Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Рисование бордюров.




Уроки каллиграфии полезно завершать рисованием цветных бордюров. Эта работа эф- фективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, распре- делять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. И всѐ это достигается в менее обязательных и строгих условиях, чем выполнение собственно учебных упражнений. Помимо этого работа с цветом, который ребѐ нок выбирает самостоя- тельно, по мнению психологов, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, по- зволяет выражать свои чувства, в том числе и отношение к уроку.

Характерной особенностью бордюров является то, что они не имеют ни начала, ни кон- ца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому начинать рисование ребѐ нок может не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а может на- чать от и левого края строки, но не довести еѐ до конца. Это даѐ т возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других уроках или заканчивая его дома, что развивает память, воображение и позволяет экономить рабочее время на уроке.

Рисование бордюров также состоит из двух этапов.

Первый – обучающий. Учитель объясняет детям, как рисовать каждый вид бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она разви- вает указанные выше мыслительные операции. При еѐ нарушении рисование бордюров те- ряет свой развивающий и корректирующий эффект. На усвоение техники рисования одного бордюра уходит как минимум 3-4 урока, следовательно, учиться правильно рисовать раз- личные виды бордюров дети могут почти до конца второй четверти. В течение этого време- ни вид бордюра, подлежащего рисованию, задаѐ т учитель.

Второй этап – основной. После того, как ученики усвоят технику выполнения всех ви- дов бордюров, они могут самостоятельно выбирать для рисования тот или иной вид и вари- анты его выполнения. При рисовании ребѐ нок может использовать несколько цветов, а мо- жет и один единственный, варьируя степень интенсивности цвета (нажима карандаша на бумагу). Важно, чтобы он выбирал те цвета, которые нравятся именно ему.

Учитель не даѐ т ребѐ нку никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя ему полную свободу самовыражения, и контролирует только заданную тех- нику рисования.

Нарисовав бордюр, дети показывают свою работу друг другу. Время от времени полез- но устраивать в классе выставки детских работ. В III и IV классах можно усложнить эле- менты, составляющие бордюр, например, не закрашивать клеточки в тетради, а нарисовать какие-нибудь геометрические или другие фигуры: круги, овалы, простейшие элементы рас- тительного орнамента – листочки, яблоки и пр. При этом дети сначала рисуют чередую- щиеся фигуры, а потом закрашивают их, соблюдая один из описанных ниже способов.

Ленточный бордюр

Ребѐ нку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными карандашами. Он кладѐ т пе- ред собой все имеющиеся у него карандаши. Выбирает любой из них, закрашивает подряд


либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и кладѐ т карандаш об- ратно. Затем берѐ т другой карандаш и закрашивает столько же следующих по порядку кле- точек. И так далее. При этом он по своему желанию может соблюдать ритмичность цветов, а может и не соблюдать. Если возникнет необходимость прервать бордюр, не закончив строки, то сделать это можно только заданным или выбранным количеством клеточек од- ного цвета.

                           

А если бордюр доходит до конца строки, он завершается тем количеством клеточек следующего цвета, какое помещается до еѐ окончания.

                         

 

Ритмичный бордюр

Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трѐ м (3, 6, 9 и т. д. ). Но число цветных карандашей всегда должно быть несколько больше, чтобы у ребѐ нка была воз- можность выбора цвета.

Рассмотрим пример выполнения 6-цветного бордюра.

Перед ребѐ нком лежат 7 или более цветных карандашей (все, какие у него есть). Он бе- рет в руку 6 карандашей любых цветов, которыми и будет работать. Взяв карандаш из руки, ученик закрашивает одну клеточку, после чего возвращает его обратно в руку. Затем выби- рает карандаш другого цвета, закрашивает следующую клеточку – и так все 6 клеточек, на- пример, в следующей последовательности цветов: красный (к), оранжевый (о), желтый (ж), зеленый (з), голубой (г), синий (с).

Затем ребенок повторяет получившееся чередование цветов в той же последовательн о- сти, держа рабочие карандаши в руке. Прервать работу, не закончив строки, или завершить еѐ можно только после окончания цикла из 6 цветов, т. е., закрасив 12, 18 и т. д. клеточек (на рисунке заштрихованная клетка обозначает начало цикла).

                                         

 

Группа карандашей из руки кладѐ тся на стол или в коробку только по окончании рабо- ты как знак еѐ завершения.

На первом этапе ученики закрашивают по одной клеточке, а на втором они могут рас- крашивать одним цветом подряд несколько клеточек, число которых определяют по своему желанию, но троичный цикл при этом сохраняется.

Бордюр «Змейка».

Для этого бордюра количество цветов выбирается так же, как и в предыдущем вариан- те, т. е. кратное трѐ м.

Бордюр «Змейка» состоит из двух рядов ритмического бордюра. Первый ряд выполня- ется точно так же, как в ритмическом бордюре, а второй ряд – в обратном направлении, т. е. справа налево, от конца строки к еѐ началу, с соблюдением заданной последовательности


цветов. Завершается бордюр любым цветом, безотносительно к троичному циклу.

