Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение изменения звуков (букв) на конце слов при постановке слов- предметов в начальную форму




Наблюдение изменения звуков (букв) на конце слов при постановке слов- предметов в начальную форму

Впервые ученики опосредованно сталкиваются с окончаниями слов в начале первого года обучения, когда в процессе знакомства со словами, называющими предмет, устанавли- вают, что эти слова отвечают на вопросы кто? кого? кому?...; что? чего? чему?..., и на прак- тическом уровне упражняются в изменении слов-предметов таким образом, чтобы они от- вечали на вопросы кто? что?: кошку, кошкой, кошки – кошка.

Однако на этом этапе учитель не говорит об окончаниях как таковых, а лишь упражняет детей в неторопливом и тщательном проговаривании слов с незначительным акцентом на конечных звуках. В классе, где много хорошо подготовленных учеников, можно вскользь указать им на то, как одно и то же слово изменяется в разных предложениях, объяснив это отличительной особенностью русского языка, способностью русских слов согласовываться между собой.

Наблюдение букв на конце слов, стоящих в форме единственного и множественно- го числа.

В 1 классе дети знакомятся с формальным понятием «слово», учатся распознавать в по- токе речи количество слов и обращают внимание на то, что слово может называть один или несколько предметов. Уже на этом этапе можно вводить термины «единственное и множе- ственное число». Практика показывает, что их понимание не вызывает у детей затруднений.

Где-то в средине октября на одном из уроков грамматики учитель пишет на доске пары слов:

кот              пол                    дуб                    стол

коты           полы                 дубы                 столы

Тот факт, что не все ученики смогут прочитать эти слова, не является помехой для ра- боты. Здесь так же, как и при усвоении корня слова, работа ведѐ тся на уровне зрительного восприятия и сравнения буквенного состава слов.

Учитель читает первую пару слов кот – коты и просит сравнить эти слова по смыслу и


по внешнему виду. Затем сравнивается вторая пара и т. д. После этого она помогает учени- кам обобщить наблюдение: слова верхней строчки называют один предмет (они единствен- ного числа), а слова второй строчки – несколько (они множественного числа); у слов мно- жественного числа (второй строчки) на конце появляется буква -ы. Делается вывод: на кон- це слов, которые называют несколько предметов, стоит буква -ы, эти слова множественного числа.

С точки зрения научного стиля выражения «слово множественного числа», «слово единственного числа» неправильны. Надо говорить «слово, стоящее в форме множествен- ного числа», или «слово, стоящее во множественном числе». Однако для первоклассников эти формулировки нежелательны, поскольку дети с их конкретным мышлением могут не понять, что значит «слово в чѐ м-то стоит», и что собой представляет множественное число, если в нѐ м «стоит» слово. Учителю приходится выбирать между авторитарно-правильной формулировкой и формулировкой, понятной детям. Естественно, что выбор делается в пользу последней. Когда дети повзрослеют и наберутся учебного опыта, они овладеют и научным языком.

После формулирования вывода ученики в течение непродолжительного времени вы- полняют тренировочные упражнения.

Примерные виды заданий и упражнений

1. Послушайте два слова. Подумайте, сколько предметов называет первое и второе сло- во. Повторите слово множественного числа (вариант: …единственного числа).

топор – топоры, узоры – узор, комары – комар, баран – бараны;

2. Послушайте предложение. Найдите в нѐ м слово, называющее предмет. Как вы думае- те, оно единственного или множественного числа?

Рычит голодный тигр. Звѐ зды ярко сияют. И т. п.

3. Послушайте (прочитайте) предложение. Как вы думаете, нужно ли добавлять букву ы

к выделенному слову?

Это упражнение лучше проводить в малых группах. Ученики получают карточки с од- ним или 2-3 предложениями. Ребѐ нок, умеющий читать, прочитает их всем остальным. Об- судив предложения, дети впишут, куда надо, букву ы.

Цветут розовые куст …. У Вали болит зуб

 

После того, как полученная порция знаний будет в определѐ нной мере закреплена, учи- тель добавляет новые сведения. Она предлагает ученикам сравнить новые пары слов:

волк   парк  рыбак ѐ ж

волки  парки рыбаки       ежи

В результате наблюдения, построенного по аналогии с предыдущим, дети дополняют сделанный ранее вывод: на конце слов, называющих несколько предметов, бывают буквы ы, и. За выводом следует новая серия упражнений, которые идентичны представленным выше, но предъявляются уже слова с окончаниями -ы, -и.

