Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Развитие оптического восприятия




II. Развитие оптического восприятия

Для развития пространственного восприятия и мышления, зрительного внимания и па- мяти, умения произвольно рассматривать и анализировать оптические объекты учитель может самостоятельно разрабатывать упражнения, построенные на материале психологиче- ских тестов соответствующего направления, в частности, можно использовать тесты не- мецкого психолога Г. Айзенка. Ниже приведены образцы упражнений 1-4, построенных на базе этих тестов.

1. Треугольник 1 поворачивается против часовой стрелки. Какая из фигур лишняя?


1                 2              3                 4

2.

Какую фигуру из рамки нужно вставить на свободное место?


 

 

?


3. Подумай, как из фигур группы А и группы Б образовалась группа В? Таким же обра- зом составь группу 3 из фигур группы 1 и группы 2.

А
В
Б

1                     3                     2

4. Подумай, как из букв первого и второго слова образовалось слово в скобках? Обра- зуй таким же способом слово в скобках на второй строчке.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ (* * * *) ТАБАК

 

Эффективно развивают зрительный анализатор и пространственное мышление упраж- нения 5-7, разработанные известным отечественным психологом А. З. Заком. 1

 

5.
Как нужно передвинуть фигурки на рис. А – по диагонали, вертикали или горизонта- ли, – чтобы получился рис. Б?

А            1      2      3                Б

 

6.

   
   

 

   
   

 

Какие три передвижения должны сделать фигуры группы А, чтобы получилась груп- па Б?

 


 

А                                                Б

7. Из клетки с какой фигурой – 1, 2, 3 или 4 – можно попасть в клетку с двумя квадра- тами одним прямым прыжком? (Прямой прыжок – движение по вертикали или горизонтали через одну клетку).

 


1 Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет. – М., 1996; Развитие интеллекту- альных способностей у детей 8 лет. – М., 1996.


         

1     2      3     4

 

По аналогии с представленными учитель может разрабатывать другие упражнения, способствующие развитию зрительного анализатора, пространственного представления и коррекции недостатков их развития. Например:

 

8. Соедини линиями части, изображенные в правой рамке, так, чтобы получились фигу- ры, показанные слева.


Если карточка с этим заданием предъявляется ребѐ нку-левше, то фигуры должны быть расположены слева от их частей.

 

9. В рамке даны две группы значков. Рассмотри фишки и попробуй понять, по какому правилу нужно вписывать в них значки.

10. Вставь выпавшие фигуры (буквы) так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах) и по горизонтали (в рядах).

       
       
       
       

 

       
       
       
       

 



11.

       
       
       
       

 


Напиши данные буквы в клетках правой таблицы так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах), по горизонтали (в строчках).

 

III. Упражнения на развитие двигательных ощущений.

 

Упражнения в письме любого элемента буквы, буквы или короткого слова на уроках каллиграфии можно осуществлять с двумя целями – формирование двигательных навыков и развитие двигательных ощущений. Для реализации первой цели учитель может широко использовать различные прописи. Ниже представлены упражнения для достижения второй цели. Их следует выполнять в предложенной последовательности, поскольку они распола- гаются по степени усложнения. В случае пропуска одного из упражнений или их предъяв- ления в другом порядке нарушится технологическая последовательность формирования умений, из-за чего у детей могут возникнуть трудности.

Упражнения достаточно сложны для детей группы риска, поэтому учителю необходимо вводить их постепенно, распределив на все четыре года обучения в соответствии с готовно- стью учеников их выполнять. Так, например, в I классе следует ограничиться выполнением упражнения 1 на материале элементов букв, собственно букв и сочетаний двух букв. Очень осторожно учитель может попробовать ввести письмо элементов по самому простому вари- анту упражнения 2 и сразу отказаться от него, если заметит, что у детей появились значи- тельные трудности. Во II классе можно учить школьников выполнять упражнение 2 на ма- териале букв и сочетаний двух букв, а также тренировать их в выполнении упражнения 1 на материале слогов и слов из 3 букв типа мак.

Другими словами, учителю всегда нужно помнить о мере трудности. Работа только то- гда приносит радость и удовлетворение, а следовательно, и пользу, когда трудности, возн и- кающие при еѐ исполнении, с успехом преодолеваются. Поэтому учитель, прощупывая зо- ну ближайшего развития своих детей, всегда должен быть готов отступить назад, если чув- ствует, что трудности непосильны ученикам.

