Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7  8  9 10  макеты




1       2           3          4           5        6

     
     
     

 

     
     
     

 

     
     
     

 

     
     
     

 

     
     
     

 

7                   8                   9                 10                     макеты

 

 

Инструкция: рассмотри картинку; сложи из квадратиков такую же. Ход выполнения задания.

1) Предварительное обучение (Об).

Квадраты основного набора лежат в виде трѐ х стопок – белые, чѐ рные, комбинирован- ные. Сначала учитель последовательно кладѐ т на стол карточки с орнаментами 1 и 2 из на- бора б), предлагает ребѐ нку взять необходимые квадраты и сложить орнаменты на макете. Если ребѐ нок делает ошибки, штрафные баллы не начисляются. Учитель использует орна- мент 3 из набора б) для обучения. Оно состоит из четырѐ х ступеней. Если после первой ступени обучения ребѐ нок выполняет задание правильно, можно переходить к основному этапу – выполнению орнаментов 4-10. В случае ошибки, ребѐ нку предлагается вторая сту- пень обучения и т. д.

Первая ступень – учитель выбирает из общего числа и кладѐ т перед ребѐ нком квадраты, из которых можно сложить орнамент 3.

Вторая ступень – учитель на глазах ребѐ нка молча складывает орнамент, потом разру- шает его и предлагает сложить орнамент так же.

Третья ступень – учитель складывает орнамент, объясняя, как это надо делать, затем разрушает его, а ребѐ нок снова складывает.


Четвѐ ртая ступень – учитель складывает орнамент, поясняя каждое действие, ребѐ нок пошагово повторяет их; сложенный таким образом орнамент разрушается и ребѐ нок скла- дывает его заново.

Ошибка на каждой ступени обучения оценивается в 1 балл. Максимальное число штрафных баллов – 4. Это оценка уровня обучаемости (Об). В дальнейшем она поможет учителю дозировать помощь ученикам на уроках.

2) Основной этап выполнения (ОЭ).

Учитель последовательно показывает ребѐ нку образцы орнаментов из набора в), начи- ная с четвѐ ртого, и предлагает сложить их на макете с соответствующей сеткой. В случае затруднений ребѐ нку предлагается тот же орнамент из набора б). Ошибка в выполнении первого варианта (без линий) оценивается 1 баллом, второго варианта (с линиями) – 1, 5 баллами. Максимальное количество штрафных баллов – 10, 5.

 

Протокол обследования

 

 

 

Фамилия имя,

Обследование ФП

ОЗ

ПЗ

Сл Пр
8. Иванов Олег ч-ть, п-б ч-ть, сь-щ слива

 

 

Обследование МЗ

Обследование ЗПФ

К-Р-Л

ПП

ДП

ДАА

Об

ОЭ

ОТ Об
2п, 5л

 

Диагностика предпосылок формирования письменной речи

I. Обследование умения строить предложение (Пр).

Успешность формирования и развития письменной речи во многом зависит от умения произвольно строить предложение и от общего развития устной речи. Эти параметры и следует проверять при приѐ ме детей в школу.

Сначала учитель показывает ребѐ нку, как нужно составлять предложение в соответст- вии с инструкцией.

– Рассмотри, пожалуйста, картинку. По ней можно составить короткое предложение, например: Оля купила торт. А можно составить длинное предложение, побольше расска- зать об Оле, например: Оля пришла в магазин и купила большой торт, потому что вечером к ней придут гости и будут пить чай.

Инструкция: – А теперь рассмотри другую картинку. Составь, пожалуйста, по ней одно короткое предложение и одно длинное.

Умение составлять короткие (Кпр) и длинные предложения (Дпр) оценивается отдель-

но.


Оценка результатов.

 

Уро- вень Короткое предложение Длинное предложение
  Слова соответствуют ситуации, правильно согласованы между со- бой. Достаточно распространено второстепенными членами, при- сутствуют определения, обстоя- тельства, придаточные предложе- ния.
  Слова не совсем соответствуют ситуации, но правильно согласова- ны между собой Мало распространено второ- степенными членами, отсутствуют обстоятельства, но есть придаточ- ные предложения
  Слова соответствуют ситуации, но встречаются ошибки в согласо- вании или в управлении Распространено тремя - че- тырьмя второстепенными членами, в основном, дополнениями, отсут- ствуют обстоятельства, придаточ- ные предложения либо отсутству- ют, либо имеются ошибки в их со- ставлении
  Не все слова соответствуют си- туации (например, вышел вместо выскочил или выбежал, вылил воду вместо разлил), встречаются ошиб- ки в согласовании или управлении, присутствуют слова-сорняки Распространено 1-2 второсте- пенными членами, отсутствуют определения и обстоятельства, придаточные предложения отсут- ствуют

 

Обследование состояния устной речи (УР).

