Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Знакомство с грамматическими вопросами




Что такое вопрос дети узнают очень рано, уже в младенческом возрасте, когда мама, обучая ребѐ нка, показывает на предмет и спрашивает это что? или покажи, где у Машеньки глазки? По мере речевого развития у ребѐ нка закрепляется вполне определѐ нное понимание вопроса как средства для узнавания нового и неизвестного. Ребѐ нок спрашивает, когда ему нужно о чѐ м-то узнать. А слыша обращѐ нный к себе вопрос, он понимает, что спрашиваю- щий о чѐ м-то не знает, но хочет узнать.

В школе на уроках грамматики вопрос неожиданно поворачивается к ребѐ нку другой стороной – он уже знает, что лошадь скачет, а учитель предлагает ему спросить, что делает лошадь. Зачем об этом спрашивать, если уже известно, что она скачет? Возникает недоуме- ние, непонимание того, что хочет от него учитель, и ребѐ нок, согласно своим представле-


ниям о вопросе, вместо лошадь – кто? спрашивает: лошадь какая? или скачет куда? Возни- кает конфликт между требованиями учителя и возможностями ученика, суть которого в том, что учитель имеет в виду один вид вопроса, а ребѐ нок использует другой.

Приступая к обучению детей, учитель должен хорошо понимать, что вопросы бывают разные по своей природе: смысловые, грамматические и синтаксические.

Смысловые вопросы ставятся тогда, когда человек хочет получить о чѐ м-либо дополни- тельную информацию (У тебя какой карандаш? – Красный). Они всегда предшествуют от- вету.

Грамматический вопрос помогает уточнить принадлежность слова к определѐ нному грамматическому классу. Как правило, этот вопрос следует за уточняемым словом и требу- ет повторения слова после вопроса (карандаш – что? – карандаш).

Синтаксический вопрос ставится от одного слова к другому с целью уточнить содержа- ние их смысловой связи. Чтобы поставить синтаксический вопрос, необходимо в предло- жении найти слово, связанное по смыслу с данным, т. е. выделить словосочетание (мелкий дождик – дождик какой? – мелкий, слово «мелкий» определяет характер дождика, это определение; по краю обрыва – по краю чего? – обрыва, слово «обрыва» дополняет сведе- ния о месте действия, это дополнение).

Наибольшую трудность у младших школьников вызывают грамматические вопросы, поскольку они, во-первых, нарушают привычную функцию вопроса – требование новой информации, во-вторых, сопровождаются непривычной для ребѐ нка формулировкой зада- ния: поставьте вопрос к слову. Слово поставьте имеет для детей вполне определѐ нный смысл – один предмет поместить на другой. Услышав такое задание, не все дети понимают, как можно поставить вопрос и куда его надо ставить. Существует и другая формулировка: на какой вопрос отвечает слово? В практике детей на вопросы всегда отвечали люди, а не слова, и делали это достаточно распространѐ нно, например: Я вижу кукушку. – Где? – Вон там, на берѐ зе. Машка, к вам пришли. – Кто? – Да какой-то дядька, а с ним две тѐ теньки. В устной речи смысловой вопрос часто не совпадает с грамматическим классом слова- ответа. Так, на вопрос какой? может последовать ответ именем существительным, напри- мер: – А мне мама подарок подарила! – Какой? – Куклу.

Таким образом, мы видим, что речевой опыт в данном случае не помогает, а, скорее, мешает ребѐ нку усваивать формальные знания, создаѐ т ненужное напряжение на уроке. Значит, учитель должен в технологическую цепочку обучения включить звено, создающее у детей новый взгляд на вопрос, понимание его новой – грамматической – роли. Делать это надо уже в 1 классе, в процессе знакомства со словами, называющими предмет, действие и признак предмета.

Другая задача учителя – помочь детям осознать обобщѐ нный характер вопросов, кото- рые обычно бывают представлены в определениях частей речи. Так, имена прилагательные отвечают не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на вопросы косвенных падежей какого? какую? каким? и др. Чтобы определение было до конца осмыслено учени- ками, они должны понимать, что обозначенные вопросы включают в себя весь комплекс


вопросов, а для этого они должны иметь представление о начальной форме слова и уметь поставить любое слово-признак в начальную форму. Если дети этого не знают, то в опреде- лении должны быть перечислены все вопросы, присущие имени прилагательному.

