Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительный этап обучения каллиграфии




Подготовительный этап обучения каллиграфии

Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерным мышечным напряжением, поскольку письмо является для ребѐ нка весьма тонкой работой, при которой ему приходит- ся действовать мелкой мускулатурой пальцев, выводить ровные прямые или плавно закруг- лѐ нные линии, соблюдать их одинаковую высоту, соотнесѐ нную со строкой, сплетать ли- нии в затейливую вязь написанного слова, внимательно контролировать свои действия. По- скольку буквы являются объектом пристального рассматривания, ребѐ нок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, лѐ гкие лишены возможности расправиться при вдохе, зачастую дети задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы сжимают ручку, причѐ м, некоторые дети делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев. Исследования профессора В. Ф. Базарного доказали, что после 3-4 минут работы напряжѐ нной рукой и в согнутом положении у ребѐ нка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на здоровье.

Учителя, понимая вредность согнутой позы, стремятся еѐ исправить, но никакие напо- минания о необходимости поднять голову и держать спину ровной не приносят результа- тов, потому что эта поза психологически обусловлена: всѐ, что нужно внимательно рас- смотреть, должно быть приближено к глазам. Это будет продолжаться до тех пор, пока ра- бота не станет привычной. Но, к сожалению, к этому времени у многих детей уже склады- вается привычка сидеть в согнутом положении, исправить которую необыкновенно трудно, поэтому с самого начала работы следует постараться снять чрезмерное мышечное напря- жение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовить их к новому виду деятельности. Для этого и предусмотрен подготовительный этап.

При работе в классах компенсирующего обучения или в общеобразовательных классах с большим количеством детей группы риска на подготовительный этап целесообразно от- водить всю первую четверть I класса. В течение этого периода учитель решает следующие задачи:

– развивать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;


– развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов;

– учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза;

– учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;

– познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная ли- ния, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счѐ т, письмо с нажимом и пр. ).

Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направлен- ные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графо-моторных действий:

§ прописывание фигур в воздухе;

§ усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами;

§ штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий;

§ рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров;

§ написание элементов букв;

§ поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетѐ нных линиях и пр.;

§ рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций художественных картин и др.;

§ словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.

 

Примерные виды упражнений подготовительного периода.

 

I. Развитие и коррекция моторных умений.

1. Прописывание фигур в воздухе. 1

Как уже отмечалось, к факторам, влияющим на успешность овладения каллиграфией, относятся правильная постановка туловища, головы и рук, способ удержания ручки в паль- цах, движения кисти, положение предплечья и плеча, оптимальное напряжение мелкой мускулатуры пальцев и кисти. Эффективным средством для развития этих умений является прописывание в воздухе фигур, представленных на рис. 1.


 


1                            2                       3                                           4

 

   
Ри5с. 1           6                  7                                             9

Подготовительный период начинается с обучения детей выписывать каждую фигуру с 1 по 7 в отдельности. Фигуры 8 – 10 используются позже, ближе к основному этапу и собст-

1 Методические приѐ мы «Обведение фигур в воздухе» и «Рисование бордюров» разработаны психологом М. В. Комбаровой при участии автора пособия.


венно во время основного этапа. Они могут иметь любую конфигурацию в зависимости от конфигурации буквы, с которой работают дети.

Учитель рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде, чем приступить к еѐ вы- полнению, дети с помощью учителя словесно еѐ описывают. Они определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (линии прямые, они не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга, и т. п. ); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево), отмечают уменьшение ам- плитуды движений при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6) и т. д.

Затем ученики берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами. Первый – рука выполняет крупные движения от плеча. Второй – рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, естествен- но, размер выписываемой в воздухе фигуры уменьшается. Третий – рука опирается на ло- коть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети прописывают фигуру 4-5 раз каждым из трѐ х способов, при этом они стоят или сидят, выпрямив спину и не облокачиваясь на спинку стула. На кончик карандаша можно надеть пенопластовый ша- рик, кусочек ластика и т. п., чтобы он был лучше виден.

Такая работа проводится на 3-5 уроках, при необходимости она может продолжаться до 10 уроков, в течение которых дети усваивают все семь фигур.

Когда дети поймут и освоят механизм работы руки, учитель исключает первый способ и оставляет только второй и третий. С этого момента ученики будут обводить фигуры, на- рисованные не только на доске, но и в тетради.

Первые 2-3 минуты они работают с фигурой, нарисованной на доске. Дети рассматри- вают еѐ, после чего ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят фигуру несколько раз, работая запястным суставом, и столько раз, работая только пальцами. Затем ученики переключаются на эту же фигуру, изображѐ нную в тетради или на листе бумаги. Они кла- дут руку на парту, опираясь на внешнее ребро ладони, и ведут кончиком карандаша или ручки в воздухе над фигурой. Два-три раза обводят еѐ, сгибая запястье, и столько же, сги- бая пальцы.

В задачу этого упражнения не входит точное копирование фигуры, поэтому дети и об- водят еѐ не по линиям, а над ними – в воздухе. Размах движений и количество элементов не должны совпадать с образцом, они могут быть больше или меньше, необходимо соблюдать только общую конфигурацию. Когда дети это поймут, пропадѐ т излишнее напряжение, ко- торое неизбежно возникает при точном копировании образца, и они смогут при обведении уделять внимание не только движениям, но и своей позе, положению туловища и головы, контролю напряжения мышц пальцев и кисти.

С обведения фигур в воздухе целесообразно начинать каждый урок каллиграфии до конца первого года обучения. На это отводится около 5 минут урока. При этом вид и коли- чество фигур для обведения может указывать учитель, либо ученики сами будут выбирать фигуры, с которыми им хочется поработать.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...