 

               
               

 

Ступенчатый бордюр.

Ребѐ нок берѐ т простой карандаш и, отступив от левого края страницы вправо 3 или бо- лее клеточек, рисует вниз и влево лесенку из 4 ступенек. Затем пропускает вправо две кле- точки и рисует такую же лесенку. И так до конца строчки. Ширина лесенки может быть – в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или мень- ше данного в образце.

После того, как все лесенки будут нарисованы, дети закрашивают их разными цветами по типу ленточного бордюра.

                               
                               
                               
                               

 

На концах строчек остаются пустые клеточки, которые придают орнаменту незакон- ченный вид. Учитель помогает ученикам представить, как будут располагаться ступеньки дальше, и изобразить их в усечѐ нном виде. Дети заканчивают лесенку самостоятельно.

                               
                               
                               
                               

 

Многоярусный бордюр.

Этот вид бордюра обучает детей решать одновременно две задачи – развивать рисунок по горизонтали, т. е менять цвета в определѐ нном алгоритме, и по вертикали (изменять ин- тенсивность цвета от ряда к ряду.

В начале рисования многоярусного бордюра учитель предлагает детям пользоваться двумя степенями нажима: сильно, но так, чтобы карандаш не сломался, и совсем слабо. За- тем они учатся закрашивать бордюр с тремя степенями нажима: слабо нажимая на каран- даш, чуть больше и, наконец, сильно. В этом случае он будет состоять уже не из двух или четырѐ х, а из трѐ х или шести строчек. Так постепенно дети учатся регулировать степень нажима на карандаш. Ученикам четвѐ ртого класса можно задавать диапазон развития ин- тенсивности цвета по вертикали, предлагая им цветной образец бордюра. При этом дети могут выбрать другие цвета, не совпадающие с образцом, но их интенсивность должна быть максимально приближена к данной.


Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в сле- дующей последовательности.

1. Рисование выполняется, начиная с нижнего ряда вверх.

Учитель просит учеников нарисовать ритмичный бордюр из 3 или 6 цветов и обозна- чить эту строчку цифрой 1.

Затем этот же бордюр повторяется на строчку выше теми же цветами (т. е. красный – над красным, синий – над синим и т. д. ), но другой цветовой интенсивности. При этом на- сыщенность цвета может как усиливаться, так и ослабляться, или быть волнообразной, на- пример, первая строка закрашена ярко, вторая – слабее, третья – опять ярко, четвѐ ртая – слабее и т. д. Таким образом ученики рисуют 3-4 строчки.

 

                           
                           
                           
                           

 

 

2. Выполнение многоярусного бордюра сверху вниз, когда вторая строка ритмичного бордюра выполняется под первой и т. д. с изменением насыщенности цвета не по вертика- ли, а по горизонтали. Например, 1 строка: к – слабый нажим, о – сильный нажим, ж – сла- бый, з – сильный и т. д.; 2 строка: над клеткой со слабым (сильным) нажимом следует клет- ка, того же или другого цвета, но с таким же нажимом:

 

 

                           
                           
                           
                           

 

3. Многоярусный бордюр выполняется снизу вверх из строчек бордюра «Змейка»

 

               
               
               
               

 


 

 

 

4. Бордюр «Змейка» выполняется сверху вниз, составляя многоярусный бордюр.

 


 

 

Полифонический бордюр


Этот бордюр представляет собой тип орнамента, в котором присутствуют несколько элементов, смещенных относительно друг друга. Бордюр составляется по типу многоярус- ного в любом его варианте.

На первом этапе – обучения – дети, нарисовав 1-ю строчку ритмичного бордюра, при- ступают к рисованию 2-й – вверх или вниз. При этом последовательность цветов смещается вправо на одну клетку. И так от строчки к строчке. По мере научения, цвета можно смещать вправо на две, три клетки.

На втором этапе – самостоятельного выбора – дети могут по своему желанию смещать клетки или вправо, или влево. Смещение в каждом ряду может быть разное, обусловленное только желанием самого ребѐ нка. Например, во 2-й строке цветовой ряд можно сместить на одну клетку вправо, в 3-й – на две клетки влево, в 4-й строке – на одну клетку влево и т. д. Количество строк ограничено желанием ученика или заданием учителя.

  о ж з г с к о ж з г с к о ж з г с к о
с к о ж з г с к о ж з г с к о ж з г с к
з г с к о ж з г с к о ж з г с к о ж з г
г с к о ж з г с к о ж з г с к о ж з г с

 

Все типы бордюров (за исключением ступенчатого) рисуются только по горизонтали слева направо или справа налево – сначала одна строчка, затем другая и т. д. Не следует по- зволять ученикам рисовать их столбиками сверху вниз или снизу вверх.

Ступенчатый бордюр дети рисуют простым карандашом сверху вниз, но раскрашивают цветными карандашами обязательно по горизонтальным строчкам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...