Наблюдение изменения букв на конце слов-действий при изменении их числа
При знакомстве учеников со словами, называющими действие предмета, целесообразно привлечь их внимание к изменению букв на конце слов-действий, тем самым предупреждая появление ошибок согласования и управления и подготавливая детей к усвоению понятия «окончание глагола». Как и при изучении слов, называющих предмет, учитель показывает детям, что буквы на конце слова-действия могут нести информацию о количестве предме- тов, которые выполняют действие. В качестве иллюстрации наблюдения рассмотрим фраг- мент урока. 1. Для работы используются простые нераспространѐ нные предложения Пастух пасѐ т. Метла метѐ т. Бегун бегает. Варит повар. Светильник светит. Шалит шалун, часть кото- рых может быть написана на карточках, которые раздаются детям Учитель называет одно предложение и задаѐ т вопросы: – Повторите, пожалуйста, слово, которое отвечает на вопрос что делает? (Дети произно- сят слово). – К какой группе слов оно относится – словам-предметам или словам-действиям? (К словам-действиям). – Сравните оба слова в предложении по смыслу. (Слова похожи по смыслу: метла – по- тому что метѐ т). Слушая ответы учитель пишет предложение на доске, ученики рассматривают пары слов на доске или на своих карточках и выделяют общую часть (корень). Когда таким образом рассмотрены все предложения, появляется Незнайка и вступает в разговор: – Кто говорит о шалуне? Я шалун. Хотите, буду шалить? (Лает по-собачьи. ) Учитель останавливает его и спрашивает у детей, каким словом можно назвать это дей- ствие? (Лает. ) На вопрос кто лает? (не балуется в классе, а по-настоящему лает) учитель получает ответ, что это делает собака, и располагает на доске две картинки, изображающие одну собаку и несколько.
– Вместо того, чтобы баловаться, составил бы ты нам, Незнайка, предложения. Незнайка, показывая на картинки, говорит: – Собака ла ет. Собаки ла ет. (Окончания слов произносятся чѐ тко и даже несколько ут- рированно). Ученики поправляют Незнайку: – Собаки ла ют. Незнайка: – Я понял, понял. Собаки ла ют. Собака ла ют. Ученики опять поправляют: – Собака ла ет. Делается вывод: слова в предложении согласовываются друг с другом и зависят друг от друга. Они «дружат». Обсуждая вместе с учителем «дружбу» слов в предложении, ученики устанавливают, что они согласовываются в числе. Вывод: слова-действия, так же, как слова-предметы, могут быть в единственном и множественном числе. 2. Учитель берѐ т группу картинок, на которых нарисованы либо один, либо несколько предметов, поочерѐ дно показывает их классу и называет подходящий по смыслу глагол в неопределѐ нной форме (например, летать). Ученики устно составляют предложения, обя- зательно чѐ тко проговаривая окончания глаголов. К глаголу ставится вопрос что делает? или что делают? Дети называют число и глагола, и существительн ого: «Слово-предмет и слово-действие стоят в единственном числе». Затем учитель даѐ т задание: – Послушайте слово-действие. Как вам кажется, один или несколько предметов выпол- няют это действие? Поставьте вопрос к слову-действию. Поочерѐ дно предъявляются слова кивает, нюхают, плещут, кричит, спят, знает, мо л- чит, отмечают. Ученики определяют их число, основываясь на языковом чутье. – Вот вы сейчас отвечали, почти не задумываясь, и отвечали правильно. Но ведь ни один предмет не был назван? Как же вы узнали, один или несколько предметов это дейст- вие выполняют? Выслушав различные ответы учеников, учитель пишет на доске парами в столбик лю- бые 2-3 пары слов, подчѐ ркивая окончания:
крич ит кива ет крич ат кива ют Вывод: число слова-действия можно узнать по его окончанию. Выполняя все эти упражнения, ученики должны очень чѐ тко произносить окончания. Примерные виды заданий и упражнений 1. Определите число слов-действий (на материале знакомых и незнакомых слов). а) бредѐ т, спит, живут, наблюдают, пахнет, трещит, хранят; б) колупают, глумят, выбредает, знобит, поддужат; в) умывает, умывается; одевает, одевается. Учитель указывает детям на пару умывает - умывается. – Давайте попробуем понять, почему эти два слова стоят в одном и том же числе, ведь они оканчиваются по-разному? В процессе выполнения упражнения внимание учеников привлекается к суффиксу -ся (без термина) и его значению направленности действия на самого говорящего: ся - сокра- щѐ нный вариант себя. 2. Определите число данного слова-действия и подберите к нему по смыслу слово- предмет: говорят, возит, учит, красят, звонят, веселится, кормят, держится, веселятся, кор- мится Ученики называют число каждого слова-действия, чѐ тко повторяя за учителем оконча- ния. Попутно учитель спрашивает, направлено ли действие на говорящего? Что указывает на это? (часть -ся). К глаголам дети подбирают по смыслу слова-предметы, согласовывая их в числе, и тоже чѐ тко произнося окончание. При выполнении задания нужно побуждать учеников использовать имена собственные. Делая это, они должны заметить, что имя собственное сочетается только с глаголом в един- ственном числе, а с глаголами множественного числа следует соединять либо имя нарица- тельное, либо несколько имѐ н собственных, при этом каждое имя собственное стоит в единственном числе: Лена и Оля красят. Составленные предложения оформляются в виде схемы: и . 3. Послушайте незнакомые слова-действия и попробуйте изменить их число с единст- венного на множественное и наоборот. обсыпают, обтѐ сывают, шерстят, изгубят, докучают В ходе выполнения задания учитель по своему усмотрению может объяснить ученикам лексическое значение некоторых слов. 4. Послушайте (прочитайте) два слова и повторите, пожалуйста, то слово, которое на- зывает предмет (или действие).
Что нужно сделать, чтобы определить его число? Измените число и посмотрите, как изменится при этом второе слово. Ветер бодрит. Дрожат листики. Гусеницы грызут. Тихо ведѐ т. 5. Найдите в предложении слово-действие и измените его число. Как при этом изменят- ся остальные слова? Жужжит над цветком шмель. (Жужжат над цветком шмели. Жужжат над цветка- ми шмели) Плывѐ т в небе лѐ гкое облако. (Плывут в небе лѐ гкие облака). 6. Допишите буквы на конце слов-действий. Лет… к нам грачи. Журч… ручейки, цвет… подснежники. По реке плыв…. белые льди- ны. Грем… первая гроза. Вся земля цвет….
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|