Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа может проис- ходить следующим образом.
1. На доске вокруг слова они расположены картинки, изображающие, например, теле- фоны, часы, консервы (банка консервов), брюки, сапоги, ласточек, клещи. Дети называют предметы и устанавливают, что их названия сочетаются со словом они. От этого слова про- водятся линии к соответствующим картинкам. При этом выясняется, один или несколько предметов называет данное слово. В ходе работы ученики убеждаются в том, что есть слова, которые можно заменить словом они (т. е. слова стоят во множественном числе), но ими называется только один предмет (брюки, часы и др. ). После первого же такого слова учитель помогает ученикам сделать вывод: слово стоит во множественном числе, но называет один предмет. Этот вы- вод будет повторяться каждый раз при встрече с такими словами. После наблюдения учи- тель говорит: – Повторите, пожалуйста, ещѐ раз все слова, стоящие со множественном числе, и при этом показывайте на картинки. – А теперь подумайте, обсудите между собой и ответьте на вопрос: всегда ли число слова совпадает с числом предметов? 2. Учитель показывает детям картинки, изображающие ножницы, клещи, кусачки, пас- сатижи, тиски, щипцы, или сами эти предметы и просит сначала назвать каждый из них, а потом обобщить – это инструменты. Учитель записывает все названия на доске (можно раздать ученикам карточки со словами), а картинки убирает. Ученики повторяют слова, рассматривают их, определяют число и обводят квадратиком окончания -и, -ы. Затем учи- тель предлагает им попытаться изменить число. Чтобы сделать это было легче, целесообразно включить слово в словосочетание. С ак- тивной помощью учителя дети подбирают к каждому слову подходящее определение или действие (удобные клещи, тиски сжимают, маникюрные ножницы и т. п. ) и пытаются по- ставить слово в форму единственного числа (удобные клещи – удобный клещ, удобная кле- ща). Не получается! Так не говорят.
Учитель обращает их внимание на то, что все предметы, названия которых не имеют формы единственного числа, состоят из двух соединѐ нных между собой частей, которые, не могут функционировать отдельно друг от друга. – Я вот думаю, – рассуждает учитель, – может быть в этом причина того, что их назва- ния не имеют формы единственного числа, хотя предмет один? А вы как думаете? После того, как дети выскажут свои соображения, появляется Незнайка и заявляет, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что все- гда бывают парами. Дети, как могут, возражают Незнайке, доказывая, что сапоги могут быть использованы по одному, а части ножниц или тисков нет. Затем следует вывод: мы определяем число слова; предмет может быть и один, но слово – его название стоит во множественном числе. После слов, не имеющих формы единственного числа, проходит знакомство со слова- ми, не имеющими формы множественного числа. 1. Учитель произносит или пишет на доске слова море, пальто, кофе, кино, окно и др. и помогает ученикам определить, что все слова стоят в единственном числе. После этого предлагает попытаться изменить число на множественное. Для удобства действий, слова включаются в словосочетания: плещет море – плещут моря (учитель требует от учеников чѐ ткого произнесения окончаний слов), висит пальто – висят пальты (пальта). Возможно, в классе найдутся ученики, которые знают, что нельзя говорить пальты, а нужно сказать висят пальто. Следовательно, слово пальто нельзя поставить во множественное число, а слово море можно. Таким образом данные слова делятся на две группы – имеющие форму множественного числа и не имеющие.
2. По заданию учителя дети вспоминают названия ягод: малина, ежевика, черника, клубника, крыжовник, голубика, брусника и др. Затем они составляют с ними словосочета- ния и пытаются изменить число: сладкая малина – сладкие малины и т. д. В беседе учитель помогает ученикам понять, что эти слова также не употребляются во множественном числе. Аналогично можно работать с названиями мяса домашних животных: баран – барани- на, свинья – свинина, кролик – крольчатина, корова – говядина (от древнерусского слова говядо, которым назвали крупный рогатый скот) и т. д. Совместными усилиями составля- ются словосочетания с образованными словами, и дети пытаются изм енить число: молодая баранина – молодые баранины. Выясняется, что и эти слова не употребляются во множест- венном числе. После таких бесед и наблюдений выполняются упражнения в определении соотноше- ния числа слова и количества названных им предметов. Учитель даѐ т ученикам два предложения, например: В универмаге продаются ножни- цы. В руке портнихи блестят ножницы. Дети чертят схемы предложений, находят слова- действия (продаются, блестят), обозначают их двойной чертой и определяют число – множественное. Далее они указывают слова, которые называют предметы, выполняющие эти действия. – в обоих предложениях это слово ножницы. В беседе уточняется, что главные слова и первого, и второго предложений стоят во множественном числе, однако при сравнении содержания обоих предложений выясняется, что в первом речь идѐ т о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во втором – об одном предмете, который находится в руках портнихи. Далее сравниваются ещѐ три – четыре пары подобных предложений (например, В этой мастерской делают очки. Тѐ тя Варя потеряла очки. Антон Петрович умеет чинить часы. Часы на башне пробили полночь). Повторяется и дополняется сделанный ранее вывод: чис- ло слова мы определяем, не зависимо от того, сколько предметов это слово называет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|