1. Упражнения на усвоение общего графического образа объекта.

Они выполняются на белом нелинованном листе бумаги (достаточно половины стан- дартного листа А4) и имеют четыре варианта выполнения, которые сменяют друг друга по мере развития кинестетической зрелости детей.

а) Образец элемента буквы, например, написан на листе слева вверху. Получив зада- ние, дети сначала пишут его один раз, зрительно контролируя свою работу. При этом по- лезно комментировать движение пальцев и кисти.


Затем дети пишут его второй раз, глядя на образец. Таким образом объект письма ока- зывается в области бокового зрения. Внимание учеников сконцентрировано на ощущении движения пальцев и кисти. Конфигурация написанного элемента снова сравнивается с об- разцом. Учитель предлагает ученикам написать глядя на образец столько элементов, сколь- ко им понадобится для прочного запоминания двигательного образа элемента: «Пишите, пока не запомните, как двигается ваша рука».

Удостоверившись в том, что ученики хорошо подготовились, учитель предлагает им за- крыть глаза и написать исходный элемент, закрыв глаза, опираясь лишь на двигательную память. Написав его первый раз, дети открывают глаза и сверяют написанное с образцом в левом углу листа. Если есть ошибка, ученики характеризуют еѐ, снова пишут элемент, за- крыв глаза, и опять проверяют, исправлена ошибка или нет. И так далее.

При написании элементов дети могут соблюдать некое подобие строки, т. е. писать сле- ва направо, но могут располагать их на листе произвольно, где удобно. В процессе работы оценивается только графический рисунок элемента. Его величина и наклон остаются без комментариев.

б) Образец, написан не на листе бумаги, а на доске. Сначала дети дают его словесное описание, затем пишут на листе, глядя на то, что пишут, после чего сверяют написанное с образцом на доске. Затем они пишут этот элемент на листке бумаги, глядя при этом на дос- ку и соотнося зрительный образ с двигательными ощущениями. Основное внимание на- правлено на кисть и пальцы руки.

в) Образец написан на листе бумаги. Ученики выполняют упражнение по варианту а), с той разницей, что пишут элемент два раза подряд, стараясь сохранить одинаковый наклон. Усложнение происходит за счѐ т включения в область контроля уже двух параметров – кон- фигурации и наклона. Размер элементов, ровность строки (если она есть) и др. не учитыва- ются.

г) Дети пишут элемент по варианту в), но его образец дан не на листе бумаги, а на дос-


ке.


 

2. на развитие умения чувствовать размер объекта.

Упражнения Выполняются на белом нелинованном листе бумаги в двух вариантах.

а) В левом верхнем углу листа бумаги написан объект воспроизведения, например, эле-


мент  .

Сначала ученики выполняют его, глядя на то, что пишут, но внимание при этом на- правлено на ощущение размаха движений пальцев и кисти. Затем несколько элементов они будут писать, глядя на образец и стараясь запоминать не только форму, но и размах движе- ния пальцев и кисти руки. Количество элементов каждый ребѐ нок определяет самостоя- тельно: он напишет их столько, сколько ему нужно для запоминания размера элемента.

После такой предварительной работы ученики переходят к выполнению главного зада- ния. Они закрывают глаза и пишут элемент несколько раз, стараясь выполнять движения, одинаковые по конфигурации и по размаху.

б) Это же упражнение выполняется по образцу, данному на доске. Дети пишут элемент


один раз, глядя на образец, стараясь запомнить размах движения, а потом сразу же выпол- няют его второй раз, стараясь сохранить размер только что написанного элемента. После этого они сравнивают два написанных ими объекта по величине, делают выводы об успеш- ности первой попытки. Если она удалась, работа продолжается. Ученики пишут заданный элемент глядя на образец, написанный на доске, или закрыв глаза столько раз, сколько по- считают нужным, стараясь сохранять одинаковый размер. После каждых трѐ х-четырѐ х эле- ментов дети смотрят на свою запись и контролируют правильность выполнения задания.

Оба варианта упражнения имеют две степени сложности: 1) первое время дети контро- лируют правильность конфигурации и размер (два параметра); 2) по мере овладения уп- ражнением они станут контролировать также и одинаковый наклон (три параметра).

3. Упражнения на развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке.

Они выполняются на листе бумаги, разлинованном как тетрадь для III-IV классов, т. е. в одну линейку. Расстояние между линиями должно быть не менее 1, 5 см. Объектом контро- ля становится умение сохранять ровность строки.

