Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение изменения букв на конце слов-действий при изменении их числа




При знакомстве учеников со словами, называющими действие предмета, целесообразно привлечь их внимание к изменению букв на конце слов-действий, тем самым предупреждая появление ошибок согласования и управления и подготавливая детей к усвоению понятия

«окончание глагола». Как и при изучении слов, называющих предмет, учитель показывает детям, что буквы на конце слова-действия могут нести информацию о количестве предме- тов, которые выполняют действие. В качестве иллюстрации наблюдения рассмотрим фраг- мент урока.

1. Для работы используются простые нераспространѐ нные предложения Пастух пасѐ т. Метла метѐ т. Бегун бегает. Варит повар. Светильник светит. Шалит шалун, часть кото- рых может быть написана на карточках, которые раздаются детям

Учитель называет одно предложение и задаѐ т вопросы:

– Повторите, пожалуйста, слово, которое отвечает на вопрос что делает? (Дети произно- сят слово).

– К какой группе слов оно относится – словам-предметам или словам-действиям? (К словам-действиям).

– Сравните оба слова в предложении по смыслу. (Слова похожи по смыслу: метла – по-


тому что метѐ т).

Слушая ответы учитель пишет предложение на доске, ученики рассматривают пары слов на доске или на своих карточках и выделяют общую часть (корень).

Когда таким образом рассмотрены все предложения, появляется Незнайка и вступает в разговор:

– Кто говорит о шалуне? Я шалун. Хотите, буду шалить? (Лает по-собачьи. )

Учитель останавливает его и спрашивает у детей, каким словом можно назвать это дей- ствие? (Лает. ) На вопрос кто лает? (не балуется в классе, а по-настоящему лает) учитель получает ответ, что это делает собака, и располагает на доске две картинки, изображающие одну собаку и несколько.

– Вместо того, чтобы баловаться, составил бы ты нам, Незнайка, предложения. Незнайка, показывая на картинки, говорит:

– Собака ла ет. Собаки ла ет. (Окончания слов произносятся чѐ тко и даже несколько ут- рированно).

Ученики поправляют Незнайку: – Собаки ла ют. Незнайка: – Я понял, понял. Собаки ла ют. Собака ла ют. Ученики опять поправляют: – Собака ла ет.

Делается вывод: слова в предложении согласовываются друг с другом и зависят друг от друга. Они «дружат».

Обсуждая вместе с учителем «дружбу» слов в предложении, ученики устанавливают, что они согласовываются в числе.

Вывод: слова-действия, так же, как слова-предметы, могут быть в единственном и множественном числе.

2. Учитель берѐ т группу картинок, на которых нарисованы либо один, либо несколько предметов, поочерѐ дно показывает их классу и называет подходящий по смыслу глагол в неопределѐ нной форме (например, летать). Ученики устно составляют предложения, обя- зательно чѐ тко проговаривая окончания глаголов. К глаголу ставится вопрос что делает? или что делают? Дети называют число и глагола, и существительн ого: «Слово-предмет и слово-действие стоят в единственном числе».

Затем учитель даѐ т задание:

– Послушайте слово-действие. Как вам кажется, один или несколько предметов выпол- няют это действие? Поставьте вопрос к слову-действию.

Поочерѐ дно предъявляются слова кивает, нюхают, плещут, кричит, спят, знает, мо л- чит, отмечают. Ученики определяют их число, основываясь на языковом чутье.

– Вот вы сейчас отвечали, почти не задумываясь, и отвечали правильно. Но ведь ни один предмет не был назван? Как же вы узнали, один или несколько предметов это дейст- вие выполняют?

Выслушав различные ответы учеников, учитель пишет на доске парами в столбик лю- бые 2-3 пары слов, подчѐ ркивая окончания:

крич ит                            кива ет


крич ат                           кива ют

Вывод: число слова-действия можно узнать по его окончанию.

Выполняя все эти упражнения, ученики должны очень чѐ тко произносить окончания.

Примерные виды заданий и упражнений

1. Определите число слов-действий (на материале знакомых и незнакомых слов).

а) бредѐ т, спит, живут, наблюдают, пахнет, трещит, хранят; б) колупают, глумят, выбредает, знобит, поддужат;

в) умывает, умывается; одевает, одевается.

Учитель указывает детям на пару умывает - умывается.

– Давайте попробуем понять, почему эти два слова стоят в одном и том же числе, ведь они оканчиваются по-разному?

В процессе выполнения упражнения внимание учеников привлекается к суффиксу -ся (без термина) и его значению направленности действия на самого говорящего: ся - сокра- щѐ нный вариант себя.

2. Определите число данного слова-действия и подберите к нему по смыслу слово- предмет:

говорят, возит, учит, красят, звонят, веселится, кормят, держится, веселятся, кор- мится

Ученики называют число каждого слова-действия, чѐ тко повторяя за учителем оконча- ния.

Попутно учитель спрашивает, направлено ли действие на говорящего? Что указывает на это? (часть -ся). К глаголам дети подбирают по смыслу слова-предметы, согласовывая их в числе, и тоже чѐ тко произнося окончание.

При выполнении задания нужно побуждать учеников использовать имена собственные. Делая это, они должны заметить, что имя собственное сочетается только с глаголом в един- ственном числе, а с глаголами множественного числа следует соединять либо имя нарица- тельное, либо несколько имѐ н собственных, при этом каждое имя собственное стоит в единственном числе: Лена и Оля красят. Составленные предложения оформляются в виде схемы:

       и                     .

3. Послушайте незнакомые слова-действия и попробуйте изменить их число с единст- венного на множественное и наоборот.

обсыпают, обтѐ сывают, шерстят, изгубят, докучают

В ходе выполнения задания учитель по своему усмотрению может объяснить ученикам лексическое значение некоторых слов.

4. Послушайте (прочитайте) два слова и повторите, пожалуйста, то слово, которое на- зывает предмет (или действие).

Что нужно сделать, чтобы определить его число?

Измените число и посмотрите, как изменится при этом второе слово.

Ветер бодрит. Дрожат листики. Гусеницы грызут. Тихо ведѐ т.


5. Найдите в предложении слово-действие и измените его число. Как при этом изменят- ся остальные слова?

Жужжит над цветком шмель. (Жужжат над цветком шмели. Жужжат над цветка- ми шмели)

Плывѐ т в небе лѐ гкое облако. (Плывут в небе лѐ гкие облака).

6. Допишите буквы на конце слов-действий.

Лет… к нам грачи. Журч… ручейки, цвет… подснежники. По реке плыв…. белые льди- ны. Грем… первая гроза. Вся земля цвет….

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...