Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение букв на конце имѐн прилагательных женского, среднего и мужского рода




Наблюдение букв на конце имѐ н прилагательных женского, среднего и мужского рода

Родовые окончания имѐ н прилагательных – это одна из морфологических единиц, в ко- торых ученики делают особенно много ошибок. Главным подспорьем в правильном напи- сании окончаний прилагательных служат вопросы, поэтому следует начать с упражнений в выделении из предложения словосочетания «прилагательное + существительное», а затем переключиться на установление хорошей ассоциативной связи между родом имени сущест- вительного, вопросом и окончанием имени прилагательного. Делать это можно примерно в такой технологической последовательности.

1. Учитель показывает ученикам три картинки, на которых нарисованы красная майка, зелѐ ный шар и жѐ лтое ведро. Ученики называют предметы и каждое существительное свя-


зывают с местоимением он, она, оно, определяя их род. Затем учитель предлагает подоб- рать к ним одинаковый признак, активно помогая детям, поскольку задание трудное: мате- риал, из которого предметы сделаны, очень разный, цветом они тоже различаются, а вот размер может быть сходным – большим или маленьким. Выбираем слово большой. Слово- сочетания записываются на доске в столбик:

женский род                     майка больш ая

средний род                      шар больш ой

мужской род                    ведро больш ое

Ученики сравнивают буквы на конце прилагательного и говорят, что слово одно, а бук- вы на конце разные. При необходимости для закрепления наблюдения можно таким же об- разом проанализировать ещѐ три словосочетания, например, прямая стрела, прямой путь, прямое весло.

В результате выясняется, что окончания у одного и того же имени прилагательного раз- ные, потому что разный род у существительных, с которыми оно связано по смыслу. Сле- дует вывод, имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от того, с каким суще- ствительным сочетается по смыслу.

Здесь целесообразно предложить ученикам попробовать изменить род существитель- ных, например, сделать слово груша словом мужского рода – груш. Или сделать слово мост словом женского или среднего рода – моста, мостя, мосто, мосте. Очень быстро выяс- нится, что это невозможно. Следует вывод, что имена существительные по родам не изме- няются, а имена прилагательные изменяются.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что в окончаниях имѐ н прилагатель- ных соединяются вместе два варианта родовых окончаний имѐ н существительных: в жен- ском роде: а + я = -ая, -яя, в среднем: о + е = -ое, -ее. Эти же окончания присутствуют в вопросах какая? какое? При рассмотрении имѐ н прилагательных мужского рода учитель указывает детям на окончания -ой, -ый, -ий. В ходе наблюдений следует постоянно сравни- вать между собой окончания имѐ н прилагательных женского и мужского рода, женского и среднего рода, среднего и мужского (в мягком и твѐ рдом варианте) и при этом постоянно связывать их с вопросами.

Понимание родовых окончаний закрепляется в упражнениях с малознакомыми или во- все незнакомыми словами. Они исключают возможность опоры на прежний речевой опыт и ставят детей перед необходимостью находить прилагательные, определять их род и число только по формальным признакам.

Учитель предлагает ученикам выделить в предложении прилагательное и определить его род и число. Примеры предложений: Наступила сумбурная эпоха. Кучер внѐ с весомый пакет. Помощниками в работе служат грамматические вопросы и местоимения он, она, оно, они.

Сведения о родовых окончаниях по ходу наблюдений следует заносить в таблицу «Имя прилагательное».


И м я п р и л а г а т е л ь н о е

как ой?  как ая?  как ое?  как ие?

единственное число

множественное

мужской род

как ой?

женский род какая? средний род какое?

число

как ие?

родной - ОЙ родная    - АЯ родное     - ОЕ родные - ЫЕ
синий - ИЙ синяя       - ЯЯ синее       - ЕЕ синие - ИЕ
старый - ЫЙ старая старое

стар ые

 

Примерные виды заданий и упражнений

1. Подумайте и допишите, где надо, окончания.

Проплыл…. больш…. корабль. В кастрюле был…. отварн…. вермишель. Тускло бле- стел…. ледян…. озеро. Озорн… пудель громко залаял….

Перед выполнением задания ученикам даѐ тся готовый план действий:

а) прочитать предложение целиком, понять его смысл; б) найти главные члены (см. § 2 гл. VII); в) определить, с каким словом связано по смыслу слово с точками; г) поставить во- прос к этому слову и определить, надо ли дописывать буквы; д) дописать буквы там, где надо.

2. Прочитайте предложения парами. Как вы думаете, какие из них написаны без оши- бок?


 

3. Прочитайте и внимательно послушайте себя. Постарайтесь понять, окончания жен- ского или среднего рода надо вписать в слова.

Вкусн....... эским..... . Высок........ волн..... .

Звонк....... серебр..... . Широк........ шосс...... .

Сладк....... пастил...... . Холодн....... глубин..... .

4. Расскажите по плану, что надо сделать, чтобы правильно дописать окончания имѐ н прилагательных.

 

 

Схематический план, который предъявляется ученикам Предполагаемые ответы учеников
1) N Прочитать предложение.
2) прил. + сущ. Найти прилагательное  и  существительное,  с  которым  оно связано по смыслу.
3) число, род сущ. и Определить число, род существительного и его окончание.
4) род прил. и! Определить род прилагательного и вписать его окончание.
5) $ по табл. Проверить по таблице.

5. Допишите окончания.

Джейра´ нчик  кро´ шечн........,  с  зайца.  Он  недавно  родился.  Лобик  у  него  крут.............. А

ножки тонк........ и длинн........ . Шкурка у него жѐ лт..... . Совсем как степн............ земля.

Зорк..... орлин....... око его не увидит.

6. Послушайте, а потом прочитайте предложения на «тарабарском» языке.

Попробуйте выделить в них главные члены. Если будет трудно, посоветуйтесь друг с другом.

7. Найдите, пожалуйста, и подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Пра- вильно ли написаны их окончания?

Комó лый твú довай акý н зацвѐ л. Гранú лась ветлó воя бá ская арбá.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...