Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение изменения букв на конце слов-признаков (имѐн прилагательных) при изменении их числа




Наблюдение изменения букв на конце слов-признаков (имѐ н прилагательных) при изменении их числа

Знакомя детей в 1 классе со словами, называющими признак предмета, учитель предла- гает им упражнения в выделении этих слов из данного или самостоятельно составленного предложения, просит добавить их в предложение и др. (см. §2 гл. IV). При этом она обра- щает внимание учеников на согласование слов-признаков со словами-предметами в числе и на изменение последних букв. Для такой работы надо подбирать слова с ударными оконча- ниями.

Во время сопоставления конечных букв обоих слов в словосочетаниях типа лесн ые дрозд ы, полев ые васильк и, широк ие лепестк и, высок ие волн ы , учитель помогает детям уви- деть, что на конце слов-признаков тоже встречаются буквы -ы, -и, как и у слов-предметов, но соединѐ нные с буквой -е -ые, -ие.

Результаты наблюдений заносятся в таблицу «Имена прилагательные», которая анало- гична таблице «Имена существительные».

 

 

(Слова-признаки) Имя прилагательное

как ой? как ая?  как ое?  как ие?

единственное число

множественное число
      какие?

 

 

 

родные - ЫЕ
синие - ИЕ
старые

 

Наблюдение букв на конце имѐ н существительных женского, среднего и мужского рода

В период изучения имени существительного по программе (обычно это 2 класс) учени- ки под руководством учителя определяют род слов, заменяя их местоимениями он, она, оно, наблюдают буквы на конце слов мужского, женского и среднего рода (слова среднего рода сначала надо подбирать обязательно с ударным окончанием -о).

Последовательные наблюдения приводят к выводу, что имена существительные жен- ского рода имеют окончания -а, -я, среднего рода – -о, -е, а слова мужского рода оканчива- ются разными согласными, у них окончания в начальной форме прячутся (рядом с этим


словами ученики рисуют пустой квадратик) и появляются при изменении слова по вопро- сам; некоторые слова мужского рода имеют окончания -а, -я.

Отдельным звеном работы является определение рода у слов, оканчивающихся на мяг- кий согласный, потому что потом, когда наступит время изучения склонения и падежных окончаний, станет необходимым умение определить род у слов типа корабль, тополь, пло- щадь, осень. Специфика этой операции состоит в том, что для еѐ выполнения у младших школьников не существует никаких критериев, кроме речевого опыта. Если дети привыкли согласовывать слово кровать со словами она, моя, большая, стояла, то они определят его как слово женского рода. Но стоит им столкнуться со словами, которые они, возможно, и понимают, но не употребляют в активной речи, типа пристань, насыпь, ветвь, деталь, про- рубь, как в определении их рода возникают трудности. По сути, ребѐ нок подставляет слова она, моя не для того, чтобы узнать род, а наоборот – он знает, что данное слово женского рода, и поэтому выбирает слова она, моя, а не он, мой. И единственным коррекционным методом здесь является накопление речевого опыта.

В ходе наблюдений ученики окончательно заполняют таблицу «Имя существительное».

 

 

Имя существительное

кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чѐ м?

единственное

число

множественное число
мужской род

женский род

средний род  
катер - рука - А   окно - О дубы            - Ы
голубь   - Ь петля - Я   море - Е мишки           - И
мишка- А

кровать      - Ь

  окна               - А
дядя - Я

 

  моря              - Я

 

Когда ученики достаточно хорошо усвоят, что родовые окончания имѐ н существитель- ных совпадают с окончаниями местоимений он, она, оно, можно переходить к правописа- нию родового окончания в безударной позиции. Например, учитель предлагает произнести слова ó блак[ъ] и копú лк[ъ], сравнить последние гласные звуки и затем даѐ т задание попы- таться узнать, какими буквами нужно их обозначить. В ходе выполнения задания ученики заменят слова местоимениями оно, она и таким образом определят букву на конце. После серии упражнений в выборе букв для обозначения последних зв уков формулируется вывод: родовое окончание, как и корень, пишется одинаково не зависимо от его произношения в ударной или безударной позиции: если имя существительное среднего рода (оно), то его окончание -о или -е, а если женского рода, то -а или -я; проверить это можно, заменив сло- во-предмет маленьким словом (местоимением) она, оно.

Работая с именем существительным, ученики находят его в словосочетаниях и предло- жениях, где эти слова стоят в разных падежных формах. А поскольку род определяется по начальной форме слова, то вполне логично именно в этот период учить детей ставить слова в начальную форму, т. е. изменять их так, чтобы они отвечали на вопрос кто? или что? Для этого можно использовать задания такого типа:

– Послушайте (прочитайте) предложение.