а) Ученики пишут строчку элементов, глядя при этом на образец, представленный в на- чале строки.

б) Дети, глядя на образец, данный в начале строки, пишут элемент несколько раз, запо- миная, в каком направлении движется кисть. Для облегчения работы, можно нарисовать в конце строки красный кружок, который будет играть роль маяка, поскольку в области бо- кового зрения линии, которыми ограничена строка, воспринимаются слабо.

Когда ребѐ нку покажется, что он запомнил направление движения, он закрывает глаза и продолжает писать элемент до конца строки. Для того, чтобы ребѐ нок не вышел за границы листка, целесообразно положить его на тонкую книгу, выровняв правый край. Тогда, дойдя до края, ребѐ нок почувствует его ребром ладони.

Написав одну строчку, дети анализируют свою работу. Если она поползла вверх, зна- чит, надо изменить движение кисти чуть книзу, если вниз – кверху. После анализа ученики повторяют упражнение на следующей строке.

Это упражнение имеет три степени сложности: сначала дети контролируют только ров- ность строчки и конфигурацию элементов (два параметра контроля); затем в область кон- троля включается размер элементов (три параметра); и наконец, дети контролируют четыре параметра – ровность строчки, конфигурацию, размер и наклон элементов.

 

Основной этап обучения каллиграфии

 

Со второй четверти I класса начинается основной этап обучения младших школьников каллиграфии. Учитель может использовать любую методику обучения письму из тех, что разработаны в современной педагогике, и соответствующие ей прописи. Однако в эту рабо- ту необходимо органически вплести блок коррекционных упражнений, которые будут про- должать развитие дефицитных функций ведущих анализаторов.


Содержание коррекционно-развивающего блока составляют описанные выше упражне- ния подготовительного периода.

Так, начинать уроки письма и каллиграфии целесообразно с упражнений, настраиваю- щих зрительный анализатор на произвольное рассматривание мелких деталей рисунка («что неправильно нарисовал художник? », «найди различия в двух рисунках», «найди спря- тавшиеся предметы» и пр. ).

Перед выполнением упражнений в письме слов и предложений полезно прописать в воздухе одну – две фигуры из рекомендованных выше (см. с. 117), работая сперва кистью, затем пальцами, после этого прочитать и рассмотреть те слова или предложения, которые подлежат написанию, и обвести их в воздухе, потом написать в тетради.

Время от времени (не реже, чем через 3 урока) желательно завершать урок рисованием одного из бордюров, причѐ м в классе рисунок можно только начать, а завершить дома.

Важной частью коррекционного блока является словесное описание объекта, подлежа- щего записи, и связанных с ним действий. Если ребѐ нок выполняет упражнение молча, то все его действия регламентируются внутренней речью, которая у младших школьников ещѐ слабо развита. Это приводит к недостаточной осознанности действий, смазанности и раз- мытости их операционной основы. Для чѐ ткого представления о том, что и как надо делать, для правильного выполнения задания, необходимо вывести и восприятие ребѐ нка, и плани- рование будущих действий в план внешней речи, т. е. поэтапно проговорить их «для себя» и «для других». А рассказать о том, что и как он будет делать, каждый ученик сможет толь- ко в условиях коллективной работы в малой группе. Фронтально, в условиях взаимодейс т- вия «ученик – учитель», возможность говорить значительно уменьшается.

С окончанием I класса обучение каллиграфии не прекращается. Наиболее распростра- нено включение 5-минуток каллиграфии в уроки русского языка. На них учитель предлага- ет ученикам выполнить то или иное упражнение на развитие графо-моторного навыка. В основном, это прописывание отдельных букв, соединений букв в слогах или небольших словах. Однако при обучении детей группы риска фрагментарной работы мало. Желательно и в последующих классах 1-2 раза в месяц проводить отдельные уроки каллиграфии, на ко- торых учитель будет иметь возможность целенаправленно корректировать недостатки письма своих учеников.

 

Вопросы и задания.

1. Перечислите задачи подготовительного периода обучения каллиграфии и сформули- руйте задачи основного периода.

2. Разработайте конспект урока каллиграфии, посвящѐ нного знакомству с одной из букв алфавита (по выбору).

3. Подберите из известных вам методических материалов по два-три упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия и моторных умений. Раскройте их коррекционно-развивающую направленность.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...