[á] = а;
Позже они составят вторую подобную таблицу для безударного Б. Отгадывание загадки. Учитель загадывает детям загадку «Голодна – мычит, сыта – жуѐ т, малым ребяткам мо- лока даѐ т». Дети отгадывают еѐ и произносят отгадку орфоэпически [карó ва]. После этого учитель предлагает им начертить слого-звуковую схему слова корова. Здесь следует последовательно подсказывать план действий и тут же пошагово их вы- полнять, чтобы излишне не утомлять детей. – Первым действием проговариваем слово по слогам и чертим слоговую схему. – Вторым действием начертим звуковую схему, проговаривая слово по слогам и внима- тельно вслушиваясь в каждый слог. – Теперь третье действие – находим и обозначаем красным цветом гласные звуки. – Четвѐ ртое действие – ставим ударение. Можно ли смело вписать букву ударного гласного? (Можно, потому что в ударной позиции звук соответствует букве). – Теперь слушаем безударные гласные и определяем, являются ли они опасным местом. (Да, являются. ) Кружки, обозначающие безударные гласные, дорисовываем до треугольни- ков. После этого учитель молча пишет на доске слово корова и предлагает ученикам срав- нить безударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначены в слове. В сильном классе можно успеть таким же образом построить и проработать ещѐ и схе- му слова молоко, причѐ м сделать это индивидуально. Дети вспомнят, что даѐ т корова, про- говорят это слово шѐ потом «для себя», внимательно к себе прислушиваясь. Дальше само- стоятельно начертят схему, следуя плану, который учитель может повторить. Слово напи- шет учитель. 4. Определение темы урока. – Вы уже, наверное, поняли, что является темой нашего урока?
Дети по-своему, как могут, называют тему урока, учитель соглашается с ними, одно- временно подправляя их высказывания, и формулирует тему: – Тема нашего урока «Безударный гласный звук – это опасное место в слове». 5. Упражнение в определении в слове опасного места. Ученикам предъявляются картинки, изображающие сосну, рябину, кокосовый орех (ко- кос). – Назовите нарисованные предметы. Начертите, пожалуйста, звуковые схемы этих слов. Что вы будете делать, чтобы найти в словах «опасное» место? Коллективно составляется план действий, аналогичный плану работы со словом корова. После того, как схемы будут начерчены, учитель предлагает ученикам выбрать одно слово, буквы которого они умеют писать. Для этого дети должны вспомнить буквы, кото- рые они к этому моменту изучили, посмотреть в словаре, как слово пишется (учитель мо- жет называть страницу словаря), и написать его. 6. Слуховой диктант. Цель этой работы – учить детей находить в слове опасное место (орфограмму «без- ударный гласный»). Учитель диктует слово, например, ворон, и просит учеников разделить его на слоги. За- тем ученики самостоятельно чертят его слого-звуковую схему, проговаривая слово по сло- гам, обозначают гласные звуки красным цветом и ставят ударение. Теперь нужно вписать буквы гласных звуков. Начинается рассуждение: – Прежде всего, мы смело можем вписать букву ударного гласного, потому что тут нет сомнений: как слышим, так и пишем. Во втором слоге – гласный безударный. Слышится [а], но могут быть написаны буквы а или о. Что будем делать? (Обозначим этот звук крас- ным треугольником). Аналогично ведѐ тся работа с остальными словами, например, очки, пора, попутно уточняется их значение. ******* На следующих уроках обучения письму ученики будут выполнять задания на определе- ние опасного безударного гласного в слове. В ходе этих упражнений учитель обратит вни- мание учеников на тот факт, что гласные звуки [у], [ы] в ударной и безударной позициях практически не отличаются: р[ý ]ки – р[у]кá, р[ы]ба – р[ы]бá к. Таким образом, постепенно выяснится, что опасным местом в слове являются, по сути, лишь два звука – [а] и [и]. На них и следует обращать особое внимание.
Момент для замены термина «опасное место» термином «орфограмма», каждый учи- тель выбирает, исходя из возможностей своих учеников. Параллельно с усвоением понятия «орфограмма» ученики выполняют упражнения на деление гнѐ зд родственных слов на две группы – с ударным и безударным гласным в корне, что постепенно подготавливает к усвоению понятия «проверочное слово». Цель этих уп- ражнений – закреплять навык быстрого распознавания слов с ударным гласным в корне, т. е. формировать определѐ нное орфографическое действие.
На этом заканчивается подготовительный этап. Содержание подмодуля «Ударение» со- единяется с подмодулем «Корень слова» и работа продолжается в рамках модуля «Право- писание безударных гласных в корне слова»
Основной этап
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|