Наблюдение букв на конце имѐн прилагательных женского, среднего и мужского рода
Наблюдение букв на конце имѐ н прилагательных женского, среднего и мужского рода Родовые окончания имѐ н прилагательных – это одна из морфологических единиц, в ко- торых ученики делают особенно много ошибок. Главным подспорьем в правильном напи- сании окончаний прилагательных служат вопросы, поэтому следует начать с упражнений в выделении из предложения словосочетания «прилагательное + существительное», а затем переключиться на установление хорошей ассоциативной связи между родом имени сущест- вительного, вопросом и окончанием имени прилагательного. Делать это можно примерно в такой технологической последовательности. 1. Учитель показывает ученикам три картинки, на которых нарисованы красная майка, зелѐ ный шар и жѐ лтое ведро. Ученики называют предметы и каждое существительное свя- зывают с местоимением он, она, оно, определяя их род. Затем учитель предлагает подоб- рать к ним одинаковый признак, активно помогая детям, поскольку задание трудное: мате- риал, из которого предметы сделаны, очень разный, цветом они тоже различаются, а вот размер может быть сходным – большим или маленьким. Выбираем слово большой. Слово- сочетания записываются на доске в столбик: женский род майка больш ая средний род шар больш ой мужской род ведро больш ое Ученики сравнивают буквы на конце прилагательного и говорят, что слово одно, а бук- вы на конце разные. При необходимости для закрепления наблюдения можно таким же об- разом проанализировать ещѐ три словосочетания, например, прямая стрела, прямой путь, прямое весло. В результате выясняется, что окончания у одного и того же имени прилагательного раз- ные, потому что разный род у существительных, с которыми оно связано по смыслу. Сле- дует вывод, имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от того, с каким суще- ствительным сочетается по смыслу.
Здесь целесообразно предложить ученикам попробовать изменить род существитель- ных, например, сделать слово груша словом мужского рода – груш. Или сделать слово мост словом женского или среднего рода – моста, мостя, мосто, мосте. Очень быстро выяс- нится, что это невозможно. Следует вывод, что имена существительные по родам не изме- няются, а имена прилагательные изменяются. Далее учитель обращает внимание учеников на то, что в окончаниях имѐ н прилагатель- ных соединяются вместе два варианта родовых окончаний имѐ н существительных: в жен- ском роде: а + я = -ая, -яя, в среднем: о + е = -ое, -ее. Эти же окончания присутствуют в вопросах какая? какое? При рассмотрении имѐ н прилагательных мужского рода учитель указывает детям на окончания -ой, -ый, -ий. В ходе наблюдений следует постоянно сравни- вать между собой окончания имѐ н прилагательных женского и мужского рода, женского и среднего рода, среднего и мужского (в мягком и твѐ рдом варианте) и при этом постоянно связывать их с вопросами. Понимание родовых окончаний закрепляется в упражнениях с малознакомыми или во- все незнакомыми словами. Они исключают возможность опоры на прежний речевой опыт и ставят детей перед необходимостью находить прилагательные, определять их род и число только по формальным признакам. Учитель предлагает ученикам выделить в предложении прилагательное и определить его род и число. Примеры предложений: Наступила сумбурная эпоха. Кучер внѐ с весомый пакет. Помощниками в работе служат грамматические вопросы и местоимения он, она, оно, они. Сведения о родовых окончаниях по ходу наблюдений следует заносить в таблицу «Имя прилагательное».
Примерные виды заданий и упражнений 1. Подумайте и допишите, где надо, окончания. Проплыл…. больш…. корабль. В кастрюле был…. отварн…. вермишель. Тускло бле- стел…. ледян…. озеро. Озорн… пудель громко залаял…. Перед выполнением задания ученикам даѐ тся готовый план действий: а) прочитать предложение целиком, понять его смысл; б) найти главные члены (см. § 2 гл. VII); в) определить, с каким словом связано по смыслу слово с точками; г) поставить во- прос к этому слову и определить, надо ли дописывать буквы; д) дописать буквы там, где надо. 2. Прочитайте предложения парами. Как вы думаете, какие из них написаны без оши- бок?
3. Прочитайте и внимательно послушайте себя. Постарайтесь понять, окончания жен- ского или среднего рода надо вписать в слова. Вкусн....... эским..... . Высок........ волн..... . Звонк....... серебр..... . Широк........ шосс...... . Сладк....... пастил...... . Холодн....... глубин..... . 4. Расскажите по плану, что надо сделать, чтобы правильно дописать окончания имѐ н прилагательных.
5. Допишите окончания. Джейра´ нчик кро´ шечн........, с зайца. Он недавно родился. Лобик у него крут.............. А ножки тонк........ и длинн........ . Шкурка у него жѐ лт..... . Совсем как степн............ земля. Зорк..... орлин....... око его не увидит. 6. Послушайте, а потом прочитайте предложения на «тарабарском» языке.
Попробуйте выделить в них главные члены. Если будет трудно, посоветуйтесь друг с другом. 7. Найдите, пожалуйста, и подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Пра- вильно ли написаны их окончания? Комó лый твú довай акý н зацвѐ л. Гранú лась ветлó воя бá ская арбá.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|