Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§1. Общий этап подготовки к усвоению частей речи




§1. Общий этап подготовки к усвоению частей речи

1. 1. Знакомство с формальным понятием «слово».

Дети начинают знакомиться с частями речи в сентябре 1 класса. Учитель привлекает их внимание к слову как основной единице языка, обладающей совокупностью смысловых, фонетических и грамматических признаков.

Традиционный методический подход предлагает сначала составить предложение, а п о- том разделить его на слова. При работе с детьми риска такой поход неэффективен, по- скольку у многих из них нет отчѐ тливого понимания слова как единицы речи, следователь- но, и нет критериев для разделения предложения на слова. Предложение воспринимается ими как некое целостное единство, воображаемая картинка, поэтому ученики могут сказать, что в предложении Дети купаются в реке два слова, ибо купаются два мальчика.

Нечѐ ткое понимание слова связано с особенностью, которая обусловлена онтогенезом формирования речи. Первые лепетные слова представляют собой слова-предложения. Ма- лыш дѐ ргает мать за руку, показывает на большой грузовик, делает круглые глаза и произ- носит «страшным» голосом сина! При этом, по существу, он передаѐ т мысль: «Мама, смот- ри, какая огромная машина! ». Далее, по мере развития устной речи, ребѐ нок начинает осоз- навать слово, а затем и звуки, но по-прежнему главенствующую позицию в его сознании всѐ -таки занимает мысль. Границы слова теряются в общем потоке речи, растворяются в информации.

В письменной речи общая информация делится на отдельные предложения, а предло- жения – на слова; слово ребѐ нок раскладывает на череду звуков, соотносит каждый звук с буквой и пишет буквы по их очерѐ дности. Соблюдение границ слова становится важным и необходимым, иначе возникают специфические ошибки письма – разрыв слов или слияние несколько слов, например: нас тупила, в сюду, пошолдомой.

При изучении морфологии, морфемики, графики и орфографии именно слово является основным объектом внимания. Следовательно, для предупреждения различных ошибок письменной речи, необходимо сначала помочь ученикам ясно осознать слово как значи- мую, многофункциональную единицу речи и языка.

Задачи данного звена технологического плана – привлечь внимание учеников к слову, сформировать осознанное понятие «слово», научить вычленять его в потоке речи.

На первых уроках можно сделать экскурс в историю происхождения человеческой ре- чи, рассказать, а ещѐ лучше – проследить вместе с учениками путь становления слова от звукоподражательных междометий – а! у! аг! и пр. – к звуковому комплексу, имеющему конкретное значение. Анализируя бытовые ситуации периода зарождения языка, учитель подводит детей к пониманию того, почему вначале появились слова, называющие предме- ты и действия, а уже потом – признаки предметов и действий, т. е. прилагательные и наре- чия.


Для примера рассмотрим ход и содержание нескольких уроков (1 класс, 2-я – 3 неделя сентября).

Тема . Речь. Возникновение устной речи. (1 час)

1. Беседа о возникновении речи.

Дети рассматривают картинку «Стоянка первобытного человека», называют изобра- женные на ней предметы – людей, животных. утварь и предметы окружающего мира. С на- званий животных разговор переключается на способы их общения между собой и в то без- мерно далекое время, и сейчас: животные общаются при помощи криков. Каждому виду живых существ свойственна своя система звуков, но все они выражают лишь ограниченное число сообщений – предупреждение о появлении врага, призыв, угроза, выражение удо- вольствия и т. п.

Так же вначале общались и люди. Однако им было недостаточно этих криков и жестов. Чтобы выжить в суровых условиях природы, человеку было необходимо делиться с соро- дичами опытом выживания. Постепенно появлялась и усложнялась речь, которая стала иг- рать большую роль в жизни человека и, в первую очередь, привела к развитию сознания и интеллекта. При помощи речи люди общаются друг с другом, воспитывают детей, переда- ют знания и опыт от поколения к поколению.

В заключение учитель помогает детям обобщить всѐ сказанное и сделать вывод: люди общаются друг с другом при помощи речи. 1

2. Беседа о возникновении различных языков.

