Технологический план изучения модуля
Технологический план изучения модуля
«Правописание безударных гласных в окончаниях»
технологическое звено модуля
|
модуль «Части речи»
| модуль «Окончание»
| модуль «Правописание безударных
гласных в окончании»
|
Изучение окончаний, отражающих значение числа и рода
|
Слова, называющие предме- ты и отвечающие на вопросы
кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о
| Наблюдение изменения зву- ков (букв) на конце слов при
постановке слов-предметов в начальную форму.
|
|
технологическое звено модуля
|
модуль «Части речи»
| модуль «Окончание»
| модуль «Правописание безударных
гласных в окончании»
|
чѐ м?
Практическое знакомство с
понятием начальная форма слова.
| Упражнения в чѐ тком прого- варивании звуков (букв) на конце слов-предметов.
|
|
Наблюдение слов, называю- щих один и несколько пред- метов.
| Наблюдение букв на конце слов, называющих один и не- сколько предметов.
Распознавание количества на- званных словом предметов по звуку (букве) на конце слова.
| Упражнения в дописывании букв на конце слов- предметов, стоящих в форме множественного числа.
|
Слова, называющие действие предмета. Вопросы что дела- ет? что делали? что сделает? что сделаем? и др. Выделе- ние слов-действий в предло- жении.
| Упражнения в чѐ тком прого- варивании звуков (букв) на конце глаголов и глагольных
вопросов.
|
|
Практическое согласование слов-действий со словами- предметами в числе.
| Наблюдение изменения букв на конце слов-действий при изменении числа.
Распознавание количества действующих предметов по звукам (буквам) на конце
слов-действий.
| Упражнения в дописывании букв на конце слов-действий, стоящих в форме множест- венного числа (в ударной по- зиции типа летит – летят)
|
Слова, называющие признак предмета. Вопросы какой? какого? какому? и т. д. Выде- ление в предложении слов- признаков и слов-предметов, с которыми они связаны по смыслу.
Расширение и закрепление понятия начальная форма.
| Упражнения в чѐ тком прого- варивании звуков (букв) на конце слов-признаков и соот- ветствующих им вопросов.
|
|
Практическое согласование слов-признаков со словами- предметами в числе.
| Наблюдение изменения букв на конце слов-признаков при изменении количества опре- деляемых предметов.
Упражнения в согласовании слов-признаков со словами- предметами в числе.
| Наблюдение букв на конце слов-признаков, стоящих в форме множественного чис- ла, и соотнесение их с бук- вами на конце связанных с ними по смыслу слов- предметов.
Упражнения в дописывании букв на конце слов- признаков, стоящих в форме
множественного числа.
|
Имя существительное. Зна- комство с категорией рода.
Упражнения в выделении в
предложении имѐ н сущест- вительных и изменение их
| Наблюдение букв на конце имѐ н существительных жен- ского, среднего, мужского ро- да.
Упражнения в выделении
| Упражнения в дописывании
|
технологическое звено модуля
|
модуль «Части речи»
| модуль «Окончание»
| модуль «Правописание безударных
гласных в окончании»
|
формы на начальную.
| имѐ н существительных из предложения и определении их рода.
Наблюдение согласования в роде с именами существи- тельными глаголов в форме
прошедшего времени.
| окончаний имѐ н существи- тельных женского и среднего рода.
|
Имя прилагательное. Наблю- дение согласования имѐ н прилагательных с именами существительными в роде.
Упражнения в выделении в предложении имѐ н прилага- тельных и изменение их
формы на начальную.
| Наблюдение букв на конце имѐ н прилагательных женско- го, среднего, мужского рода. Соотнесение их с буквами на конце имѐ н существительных. Упражнения в определении
незнакомого слова как части речи по буквам на его конце.
| Упражнения в дописывании окончаний имѐ н прилага- тельных в форме мужского рода.
Упражнения в распознава- нии окончаний имѐ н прила- гательных в форме женского
и среднего рода.
|
Изучение окончаний, отражающих значение падежа
|
Предлог. Наблюдение смы- словой и грамматической связи предлога с именем су- ществительным.
| Наблюдение изменения букв на конце имени существи- тельного в сочетаниях с раз- ными предлогами (предлож- ного управления).
Знакомство с понятием
«окончание имени существи- тельного».