Вникать в смысл обеих формулировок нужно по очереди. Сначала познакомить с фор- мулировкой «слово отвечает на вопрос», потому что она более близка смысловому вариан- ту: здесь вопрос предшествует ответу, ответ имеет слабый оттенок добавочной информа- ции.

Знакомство с термином «слово отвечает на вопрос». В ходе выполнения упражнений на классификацию слов учитель время времени даѐ т задания такого типа:

– Послушайте предложение, повторите его «для себя». Малиновка ловит мелких мо- шек.

– Ответьте на вопрос одним словом. Что делает? (Ловит).

– Какое слово отвечает на вопрос что делает? (Ловит).

– А какое слово отвечает на вопрос кого? (Мошек).

В какой-то момент работы учитель обращает внимание учеников на тот факт, что каж- дое слово в предложении или словосочетании отвечает на свой отдельный вопрос, и с этого момента формулировка «какое слово отвечает на вопрос…» становится постоянной.

– Послушайте предложение, повторите его «для себя». Клубы дыма вырастают и плы- вут над белыми крышами.

– Сколько слов отвечают на вопрос что делают? (Вырастают, плывут).

– Как вы думаете, можно ли к ним добавить слово и? (Нельзя, потому что слово «и» не отвечает на вопрос что делают? ).

На этом этапе вопрос предшествует слову, как и в смысловом варианте. Подобные уп- ражнения приучают детей к мысли о том, что в ответ на вопрос можно называть уже из- вестный факт, и являются первым шагом к пониманию грамматической роли вопроса.

В процессе работы учитель неизбежно столкнѐ тся с необходимостью ставить к именам существительным два типа вопросов кто? кого? кому?.. или что? чего? чему?.. На данном этапе работы пока не стоит заострять на этом внимание, поскольку вопросы задаѐ т учитель, а дети только на них отвечают. Но оба вопроса опосредованно откладываются в детской памяти.

Знакомство с термином «поставить вопрос к слову». Эта формулировка более слож- на для детского понимания, поскольку в ней присутствует слово с переносным значением поставить, и само действие требует нескольких формальных операций: воспринять слово – определить его грамматическое значение (предметности, действия или признака предмета)

– подобрать вопрос и соотнести его с формой слова – ответить на поставленный вопрос, чтобы проверить его правильность. Первые две операции формируются на предыдущих этапах (см. технологический план). Успешность третьей операции во многом зависит от уровня речевого развития ребѐ нка.

Когда в сознании детей утвердится формулировка «слово отвечает на вопрос» (как пра- вило, на это не уходит много времени), учитель представляет им это явление с другой сто-


роны: уже слово предшествует вопросу. Сначала ученики называют слово, затем определя- ют вопрос, на который оно отвечает, и задают этот вопрос, т. е. «ставят» его к слову.

Примерные виды заданий и упражнений

Для закрепления можно проводить следующие упражнения.

1. Послушайте предложение. Запомните его и повторите «для себя». Закатилось ясное солнышко.

– Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них одним словом из предложения. Ка- кое? Что? Что сделало?

2. Ответьте на вопрос одним словом.

Учитель говорит, что сейчас дети будут составлять предложение и задаѐ т первый во- прос кто? Далее он проводит составление предложения по синтаксическим вопросам так, как описано в § 2 главы VI.

3) Рассмотрите картинку. Отвечайте на вопрос только одним словом.

Поместив на доску картинку, учитель задаѐ т вопросы: что делает? (сидит, бежит, кру- тит, летит и пр. ); что? (куст, деревья, листья, пенѐ к и пр. ); кто? (заяц, сорока и пр. ); ка- кая? какой? и т. д.

Для более слабых детей следует ставить синтаксические вопросы: сорока что делает? пенѐ к какой?, но ответ требовать одним словом.

1. Прочитайте слова. Поставьте к ним вопросы.