Каждая группа племѐ н жила в определѐ нных климатических и географических услови- ях, что порождало соответствующий уклад жизни, привычки, способы добывания и приго- товления пищи и т. п. На базе этих обычаев у каждого племени возникал свой язык.

Люди расселялись людей по всей, и на Земле образовалось большое количество разных языков. Есть языки, на которых сегодня говорит очень мало людей. Например, на эвенкий- ском говорит всего 28 тысяч человек, на саамском (лапландском) – чуть больше 50 тысяч человек. А есть языки, на которых говорит огромное количество людей. К наиболее рас- пространѐ нным относятся китайский, английский, русский, испанский, португальский, японский, арабский, хинди. Есть языки, которые признаны языками международного обще- ния (официальные и рабочие языки ООН). В их числе английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

С помощью учителя ученики делают вывод: на нашей Земле живут разные народы, и у каждого народа свой язык.

3. Беседа об эволюции языка.

Речь развивалась вместе с человеком. Язык каждого народа – это явление живое. Меня- лись времена, уклад жизни, менялась и речь. Например, сегодня мы с большим трудом по- нимаем язык наших далѐ ких предков, средневековых русичей, когда читаем дошедшие до нас древние летописи и книги. Наши предки говорили примерно так:

 

 

 


 

ке.


1 Здесь и далее выводы и суждения учеников приводятся в той форме, в какой они были сделаны на уро-


— Тогда Игорё взёрё на свётлое солнце и видё отё него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь кё дружине ж своей: братϊ е и дружино! луцежё бы потяту быти, неже полоне- ну быти: а всядемё, братϊ е, на свои брёзыя комони, да позримё синего Дону. 1

Примечание. При чтении надо иметь в виду, что и произношение русичей отличалось от современного. Они говорили более плавно, напевно. Звук, обозначенный буквой ё, про- износился ими, в том числе и в конце слова, примерно как звук, который сегодня мы произ- носим во 2-3-м предударных и в заударном слогах, например, [въдавос] – водовоз, [запът] – запад.

Вывод, сделанный учениками с помощью учителя: язык постоянно меняется, он живѐ т вместе с людьми, с ними развивается.

Тема . Слово. (2 часа).

1. Определение темы урока.

Учитель снова обращается к картинке «Стоянка первобытного человека», чтобы углу- бить тему возникновения и развития речи. Когда у людей появилась потребность общаться, они стали придумывать названия всему, что видели вокруг. При этом в классе спонтанно возникает разговор о том, что обусловило необходимость появления этих слов, для чего они использовались в речевой практике людей. Однако учитель не акцентирует внимание детей на то, что слова называют предметы, действия и признаки, оставляя эту тему для сле- дующего урока.

Вывод: люди говорят словами, наша речь состоит из слов; сегодня на уроке мы будет говорить о словах .

2. Формирование понятия «слово».

После беседы о появлении слов, учитель снова возвращается к тому, что на Земле су- ществует множество языков. Для иллюстрации привлекаются несложные слова, например, английского языка. Сравнивается внешний облик двух слов, обозначающих один и тот же предмет: стол и table (тейбл), мяч и boll (болл), мальчик и boy (бой), лампа и lamp (лэмп), капитан и captein (кэптин), школа и school (скуул). В процессе сравнения устанавливается, что слова иногда звучат совсем по-разному (мяч и болл), а иногда похоже (капитан и кэп- тин).

Несколько пар иностранных и русских слов учитель пишет на доске (русскими буква- ми) и предлагает ученикам визуально сравнить их написание, что способствует осознанию внешней стороны слова:

стол     лампа

тейбл   лэмп

Аналогично можно рассмотреть названия действий и признаков.

Такая беседа позволяет наглядно показать, что слово — это звуковой комплекс, обозна- чающий тот или иной объект. Сравнивая, как звучит название предмета на разных языках, дети видят, что один и тот же предмет в отдалѐ нных друг от друга уголках планеты назыв а- ется по-разному.