Затем следует наблюдение за тем, как одна буква, стоящая на конце слова, заменяется


другой. Ученики сравнивают слова типа

рука  лужа дыня каша руки лужи дыни каши

Последующие упражнения, в которых предлагается определить число незнакомых уче- никам слов типа кратер - кратеры, манишка – манишки, мегера - мегеры, кулан – куланы, офорты – офорт помогут детям осознать, что число можно определить по окончанию сло- ва, даже не зная его значения. Сделанный ранее вывод формулируется несколько иначе: ес- ли слово-предмет оканчивается на или -и, то оно стоит во множественном числе.

На следующем уроке, выполняя упражнения на закрепление, ученики столкнутся с но- вым явлением. На доске написаны пары слов:

лиса   свинья

окна  братья

Обсуждение проводится методом дискуссии (см. §3 гл. I). Кто-то (специально подго- товленный ученик или Незнайка) станет утверждать, что оба слова в каждой паре называют один предмет, потому что на конце нет букв -ы, -и. Ученики, понимая, что слова окна и братья называют несколько предметов, вынуждены будут доказать, что в этих парах есть слова, стоящие в форме как единственного, так и множественного числа. Значит, на преды- дущем уроке был сделан неправильный вывод? Обсуждая вместе с детьми создавшееся по- ложение, учитель помогает детям понять, что вывод они сделали правильный (и доказали это примерами), но он был неполным.

Первым естественным порывом учеников станет простое добавление к выводу двух но- вых окончаний -а и -я. Но загвоздка в том, что на -а и -я оканчиваются также существи- тельные в единственном числе, что видно в предъявленных парах слов и в других словах, например, коза, песня. Значит, здесь нужен более осторожный вывод: слова-предметы, ко- торые оканчиваются на -а, -я могут быть и единственного, и множественного числа. Что- бы определить их число, надо и смотреть на буквы в конце слова, и думать о смысле слова. А вот если на конце -ы, -и, то это слово обязательно множественного числа.

Результаты наблюдений заносятся в таблицу «Имя существительное», которую ученики будут заполнять постепенно, начиная с момента знакомства со словами, называющими предметы. Еѐ шаблон начерчен карандашом у каждого ученика в тетрадях для таблиц или на большом листе ватмана для демонстрации в классе.

Познакомившись со словами, называющими предметы, и вопросами кто? что?, на кото- рые они отвечают, ученики обводят верхнюю горизонтальную графу таблицы и вписывают в неѐ (сами или с помощью родителей) карандашом название группы слов, используя тер- мин-заменитель, и ручкой – вопросы. Впоследствии, когда дети познакомятся с термином

«имя существительное», они возьмут в скобки или сотрут написанное ранее и ручкой впи- шут формальный термин.

Узнав о том, что эти слова изменяются по числам, дети обведут вторую горизонталь- ную графу таблицы и самостоятельно впишут на уроке сокращения ед. ч., мн. ч., а дома с помощью родителей – слова единственное число, множественное число. Постепенно уче-


ники будут вносить в таблицу сведения об окончаниях имѐ н существительных во множест- венном числе. Во II классе, по мере знакомства, будут проставлены названия родов и впи- саны родовые окончания.

 

 

(Слова-предметы) И м я   с у щ е с т в и т е л ь н о е

кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чѐ м?

единственное

число

множественное число
       

 

 

 

дубы            - Ы
мишки           - И
окна               - А
поля               - Я

 

Самостоятельное заполнение детьми таких таблиц позволяет использовать в работе на- глядно-действенное мышление, даѐ т возможность систематизировать полученные знания. Кроме того, эта работа подготавливает учеников к тому, чтобы впоследствии они могли пользоваться готовыми таблицами, читать их.

После заполнения таблицы последует цикл упражнений на определение числа слова и выделение его окончания. Для упражнений следует использовать слова как хорошо знак о- мые ученикам, так и незнакомые. При этом в незнакомых словах типа темники, стыки, си- нусы, штативы ученики смогут определить число с опорой на окончания -ы, -и, а при встрече со словами типа вензеля, сектора скажут, что узнать число по букве на конце слова невозможно, надо понять смысл, т. е. знать, об одном или нескольких предметах идѐ т речь.

Один-два урока нужно посвятить наблюдению слов, называющих несколько предметов и не имеющих формы единственного числа, например, брызги, шахматы, каникулы (нельзя сказать одна брызга или один брызг, одна каникула или один каникул), а также со словами, называющими один предмет, но на конце которых стоит буква ы или и, говорящая о мно- жественном числе, например, брюки, очки, ножницы, щипцы, носилки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...