На доске написано несколько слов, например: барсук, гладкая, поднимает, хмурый. На столе учителя лежат таблички с вопросами кто? какой? какая? что делает? Предлагается поместить таблички с вопросами под или над соответствующим словом, после чего ещѐ раз поясняет выражение «поставить вопрос к слову».

2. Послушайте (прочитайте) два слова. Они отвечают на один и тот же вопрос или на разные? Белая бумага.

После того, как дети скажут, что слова отвечают на разные вопросы – какая? и что? , учитель уточняет:

– К какому слову ставим вопрос что? (К слову «бумага»).

– К какому слову нужно поставить вопрос какая? (белая) Учитель записывает вопросы на доске над словами.

От вопросов к словам проводится стрелка, иллюстрирующая выражение «поставить во- прос».

3. Послушайте (прочитайте) словосочетания. К некоторым словам можно поставить во- прос что делают? Найдите эти слова и напишите (выпишите).

Длинный коридор, пихнул в бок, прячет блокнот, набухают почки.

При выполнении упражнений, особенно тех, которые содержат достаточно объѐ мное задание, учитель обучает детей составлению и записи плана предстоящей деятельности. На примере данного упражнения мы рассмотрим, как это делается.

Задание предполагает предъявление материала либо в письменном виде (прочитайте),


либо в устном (послушайте). План составляется в зависимости от способа предъявления материала: при устном – по варианту а), при письменном – по варианту б).

Устное составление плана (с комментариями) Запись на доске
1. а) Внимательно слушаем и запоминаем; б) Внимательно читаем. 1) а) O б) N
2. Вспоминаем, какие слова отвечают на поставленный вопрос – это слова-действия. а) Находим в названном словосочетании слово-действие; б) Находим все глаголы и подчѐ ркиваем их.   2).
3. Ищем слово, отвечающее на вопрос что делают? Этот вопрос ставим к каждому глаголу и отвечаем на него, опре- деляя тем самым, подходит вопрос к слову или нет (при этом учитель активно помогает ученикам: что делают? – пихнул, нет, здесь нужен вопрос что сделал? – пихнул; что делают? – прячет, здесь нужен во- прос что делает?; что делают? – набухают, вопрос поставлен пра- вильно). 3)?
4. Записываем найденное слово. Если работа ведѐ тся по слуху, то выделенное детьми слово учи- тель произносит орфографически, дети пишут, проговаривая. Если лежат карточки, то они списывают нужное слово. 4)!
5. Проверяем написанное слово. а) Учитель орфографически проговаривает слово, ученики одно- временно прочитывают его в тетради. б) Дети сверяют слово с написанным. После завершения работы ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг друга. 5) $

 

 

Это упражнение (в пункте 3) позволяет сравнить смысл выражений «поставить вопрос к слову» и «слово отвечает на вопрос» и увидеть, что слово отвечает не на любой поставлен- ный к нему вопрос, что его необходимо соотносить не только с грамматическим классом, но и с формой слова.

4. Послушайте (прочитайте) предложение. Найдите слово, которое называет признак. На какой вопрос оно отвечает? Измените его так, чтобы оно отвечало на вопрос каких? (ка- кую? и т. п. )

На землю падали снежные хлопья. Прохладная вода освежила лицо.

Упражнения такого типа учат детей изменять форму одиночного слова. Любой ученик 1 и 2 класса легко и свободно поставит слово в нужную форму в составе предложения или словосочетания (взмахнул ложкой, уронил ложку), за исключением тех случаев, когда его речевой опыт не может подсказать правильной формы. А вот изменять слово вне контекста


(ложку, ложкой, ложке) с такой же лѐ гкостью он ещѐ не может. Вместе с тем, решение очень многих грамматических и орфографических задач требует именно такой операции – произвольного изменения единичных слов, в частности, определение их окончаний. Не умея изменять форму слова в соответствии с поставленным вопросом, дети начинают назы- вать окончанием любые буквы на конце слова. Этому способствует и то, что в большинстве учебников понятие «окончание» даѐ тся задолго до изучения склонения и спряжения, где внимание детей концентрируется на падежных вопросах и упражнениях в произвольном изменении форм слов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...