1 Слово о полку Игореве. Перевод, комментарии и статьи А. Югова. – М., 1975. – С. 45-46.


Выводы: всѐ, что нас окружает, мы называем словами, слово – это название предметов, действий и др.; люди одно и то же называют разными словами, потому что они говорят на разных языках.

3. Обозначение словом одного и нескольких предметов (понятие множественности).

В процессе беседы учитель время от времени обращает внимание учеников на то, как изменяется слово при обозначении одного или нескольких предметов (собака – собаки, ка- мень – камни). Это делается для того, чтобы учить детей распределять внимание между смыслом и формой слова. В своих высказываниях и вопросах учитель вскользь пользуется терминами «единственное число», «множественное число», например:

– А как вы думаете, слово камни называет один или несколько предметов? (Несколько).

– Конечно, несколько. Это слово стоит во множественном числе. (Учитель голосом подчѐ ркивает слово множественном).

Такими упоминаниями начинается опосредованное усвоение категории числа. На п о- следующих уроках дети будут усваивать это понятие на чувственной основе, используя ин- туитивно-практический опыт.

Каждое слово, которое ученики рассматривают на уроке, они обозначают небольшой полоской из картона и кладут еѐ на парту (одна полоска – одно слово)              .

4. Беседа о заимствовании слов.

Ещѐ раз напомнив ученикам о случаях совпадения звучания слов в разных языках, учи- тель ставит перед ними вопрос: почему эти слова звучат одинаково? В ходе развернувшей- ся беседы он подводит учеников к тому, что это явление связано с международными кон- тактами. Народы жили не изолированно, они торговали между собой, обменивались по- сольствами, создавали объединенные армии, завоѐ вывали друг друга и т. п. Слова из одного языка проникали в другие языки. Так, почти 250 лет Русь находилась под монголо- татарским игом. Этим объясняется целый пласт заимствований из восточных языков — ту- луп, ярлык, табун, аркан, сарай, караул. Слова корабль, тетрадь, кукла, школа, гимнасти- ка, фонарь пришли к русский язык из греческого.

Вывод, сделанный учениками с помощью учителя: люди между собой всѐ время обща- ются, разговаривают, торгуют, в гости ездят, и они меняются словами; слово из одного языка принимается в другой язык.

Заимствования слов учитель касается очень коротко, поскольку это обширная и доста- точно сложная для детского понимания тема. Она требует знаний из области истории и гео- графии. Поговорив о заимствованных словах 2-3 минуты, учитель переключается на тему о жизни слов во времени.

5. Беседа об устаревших словах.

Слова, как люди, рождаются и стареют. Но в отличие от людей, они не умирают, а ос- таются в памяти народа, в его культуре. Вниманию учеников предлагается картина, изо- бражающая средневековый русский город. Учитель проводит беседу о том, как назывались изображѐ нные на ней предметы раньше и как мы называем их теперь. Например, на кар- тинке нарисованы терема и палаты, сегодня мы называем их здания, дома. Перекрѐ сток в


средневековом русском городе назывался крестец. На картинке видна гавань с торговыми кораблями, еѐ называли исконно русским словом пристань (вспомним, у А. С. Пушкина –

«пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»). Сегодня мы называем так только не- большие сооружения для временной остановки речных судов, а то, что изображено в ста- ринном городе на современном языке зовѐ тся порт, в порту имеются причалы.

Учитель обращает внимание детей на одежду русичей, пишет на доске названия этих предметов: ферязь, кафтан, опашень, кокошник и др. – и проводит аналогии с современной одеждой: ферязь (длинный кафтан с пуговицами, идущими от горловины до подола) соот- носится с современным пальто или плащом, кафтан — с пиджаком и т. д. Помимо названий одежды учитель приводит другие устаревшие слова, которые дети могут встретить в сказ- ках и былинах, такие как десница (правая рука), шуйца (левая рука), око, ланиты (щѐ ки), глашатай. Из более близкого прошлого — городничий, гувернантка, барин, извозчик, ям- щик, папильотки (бигуди). Многие древние исконно русские слова благополучно дожили до наших дней: город, крепость, храбрый, молодец, дерево, среда, воспитание, сторож, гроза, растение и др.

