 


1 См.: Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за- ведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М., 2001. – С. 114-115.


картинок.

1. Различение оппозиционных звуков (ОЗ):

а) на слух (Сл):

Инструкция: внимательно послушай группы звуков, скажи, они одинаковые или нет? (предъявляются парами)

кама – гама, сали – зали, упа – уба, алан – аран, сап – цап, шара – жара; олы – оли, чам – тям, сюп – щуп, уча - уща

Не рекомендуется использовать знакомые детям слова типа тачка – дачка, косы – козы, поскольку дети могут оперировать образами и, говоря, что слова разные, иметь в виду не слова, а собственно предметы.

б) по представлению (Пр):

Картинки для предъявления ученикам парами: подъѐ мный кран – водопроводный кран, коза – коса, бочка – почка, крыса – крыша, уши – ужи.

Инструкция: рассмотри картинки, назови каждый предмет, но слово вслух не произн о- си; подумай и скажи, эти предметы называются одинаковыми словами или разными?

Вначале следует обучение на примере первой пары картинок, изобра -жающих краны, чтобы исключить сравнение предметов, а не слов.

– Рассмотри эти предметы. Они похожи друг на друга?.

– Как эти предметы называются? Похожи или не похожи слова? После обучения учитель даѐ т основную инструкцию.

В случае ошибочных ответов ребѐ нка следует направить к логопеду для более тщатель- ного обследования. Если это невозможно, учитель может воспользоваться одной из логопе- дических методик обследования звуковой стороны речи и точнее выяснить, какие именно звуки смешивает ребѐ нок.

В протоколе учитель отмечает те звуки, в различении которых ребѐ нок допускает ошибки.

2. Определение количества и последовательности звуков в слове (ПЗ). Слова для предъявления: шнурки, слива, туман, кино, ты, он. Инструкция: назови по порядку звуки в слове ….

Слова, данные в инструкции предъявляются по одному. Если ребѐ нок отказывается от- вечать или делает ошибку в перечислении звуков первого слова, необходимо удостоверить- ся, понимает ли он, что такое звуки. Для этого учитель: а) просит его назвать какой-нибудь звук речи; б) показывает букву, называет соответствующий звук и спрашивает: «Как ты ду- маешь, что такое звук, – то, что ты видишь, или то, что я называю? »

В случае, если ребѐ нок плохо понимает, что такое звук, возможен другой вариант инст- рукции: «Представь себе, что ты умеешь писать. Какими буквами ты написал бы слово …».

Если ребѐ нок правильно перечислит составляющие слово шнурки звуки (буквы), можно перейти к следующему диагностическому заданию на изучение моторной зрелости. Если будет сделана ошибка, учитель предъявляет второе слово слива, в случае ошибки и в нѐ м, предъявляется третье – туман и так до слова он.


Учитель подбирает не одно слово одинаковой структуры, как это показано в образце, а три-четыре, например: шнурки, грабли, внучка, тройка; слива, крыша, ступа, груша, чтобы использовать их в случае необходимости. Все звуки в подобранных словах должны соот- ветствовать буквам, не рекомендуется подбирать слова типа трубка, стекло, а также слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласного (яблоко, поют).

В протоколе обследования отмечается та слоговая структура, в которой ребѐ нок сделает ошибку (см. стр. 105).

II. Определение моторной зрелости (МЗ).

1. Обследование кинетики.

а) Тест «Кулак – ребро – ладонь». (К–Р–Л)

Оцениваются умения переключаться с одного движения на другое и сохранять задан- ную последовательность движений.

Инструкция: внимательно посмотри на мои движения, запомни их и повтори три раза подряд.

Тест выполняется в два этапа.

Первый этап – обучение. Учитель без комментариев демонстрирует ребѐ нку образец выполнения движений: 1) пальцы собраны в кулак, кисть руки опирается на стол стороной мизинца (кулак), 2) пальцы выпрямлены, кисть опирается на внешнее ребро (ребро), 3) пальцы выпрямлены, кисть кладѐ тся на стол ладонью вниз (ладонь). Ребѐ нок повторяет триаду один раз. Обучение проводится до тех пор, пока он не выполнит без ошибок все три движения.

Второй этап – выполнение теста. Учитель молча показывает образец: К–Р–Л, К–Р–Л, К–Р–Л. Ученик повторяет все девять движений. В случае ошибки образец демонстрируется ещѐ, и так до пяти раз. Каждая ошибка оценивается 1 баллом. Максимальное число штраф- ных баллов – 5.

б) Тест «Пересчѐ т пальцев». (ПП)

Оценивается точность движений мелкой мускулатуры пальцев, умение различать дви- жения и способность к переключению (отсутствие застреваний).