Упражнения в дописывании окончаний имѐ н существи- тельных в зависимости от предлога (в ударной позиции): на стен..., под стен..., у стен…
| Упражнения в проверке без- ударных окончаний сущест- вительных женского рода путѐ м замены слова с без- ударным окончанием словом с ударным окончанием: на полян… – на стене, с ко-
робк… – с земли
|
Склонение имѐ н существи- тельных в един-ственном и множественном числе.
| Наблюдение изменения букв на конце слова. Формулиро- вание определения окончание.
| Упражнения в определении склонения имени существи- тельного.
Упражнения в проверке без-
ударного гласного в падеж- ных окончаниях.
|
Склонение имѐ н прилага- тельных в единствен-ном и множественном числе.
| Упражнения в выделении окончаний имѐ н прилагатель- ных.
| Наблюдение чередования гласных в падежных оконча- ниях: о-е, ы-и.
Упражнения в проверке без- ударного гласного в падеж- ных окончаниях.
|
Изучение
| безударных личных окончаний
| глагола
|
Практическое знакомство с совершенным и несовершен- ным видом.
| Упражнения в выделении окончаний глаголов в единст- венном и множественном
| Упражнения в определении безударных личных оконча- ний глаголов.
|
| | | |
технологическое звено модуля
|
модуль «Части речи»
| модуль «Окончание»
| модуль «Правописание безударных
гласных в окончании»
|
Спряжение глаголов. Освоение умения определять спряжение глаголов с без- ударными окончаниями по
инфинитиву.
| числе.
|
|
Изучение окончаний, имеющих значение числа и рода
Окончание – это своеобразная часть слова. С его выделения начинается морфемный анализ, поскольку считается, что это сделать легче всего – нужно только изменить слово по вопросам (падежам). Но для младших школьников окончание оказывается не такой уж про- стой частью слова. Если корень, суффикс и приставка обладают некой чувственной осно- вой, поскольку они связаны с изменением смысла слова (прилетел – прискакал, прилетел – улетел, ворона – воронѐ нок), то окончание слова такой основы практически не имеет – из- менение окончания не меняет смысл слова (возьми книжку, посмотри в книжке, лежит под книжкой), за исключением, разве что, форм единственного и множественного числа (возьми книжку – возьми книжки). Поэтому окончание является морфемным элементом бо- лее сложным для осознания детьми.
В традиционной методике понятие «окончание» вводится достаточно рано и почти без подготовки. Дети наблюдают изменение одного и того же слова в тексте, например: У меня есть сестр а, а у Саши нет сестр ы. Я люблю свою сестру. Вчера я подарил сестре куклу. Мы с сестрой вместе гуляем. Я забочусь о своей сестре. После этого им сообщается, что буквы, которые изменяются на концах слов, называются окончаниями. Однако дети не мо- гут перенести этот весьма незначительный опыт наблюдения на всѐ огромное поле грамма- тического согласования слов в русском языке. У них создаѐ тся впечатление, что любые бу- квы на конце слова являются его окончанием, поэтому нередко в качестве окончания они выделяют буквы -ал или -л на конце глаголов прошедшего времени, буквы -адь в слове ло- шадь, упорно считают окончаниями буквы -а, -о на конце наречий и т. п. Эти ошибки воз- никают потому, что дети усвоили только один признак окончания – положение букв на конце слова. Второй его признак – изменяемость этой части – не успела дойти до их созна- ния, потому что далеко не все из них умеют произвольно изменить изолированное слово, выделенное из контекста, а именно такую операцию предполагает определение окончания:
на краю обрыва росла берѐ зка – на краю – край, края, краем – в слове «краю» окончание
-ю;
обрыва – обрыв, обрыву, обрывом – в слове «обрыва» окончание -а.
Дети легко изменяют форму слова в словосочетании или предложении, но изменение
одиночного слова вызывает у них серьѐ зные трудности, потому что для этого надо знать и понимать падежные вопросы. Но склонение и падежные вопросы изучаются намного позже
окончания.
Для того чтобы у детей сложились правильные ассоциации с термином «окончание», следует сначала дать им возможность рассмотреть эту единицу со всех сторон, понять еѐ роль в языке, предоставить им достаточное время и необходимый объѐ м материала для на- блюдения и осознания информации, которая заложена в окончании, а также его роли в предложении. При этом надо очень осторожно пользоваться термином «окончание». Целе- сообразно на первых этапах обучения употреблять термин – смысловой заменитель «буквы на конце слова», а термин «окончание» использовать только в моменты сравнивания двух форм одного и того же слова и наблюдения изменений букв на его конце, ибо в этом случае термин подкрепляется зрительным восприятием. Окончательно вводить формальный тер- мин можно только тогда, когда дети научатся легко изменять единичные слова по вопро- сам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: