Подготовительный этап обучения каллиграфии
Подготовительный этап обучения каллиграфии Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерным мышечным напряжением, поскольку письмо является для ребѐ нка весьма тонкой работой, при которой ему приходит- ся действовать мелкой мускулатурой пальцев, выводить ровные прямые или плавно закруг- лѐ нные линии, соблюдать их одинаковую высоту, соотнесѐ нную со строкой, сплетать ли- нии в затейливую вязь написанного слова, внимательно контролировать свои действия. По- скольку буквы являются объектом пристального рассматривания, ребѐ нок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, лѐ гкие лишены возможности расправиться при вдохе, зачастую дети задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы сжимают ручку, причѐ м, некоторые дети делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев. Исследования профессора В. Ф. Базарного доказали, что после 3-4 минут работы напряжѐ нной рукой и в согнутом положении у ребѐ нка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на здоровье. Учителя, понимая вредность согнутой позы, стремятся еѐ исправить, но никакие напо- минания о необходимости поднять голову и держать спину ровной не приносят результа- тов, потому что эта поза психологически обусловлена: всѐ, что нужно внимательно рас- смотреть, должно быть приближено к глазам. Это будет продолжаться до тех пор, пока ра- бота не станет привычной. Но, к сожалению, к этому времени у многих детей уже склады- вается привычка сидеть в согнутом положении, исправить которую необыкновенно трудно, поэтому с самого начала работы следует постараться снять чрезмерное мышечное напря- жение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовить их к новому виду деятельности. Для этого и предусмотрен подготовительный этап.
При работе в классах компенсирующего обучения или в общеобразовательных классах с большим количеством детей группы риска на подготовительный этап целесообразно от- водить всю первую четверть I класса. В течение этого периода учитель решает следующие задачи: – развивать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия; – развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов; – учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза; – учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев; – познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная ли- ния, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счѐ т, письмо с нажимом и пр. ). Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направлен- ные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графо-моторных действий: § прописывание фигур в воздухе; § усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами; § штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий; § рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров; § написание элементов букв; § поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетѐ нных линиях и пр.; § рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций художественных картин и др.; § словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.
Примерные виды упражнений подготовительного периода.
I. Развитие и коррекция моторных умений. 1. Прописывание фигур в воздухе. 1 Как уже отмечалось, к факторам, влияющим на успешность овладения каллиграфией, относятся правильная постановка туловища, головы и рук, способ удержания ручки в паль- цах, движения кисти, положение предплечья и плеча, оптимальное напряжение мелкой мускулатуры пальцев и кисти. Эффективным средством для развития этих умений является прописывание в воздухе фигур, представленных на рис. 1.
1 2 3 4
1 Методические приѐ мы «Обведение фигур в воздухе» и «Рисование бордюров» разработаны психологом М. В. Комбаровой при участии автора пособия. венно во время основного этапа. Они могут иметь любую конфигурацию в зависимости от конфигурации буквы, с которой работают дети. Учитель рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде, чем приступить к еѐ вы- полнению, дети с помощью учителя словесно еѐ описывают. Они определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (линии прямые, они не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга, и т. п. ); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево), отмечают уменьшение ам- плитуды движений при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6) и т. д. Затем ученики берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами. Первый – рука выполняет крупные движения от плеча. Второй – рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, естествен- но, размер выписываемой в воздухе фигуры уменьшается. Третий – рука опирается на ло- коть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети прописывают фигуру 4-5 раз каждым из трѐ х способов, при этом они стоят или сидят, выпрямив спину и не облокачиваясь на спинку стула. На кончик карандаша можно надеть пенопластовый ша- рик, кусочек ластика и т. п., чтобы он был лучше виден.
Такая работа проводится на 3-5 уроках, при необходимости она может продолжаться до 10 уроков, в течение которых дети усваивают все семь фигур. Когда дети поймут и освоят механизм работы руки, учитель исключает первый способ и оставляет только второй и третий. С этого момента ученики будут обводить фигуры, на- рисованные не только на доске, но и в тетради. Первые 2-3 минуты они работают с фигурой, нарисованной на доске. Дети рассматри- вают еѐ, после чего ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят фигуру несколько раз, работая запястным суставом, и столько раз, работая только пальцами. Затем ученики переключаются на эту же фигуру, изображѐ нную в тетради или на листе бумаги. Они кла- дут руку на парту, опираясь на внешнее ребро ладони, и ведут кончиком карандаша или ручки в воздухе над фигурой. Два-три раза обводят еѐ, сгибая запястье, и столько же, сги- бая пальцы. В задачу этого упражнения не входит точное копирование фигуры, поэтому дети и об- водят еѐ не по линиям, а над ними – в воздухе. Размах движений и количество элементов не должны совпадать с образцом, они могут быть больше или меньше, необходимо соблюдать только общую конфигурацию. Когда дети это поймут, пропадѐ т излишнее напряжение, ко- торое неизбежно возникает при точном копировании образца, и они смогут при обведении уделять внимание не только движениям, но и своей позе, положению туловища и головы, контролю напряжения мышц пальцев и кисти. С обведения фигур в воздухе целесообразно начинать каждый урок каллиграфии до конца первого года обучения. На это отводится около 5 минут урока. При этом вид и коли- чество фигур для обведения может указывать учитель, либо ученики сами будут выбирать фигуры, с которыми им хочется поработать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|