Инструкция: поставь руку на локоть, выпрями все пальцы; кончиком каждого пальца коснись кончика большого пальца.

При этом учитель медленно демонстрирует называемые действия. После демонстрации образца ребѐ нок повторяет движения. В случае ошибки образец демонстрируется ещѐ один раз.

Ребѐ нку не указывается, какой рукой следует работать, правой или левой. Он использу- ет привычную руку, на основании чего учитель может сделать предварительный вывод о право- или леворукости ребѐ нка.

Первый раз показывается образец пересчѐ та пальцев, начиная с указательного. Ребѐ нок выполняет движения сначала одной рукой, потом – другой. Второй раз образец демонстри- руется, начиная с мизинца. И эти движения ребѐ нок выполняет сначала одной, затем другой рукой.


Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Максимальное количество штрафных баллов – по 8 для каждой руки. В протоколе учитель отмечает, например: 1п, 3л. Это означает, что ре- бѐ нок допустил 1 ошибку, работая правой рукой, и 3 ошибки – работая левой рукой.

2. Обследование кинестезии.

а) Определение способности ощущать движения пальцев (ДП) Инструкция: внимательно посмотри на мою руку и повтори фигуру.

Руку ребѐ нка следует закрыть экраном так, чтобы он не мог еѐ видеть. Учитель показы- вает ребѐ нку различные положения пальцев, которые тот должен повторить:

– пальцы выпрямлены и сомкнуты вместе, ладонь повѐ рнута от себя;

– большой палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

– указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

– пальцы выпрямлены и сомкнуты, указательный и средний пальцы раздвинуты в виде буквы V;

– указательный и мизинец выпрямлены, остальные пальцы собраны в кулак;

– средний палец лежит поверх указательного, остальные собраны в кулак;

– указательный и средний пальцы выпрямлены и раздвинуты в виде буквы V, осталь- ные касаются друг друга кончиками;

– большой и указательный пальцы образуют круг, остальные выпрямлены.

Образец демонстрируется ребѐ нку до тех пор, пока он не повторит показанную фигуру.

Оценки выполнения теста (ОТ): положение передано неточно – 0, 5 балла; ребѐ нок ищет сочетание неуверенно – 1 балл; поиск продолжается от 10 до 30 секунд – 2 балла; свыше 30 секунд – 3 балла. Максимальное число баллов – 28 (до 30 с. ) – 36 (после 30 с. ).

Дополнительно можно отметить в протоколе, сколько раз понадобилось демонстириро- вать образец. Эти данные показывают обучаемость ребѐ нка (Об).

б) Определение способности ощущать движения артикуляционного аппарата. (ДАА) Инструкция: внимательно посмотри на меня и повтори движения.

Учитель поворачивает ребѐ нка лицом к себе и просит поочерѐ дно повторить девять движений:

– улыбнуться;

– надуть щѐ ки;

– вытянуть губы «трубочкой» (как бы произнося звук [у]);

– округлить губы (как бы произнося звук [о]);

– кончиком языка покатать по одной щеке, потом по второй;

– широкий мягкий язык положить на нижнюю губу («лопата»);

– кончиком языка коснуться сначаала верхней губы, затем нижней;

– коснуться кончиком языка сначала одного уголка рта, затем другого»; и) высунуть узкий язык («шильце»).

Оценки: ребѐ нок движение не выполнил – 1 балл; ребѐ нок пробует выполнить заданное движение языка при помощи губ, челюсти, пальцев – 0, 5 балла за каждую пробу; движение выполнено неточно – 0, 25 балла. Максимальное число баллов – 9.


III. Обследование зрительно-пространственных функций (ЗПФ).

1. Складывание орнаментов.

Оценивается умение ориентироваться в пространстве, способность к переносу способа деятельности в аналогичную ситуацию. По количеству оказанной помощи учитель может составить представление об обучаемости ребѐ нка и активности его деятельн ости.

Оборудование:

а) набор, состоящий из 20 квадратов размером 3Х3 см, среди которых 5 квадратов бе- лого цвета  , 5 – чѐ рного или любого другого контрастного цвета

, 10 квадратов, наполовину окрашенных по диагонали тем же цветом        ;

б) набор карточек с образцами орнаментов 1 – 10 (см. ниже), разделѐ нных на квадраты чѐ рными линиями         ;

в) набор карточек с образцами орнаментов 1 – 10 без разделительных линий           ; г) два макета.

   
   

 

   
   

 

   
   

 

   
   

 

   
   

 

   
   

 

   
   

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...