Под мостом текла река.

– Выделите имена существительные. Найдите в предложении слово, с которым каждое имя существительное связано по смыслу. Поставьте вопросы к именам существительным.

текла под (чем? ) мостом текла (что? ) река

– Измените, где нужно, имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос

что?

текла под (чем? ) мостом – (что? ) мост

В дальнейшем при изучении склонения имѐ н существительных и прилагательных эти упражнения помогут ученикам легко усвоить понятие «начальная форма слова». Если учи- тель посчитает возможным, он может уже на этом этапе ввести в работу этот термин.

Наблюдение родовых окончаний имѐ н существительных целесообразно проводить со- вместно с наблюдением родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. На примере простого нераспространѐ нного предложения ученики могут видеть согласование существи- тельных и глаголов в числе и роде, определять, при помощи какой части слова происходит это согласование, и заключать эту часть в квадратик: рос¨ куст¨ , росл а малин а, росл о дерев о . При этом очень важно требовать от детей чѐ ткого произношения всех окончаний, что в дальнейшем облегчит работу над их правописанием в безударных позициях.

В процессе этой работы учитель поможет ученикам сделать вывод о том, что в предло- жении родовые окончания имѐ н существительных и глаголов совпадают. Наиболее нагляд- но это выступает в предложениях, где оба слова имеют ударные окончания: Пришла весна. Зерно росло. Бычки росли.

Затем проходит серия упражнений на определение безударных родовых окончаний су- ществительных и глаголов.

Сначала учитель предъявляет ученикам предложение, в котором окончание одного сло- ва ударное, а другого – нет: Весло лежал-. Ставится задача определить, какую букву – а или о надо дописать в слове лежал[ъ]. Рассуждать по поводу способов решения задачи можно по-разному.

Первый вариант: «Если слова в предложении «дружат» между собой, то они должны быть одного рода – слово весло среднего рода, значит, слово лежал[ъ] тоже должно быть среднего рода. Слова среднего рода оканчиваются на или . Весло лежале сказать нель- зя, это неправильно. Значит, весло лежало».

Второй вариант: «Мы знаем, что в предложении слова «дружат» между собой, они должны стоят в одном роде и одном числе. Если мы напишем лежала, то это получится слово женского рода – она лежала. А ведь весло – оно, среднего рода. У него на конце , значит, надо написать лежало, а то «дружбы» не будет».

Проработав упражнения на определение безударного окончания одного слова с опорой на ударное окончание связанного с ним другого слова, учитель даѐ т ученикам предложе- ние, в котором окончания обоих слов стоят в безударной позиции: Нé б[ъ] светлé л[ъ]. (Не- бо светлело). В этой ситуации, учитель организует обсуждение тех различных способов оп-


ределения окончаний, которые будут предлагать ученики. В соответствии с принципом са- мостоятельности, нужно так построить беседу, чтобы ученики сами предложили заменить существительное местоимением оно, в котором окончание ударное. Вставив в предложение слово оно, можно определить окончание имени существительного, а затем, и окончание глагола. В процессе работы ученики широко пользуются заполненной таблицей «Имя су- ществительное».

В заключение делается вывод: слова она, оно являются проверочными для безударных гласных на конце имѐ н существительных женского и среднего рода.

Примерные виды заданий и  упражнений

1. Определите род слов. Напишите их в два столбика.

Лошадь, плесень, корень, ливень, радость, словарь, дверь, кисель, богатырь.

2. Прочитайте предложения парами. Выделите, пожалуйста, окончания обоих слов в каждом предложении.

Потекло молоко.        Пришла весна. Потекла река.            Пришло письмо.

Что вы можете сказать об окончаниях глаголов и имѐ н существительных? Как вы ду- маете, почему они одинаковые?

3. Попробуйте определить, какое окончание закрыто квадратиком?

а) Рука замерзл¨ . Окно запотел¨ . Запачкал¨ сь полотно. Блестел¨ стекло. б) Зеркал¨ нашлось. Взошло солнц¨. Подросло деревц¨. Лодочк¨ плыла.

Расскажите, что помогало вам вписывать окончания?

4. Посмотрите, здесь квадратиками закрыты окончания обоих слов. Как в этом случае узнать, где прячется окончание -о, а где – окончание -а?

Лежал¨ полено. Прибежал¨ собака.

5. Вспомните тему, которую вы изучаете. Попробуйте понять, какое задание может быть дано для этого упражнения.

Была утро. Я видел, как ленивым колечком с лесных полянок поднимались туман. Дере- во качалась и скрипела свою лесную песню. Росинки блестел на солнце.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...