Учитель предъявляет ребѐ нку серию из четырѐ х – пяти сюжетных картинок, состав- ляющих рассказ.

Инструкция: – Рассмотри картинки. Тебе нужно будет составить по ним рассказ. Поду- май, с чего началась эта история, как она проходила и чем закончилась. Разложи картинки в порядке действий и расскажи, что случилось с … (главным действующим лицом).

Возможно, дети будут раскладывать картинки по-разному в соответствии с тем, как ка- ждый из них представляет себе последовательность разворачивания событий. Этот факт не подлежит негативной оценке, если ребѐ нок сумеет составить логичный и законченный рас- сказ. Например, ребѐ нок ставит изображение растаявшего снеговика впереди изображения снеговика целого, объясняя это тем, что первый растаял, а потом снова стало холодно, вы- пал снег, и дети слепили нового.

Оцениваются следующие позиции: временная последовательность; причинно- следственные связи; точность и ситуативность словаря; согласованность предложений в


тексте. Именно на них строится методика формирования письменной речи (см. главу VII).

Оценка результатов.

1 уровень –рассказ составлен в логичной временнó й последовательности; каждая ука- занная причина влечѐ т за собой следствие; словарь достаточно развит, ребѐ нок к месту употребляет слова, называющие состояние предмета, оттенки движений или признаков, в рассказе присутствуют прилагательные и наречия; предложения согласованы, отсутствуют повторяющиеся слова-сорняки типа а вот, тут и пр.; ребѐ нок правильно и к месту упот- ребляет личные местоимения.

Пример рассказа ребѐ нка:

Однажды мальчик пошѐ л в лес за грибами. Он дошѐ л до леса и вдруг увидел, что из леса поднимается дым. Тогда он сразу подумал, что это горит лес, деревья в лесу. Мальчик по- бежал обратно в деревню и рассказал начальнику деревни, что в лесу пожар. Начальник быстро собрал всех людей. Эти люди, наверно, жили в этой деревне. Они взяли с собой ло- паты и побежали тушить пожар, потому что лес сгорит и может загореться деревня. Пожар был ещѐ небольшой, и они его потушили. А потом пошли домой и радовались, что потушили огонь.

2 уровень – рассказ составлен в логичной временной последовательности; не каждая указанная причина влечѐ т за собой следствие или не каждое следствие имеет свою причи- ну; словарь достаточно развит, ребѐ нок к месту употребляет слова, называющие состояние предмета, оттенки движений или признаков, в рассказе присутствуют прилагательные и на- речия; предложения согласованы, иногда присутствуют повторяющиеся слова; ребѐ нок не всегда к месту употребляет личные местоимения.

Пример рассказа ребѐ нка:

Один мальчик увидел, что из леса поднимается столбом дым. Он подумал, что в лесу пожар, и побежал звать на помощь. Он встретил взрослого дядю и показал ему, что вон горит лес. А дядя сразу стал звать других людей, которые там были. А мальчик уже не мог идти собирать грибы. Вот люди быстро собрались, и они побежали в лес, чтобы этот пожар потушить. Они все вместе потушили пожар. А он снова взял свою корзинку и пошѐ л собирать грибы.

3 уровень –временнá я последовательность незначительно нарушена; не каждая указан- ная причина влечѐ т за собой следствие или не каждое следствие имеет свою причину; встречается частое повторение слов, ребѐ нок употребляет мало слов, называющих состоя- ние предмета, оттенки движений или признаков; предложения не всегда правильно согла- сованы, есть незначительные нарушения управления слов, присутствуют повторяющиеся слова-сорняки; слишком много личных местоимений или повторяющихся названий дейст- вующих лиц.

Пример рассказа ребѐ нка:

Мальчик пошѐ л в лес за грибами. Вот корзинка. В лесу был дым. Это горело в лесу. То- гда он сразу подумал, что это горит лес… деревья в лесу, он же туда шѐ л. Он побежал и рассказал, что там в лесу пожар. А он тогда собрал всех людей, этот дядя, которого


мальчик позвал. А вот люди тушат пожар. Наверно, недолго тушили, потому что, если долго, то надо было пожарные машины вызывать… Всѐ.

4 уровень – временнá я последовательность соблюдена или незначительно нарушена; причинно-следственные связи не указаны; словарь беден, наблюдаются повторения слов; предложения не согласованы.

Пример рассказа ребѐ нка:

Вот мальчик увидел дым. Мальчик встретил в лесу дядю и сказал, что там дым. Люди лопатами стали тушить огонь, чтобы не было дыма. А мальчик опять пошѐ л за грибами. Он пошѐ л в лес, где уже не горело.

Образец протокола обследования

 

Фамилия, имя

Пр

УР

Кпр Дпр
8. Иванов О.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...