6. Знакомство с родственными словами. Наблюдение общей части в родственных сло- вах.

а) Назвав слово крепость в числе старинных русских слов, учитель помогает ученикам подобрать группу родственных слов: крепкий, крепить, укрепление, крепко, укрепить, за- крепить. Каждое подобранное учениками слово учитель записывает на доске в столбик так, чтобы буквы корня находились одна под другой.

Значение каждого слова уточняется, после чего обобщается их смысловое сходство: это

«крепкие» слова.

б) Затем учитель предлагает рассмотреть слова лес – лесник, тоже написанные так, что- бы буквы корня находились одна под другой. Ученики сравнивают их по количеству букв, по лексическому значению и значению корня (без использования термина). Внимательно сопоставив написанные слова, они находят в них одинаковые буквы, а учитель выделяет их скобкой лес-.

в) После этого учитель возвращается к группе «крепких» слов, ранее написанных на доске, и на их материале закрепляет наблюдение общей части слов. детям предлагается по- смотреть, есть ли в этих словах общая часть. Если возникнут затруднения, учитель выделит скобкой корень в первом слове, после чего ученики, подходя к доске, самостоятельно будут обозначать его в остальных словах.

 

****

С целью развития слухового внимания и слуховой памяти, а также подготовки детей к написанию диктантов полезно дополнительно проводить упражнения в определении коли- чества слов. Они предъявляются в следующей последовательности усложнения.

1. Назовите предмет, изображѐ нный на картинке. Определите, сколько слов вы произ- несли и начертите их схемы в тетрадях.


Учитель молча показывает одну или несколько предметных картинок, либо картинок объекта в действии (девочка гладит, мальчик прыгает), ученики так же молча чертят соот- ветствующие схемы. После каждой демонстрации и записи, они называют слова, схемы которых начертили.

2. Послушайте и определите, сколько слов я назову. Начертите в тетрадях столько ли- ний, сколько слов вы услышите.

а) Учитель диктует слова группами из 1, 2, 3 слов, далѐ ких по смыслу. Ученики чертят в тетрадях схемы, проговаривая про себя каждое слово. Между словами ставятся запятые, в конце группы – точка. Если учитель сочтѐ т нужным, он может познакомить детей с обозна- чением большой буквы уголком как знаком первого слова и слова после точки.

Коробка, брюки. Звезда, лошадь, конфета. Окно.

Образец записи:    ,   .   ,    ,    .   .

или: ,   .   ,    ,   .  .

б) Диктуются группы слов, близких по смыслу, или слова, имеющие обобщѐ нное зна- чение:

Лампочка, абажур. Сосна, берѐ за, клѐ н. Деревья. Пальцы, рука. Иголка, нитка. Звѐ зды.

Солнце, лучи, тепло.

в) Группы состоят из обобщающих слов и названий предметов, состоящих из цельного по смыслу словосочетания:

Пачка карандашей. Мебель. Чашка чаю. Кресло-кровать (в тетради чертятся два слова

). Грецкий орех. Продукты. Конфеты.

3. Послушайте предложение. Попробуйте определить, сколько в нѐ м слов. Начертите их схемы. Запятые между словами ставить не надо, только точку в конце.

Учитель диктует предложение из 2-4 слов без предлога, делая очень краткие, почти не- заметные паузы между словами. После того, как дети изобразят графически каждое слово и поставят точку, следует указать им на то, что первое слово надо обозначить уголком.

Вырос ореховый куст. Зажглись фонари. Ласточки улетели. Мальчик рисует дерево красками.

4. Рассмотрите картинку. Составьте предложение из трѐ х слов.

Ученикам демонстрируются картинки, например: Мальчик разбил чашку. Девочка поку- пает лимоны. После того, как предложение будет произнесено, его можно распространить одним из способов, указанных в § 2 гл. VII.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...