Изучение безударных окончаний, имеющих значение падежа
Изучение безударных окончаний, имеющих значение падежа Относительно недавно при изучении склонения имѐ н существительных было принято подробно останавливаться на каждой падежной форме и тщательно запоминать соответст- вующие падежные окончания. Именно на знании всех падежных окончаний базировался способ проверки безударных окончаний: чтобы проверить безударный гласный в оконча- нии, надо определить падеж и склонение слова и вспомнить правило о том, что, например, в именах существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах пишется окон- чание -е. Современная методика допускает и другой способ, который основывается на правиле определения фонемы по сильной позиции не только в корне слова, но и в окончании. Дру- гими словами, проверка безударного гласного и в корне, и в падежном окончании осущест- вляется при помощи проверочного слова. При этом программы подбора проверочных слов для имѐ н существительных и имѐ н прилагательных взаимосвязаны, но не полностью тож- дественны.
Склонение имѐ н существительных в единственном и множественном числе Приступая к изучению по программе (и соответствующему учебнику) темы «Склонение имѐ н существительных», которая включает в себя правописание падежных окончаний, учи- телю необходимо ясно представлять себе объѐ м и содержание будущей работы с ученика- ми. Для этого она задаѐ т себе вопросы: – какие действия необходимо выполнять ученикам для безошибочного определения безударного окончания существительного? – что они уже умеют делать к моменту изучения темы по программе? Нужны ли допол- нительные коррекционно-подготовительные мероприятия перед началом изучения темы?
– чему я ещѐ должна научить своих учеников в процессе изучения темы? Ответы на вопросы учитель заносит в таблицу, которая отражает программу предстоя- щей работы.
До начала изучения правописания падежных окончаний необходимо научить детей лег- ко и быстро распознавать части речи, ставить слово в начальную форму, реагировать на безударные гласные [а], [и] как опасное место, определять их расположение в корне или окончании. Все эти умения входят в содержание подготовительного периода. Если учитель сочтѐ т нужным, то перед началом работы с темой он может провести несколько упражне- ний для уточнения или доработки какого-либо умения.
Задачи основного периода – познакомить учеников с типами склонений и научить оп- ределять их по окончанию начальной формы; создать у детей ориентировочную основу действий для выбора правильного окончания и довести действия до уровня навыка. Склонением называют изменения имѐ н существительных по падежам, а также класс (группу) слов, которые одинаково образуют падежные формы. По типу склонения имена существительные делятся на три группы. Основанием для классификации служит оконча- ние начальной формы. Рассмотрим схему:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|