1.2. Знакомство с грамматическим значением слова
Когда дети научатся слышать и выделять отдельные слова в группах, можно познако- мить их со словами, называющими предметы, действия и признаки предметов (для кратко- сти будем называть их слова-предметы, слова-действия и слова-признаки). Цель этих уро- ков – осмысление сущностной стороны понятий «имя существительное», «глагол», «имя прилагательное» (пока без терминов). Рассмотрим отдельные фрагменты уроков, посвящѐ нных данной теме. 1. Беседа о делении слов на морфологические группы и о последовательности их появ- ления в речи человека. Введение терминов «предмет», «действие» и «признак» и их графи- ческих изображений. В этот момент работы особое внимание следует уделить знакомству учеников с новыми для них терминами. Дело в том, что слова предмет, действие, признак не свойственны дет- ской речи, особенно последнее. И если сейчас не помочь детям установить точные смысло- вые ассоциации, их смысл останется неясным, что в дальнейшем неизбежно приведѐ т к ошибкам. Учитель снова возвращается к картинке, изображающей стоянку первобытных людей, и в ходе эвристической беседы обращает внимание детей на то, что первыми словами были междометия, затем в обиход вошли слова, называющие предметы (зверь, камень, солнце, палка и т. п. ). Указывая на предметы, изображѐ нные на картинке, окружающие учеников в классе и вне его, учитель сообщает, что всѐ это – предметы, а их названия они теперь будут обозначать, как «слова, называющие предметы» или для краткости «слова-предметы». Пока этого указания достаточно, ибо на первых порах знакомства с именами существи- тельными ученики будут оперировать словами, называющими вещи. Потом, когда термин
«предмет» прочно войдѐ т в словарь учеников, учитель обратится к словам, не имеющим вещного значения, – доброта, ласка, ветер, воздух. Почти одновременно с названиями предметов появились слова, называющие действия (бежать, неси, дай, иди и т. п. ). Они рассказывают о том, что предмет делает. Какие действия дети видят на рассматриваемой картинке? Учитель следит, чтобы сна- чала они называли только слово-действие, например, бежит, бросает. Затем он просит их назвать и предмет, который это действие выполняет. Так начинается подготовка к усвое- нию главных членов предложения – сказуемого – действия и подлежащего – субъекта дей- ствия. Слова, называющие признаки предметов, говорящие о том, какими свойствами они об- ладают, возникли вследствие необходимости различать одинаковые предметы, характери- зовать своѐ отношение к ним. Со словом признак нужно будет работать более тщательно, поскольку оно вообще от- сутствует в словаре детей. На данном этапе учитель только начинает эту работу, несколько раз настойчиво повторив: «О том, какой предмет, рассказывают слова-признаки, назвать признак предмета – это сказать, какой он». При этом слова «какой» и «признак» явственно выделяются голосом. Беседуя о грамматическом значении слов, учитель показывает, как надо схематично изображать их: слова, называющие предметы, – одной чертой; называющие действие – двумя чертами; называющие признак – волнистой линией. Вывод, сделанный коллективно: люди говорят словами; они назвали словами все пред- меты на свете; и все действия тоже; и есть слова, они говорят, какие все предметы. Учитель завершает высказывания детей: люди назвали словами все предметы, действия и признаки всех предметов. 2. Упражнения в классификации слов. После беседы необходимы упражнения в классификации слов по грамматическим раз- рядам. 1. Послушайте группы слов. Подумайте, в какой столбик таблицы нужно начертить схему каждого слова.
На доске начерчена таблица из трѐ х граф, в которую ученики будут вносить слова, на- зывающие предмет, действие или признак предмета. В еѐ верхней строке даны графические изображения . Желательно изобразить такую же таблицу в тетрадях учеников, чтобы работать мог каждый из них, а не только вызванный к доске. Учитель называет группу слов: стучит дятел. – Сколько слов вы услышали? (Два). – Нам надо начертить в таблице их схемы. Как же узнать, в какой столбик схему какого слова чертить? Давайте учиться думать! – Сначала повторим первое слово и подумаем, к какой группе оно относится. Стучит. Покажите, что это значит (ученики изображают стук). – Вы стучали, это было действие. Значит, слово стучит называет … (ученики: – Дейст- вие). – Что делает? – стучит. В какую графу вы начертите его схему? Как вы будете чер- тить? (Двумя чертами, это показано на верхней строчке). – Потом о чѐ м подумаем? (Что называет слово дятел). – Как вы считаете, дятел – это предмет или действие? (Предмет). – Слово дятел называет предмет. Кто? – дятел. Его схему в какую графу будем чер- тить? Как чертить? (Одной чертой). На этом следует приостановить обучение планированию, ибо это очень трудная для де- тей работа. Она продолжится на следующих уроках. – Слушайте дальше. Зелѐ ное платье. Сколько слов вы услышали? (Два). – Какое из них называет предмет? (Платье). – Подумайте, в какую графу его надо начертить. Можно спрашивать друг у друга, сове- товаться. Дети, посовещавшись, чертят схему в соответствующей колонке. Учитель не принимает в этом участие, а только контролирует, вмешиваясь лишь в том случае, если возникнут трудности. – Повторите те два слова, с которыми мы работаем. (Зелѐ ное платье). – Слово зелѐ ное называет действие или рассказывает, какой предмет? (Рассказывает, какой предмет). – Попробуйте сами определить, в какую графу надо начертить его схему. Спрашивайте друг у друга, советуйтесь. Третье словосочетание учитель произносит с неправильным ударением: кислá я кá пуста (подготовка к усвоению ударения, см. § 2, гл. V). Ученики повторяют словосочетание вслед
за учителем с тем же неправильным ударением, стараясь опознать слова, и находят пра- вильный вариант произнесения. – Видите, слова можно произнести так, что их и не узнаешь сразу. Вот какой интерес- ный наш язык. Ну, хорошо, пошутили, отдохнули и пора работать дальше. Это словосочетание анализируются аналогично предыдущему. При необходимости ко- личество словосочетаний для анализа можно увеличить. 2. Учитель предъявляет ученикам сюжетную картинку, указывая на два предмета, свя- занных между собой действием: – Вот лодка, а вот река. Что вы можете сказать про лодку и реку? (Лодка плывѐ т по ре- ке).
– Повторите слово, которое называет действие. 3. Послушайте предложение и постарайтесь его запомнить. Учитель называет предложение, которое ученики должны повторить «для себя». Затем даѐ т задание отдельно к каждому предложению. Набежали тѐ мные тучи – повторите, пожалуйста, слово, называющее действие. (Видя затруднения учеников, учитель может помочь вопросом что сделали? ) Вдоль реки тянулся густой лес – повторите слово, называющее признак леса. (Какой? ). Это признак какого предмета? Деревья ещѐ не покрылись листьями – повторите слова, называющие предметы.
Подобные упражнения в классификации слов должны занимать достаточно большое время, чтобы у детей могли сформироваться правильные ассоциативные связи. Их можно включать также в уроки обучения чтению, в уроки природоведения. При этом, как уже упоминалось, используются слова, имеющие чѐ тко выраженное вещное значение: локоть, рубанок, бумага и т. п.; явно выраженное движение: бежит, прыгает, хлопает и т. п.; обо- значающие знакомые детям признаки: красивый, синий, прямой и т. п. Это необходимо, чтобы ученики в полной мере могли опираться на чувственное восприятие и свой речевой опыт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|