1 Наблюдение единообразного написания корня
1 Наблюдение единообразного написания корня Одной из распространѐ нных ошибок является неправильное написание безударного гласного в корне при правильно подобранном проверочном слове. Так, подобрав провероч- ное слово травушка, ребѐ нок пишет трова. В основе таких ошибок лежит недостаточное осознавание единообразного написания корня в однокоренных словах. Для ребѐ нка родст- венность слов по корню может вовсе не означать тождество написания этого самого корня. Наблюдение единообразного написания корня способствует формированию второй способ проверки – ассоциативный. Выполняя упражнения в составлении гнѐ зд однокоренных слов или анализируя данные учителем гнѐ зда, ученики делят слова на две группы по месту ударения, выписывают эти слова в два столбика. Например, учитель предлагает ученикам такое задание: – Прочитайте, пожалуйста, слова и скажите, являются ли они родственными? Костяной, косточка, бескостный, костлявый, кость. – Поставьте ударение. На какие две группы можно разделить эти слова? Напишите их в два столбика. Выделите, пожалуйста, корень. После выполнения этого задания следует другое: – Обозначьте гласный звук в корне над соответствующей буквой. Что вы можете ска- зать о гласном звуке корня и его букве в ударной и безударной позиции? После выполнения задания в тетрадях учеников получается такая запись: [о] бескó стный [о] кó сть [о] кó сточка [а] костянó й [а] костлявый Дополнительно можно кратко указать ученикам на то, как пишутся и как произн осятся слова бескостный, костлявый, впервые показав им явление непроизносимости согласного звука. После непродолжительного обсуждения дети делают вывод о том, что корень может произноситься по-разному, а пишется одинаково. Так они начинают знакомиться с морфо- логическим принципом русского письма, согласно которому буквенный состав морфемы передаѐ тся по сильной фонетической позиции.
Далее дети упражняются в определении в группе однокоренных слов тех, в которых гласный корня слышится ясно, и тех, которые содержат в корне орфограмму. Примером может служить следующее упражнение. Учитель даѐ т задание: –
– В левый столбик напишите, пожалуйста, слова, в которых гласный звук корня произ- носится ясно, а в правый – слова с опасным местом (орфограммой) в корне. 2. Усвоение понятия проверочное слово В результате длительной подготовки ученики подошли к тому этапу, на котором спо- собны самостоятельно указать на конкретное слово и назвать его проверочным. Чтобы это произошло, учитель предлагает ученикам гнездо однокоренных слов, в которых буква гласного в корне закрыта, например: пIлезный, испIльзовать, п Iльза, бесп Iлезный. – Посмотрите, Незнайка решил подшутить над нами и закрыл отпечатками своей ла- дошки буквы гласных звуков. Но ведь и мы с вами не лыком шиты. Догадаемся, какая бук- ва закрыта? После выполнения задания учитель открывает следующую написанную на доске груп- пу: ЗакIтился, прокIтить, прок Iт, зак
Iтывать, вык
Iтил – Посмотрите, Незнайка попался на собственную хитрость, потому что его друг Гунька решил точно так же подшутить над ним. Незнайка подумал и решил вставить букву О. Ка- кие слова могут подсказать (проверить), правильно ли это?
Дети отвечают на этот вопрос, и учитель предлагает им выписать сначала слова, кото- рые могут быть проверочными, а потом слова с орфограммой. Термин «проверочное слово» уже прозвучал, но прозвучал вскользь, без особого нажи- ма. Здесь учитель использует опосредованное внимание детей, которое у младших школь- ников иногда оказывается сильнее, чем целенаправленное. Если ученики хорошо подготов- лены к текущему разговору, этот термин обязательно запечатлеется в их сознании. Прове- рить это можно, предложив ученикам дополнить фразу, которая, по сути, явится обобщени- ем того, что дети перед этим наблюдали: Родственное слово с гласным в корне называется для однокоренных слов с гласным в корне. – Ах, какая досада! Здесь было написано предложение о проверочном слове, но кто-то взял и стѐ р самые важные слова. Может быть, вы попробуете догадаться, что это были за слова, и допишете их. Фразу читает учитель. Если в классе имеются очень слабые дети или в случае значительных затруднений уче- ников, можно дать ключевое слово со схематическим обозначением корня схемы: «Родственное слово с гласным в корне называется коренных слов с гласным в корне. про очнымдля одно- После знакомства с проверочным словом и упражнений в его выделении из группы родственных слов можно предложить ученикам силлогизм. Безударные гласные [а], [и] в корне слов – это орфограмма (опасное место). В слове гласный [а] в корне ударный. Значит, … (В нѐ м нет орфограммы «безудар- ный гласный в корне слова», оно проверочное) Для закрепления ученики выполняют цикл упражнений в выделении проверочных слов. Детям либо даѐ тся гнездо однокоренных слов, либо они коллективно подбирают одноко- ренные слова к слову, данному учителем. После записи этих слов на доске они получают различные задания: а) Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и выпишите слова с орфограммой в корне. Как называется эта орфограмма? б) Внимательно прочитайте все слова и выпишите проверочные. в) Прочитайте, пожалуйста, слова. Послушайте и запомните вопрос: каких слов больше
– проверочных или с орфограммой «безударный гласный в корне»? Объединитесь в группы (пары), посоветуйтесь, что надо делать, чтобы ответить на этот вопрос. Составьте план дей- ствий. Подобные упражнения дети выполняют до тех пор, когда по программе подойдѐ т время изучения темы «Правописание безударных гласных».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|