Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение безударных окончаний, имеющих значение падежа




Изучение безударных окончаний, имеющих значение падежа

Относительно недавно при изучении склонения имѐ н существительных было принято подробно останавливаться на каждой падежной форме и тщательно запоминать соответст- вующие падежные окончания. Именно на знании всех падежных окончаний базировался способ проверки безударных окончаний: чтобы проверить безударный гласный в оконча- нии, надо определить падеж и склонение слова и вспомнить правило о том, что, например, в именах существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах пишется окон- чание -е.

Современная методика допускает и другой способ, который основывается на правиле определения фонемы по сильной позиции не только в корне слова, но и в окончании. Дру- гими словами, проверка безударного гласного и в корне, и в падежном окончании осущест- вляется при помощи проверочного слова. При этом программы подбора проверочных слов для имѐ н существительных и имѐ н прилагательных взаимосвязаны, но не полностью тож- дественны.

 

Склонение имѐ н существительных в единственном и множественном числе

Приступая к изучению по программе (и соответствующему учебнику) темы «Склонение имѐ н существительных», которая включает в себя правописание падежных окончаний, учи- телю необходимо ясно представлять себе объѐ м и содержание будущей работы с ученика- ми. Для этого она задаѐ т себе вопросы:

– какие действия необходимо выполнять ученикам для безошибочного определения безударного окончания существительного?

– что они уже умеют делать к моменту изучения темы по программе? Нужны ли допол- нительные коррекционно-подготовительные мероприятия перед началом изучения темы?

– чему я ещѐ должна научить своих учеников в процессе изучения темы?

Ответы на вопросы учитель заносит в таблицу, которая отражает программу предстоя- щей работы.


содержание действий по решению зада- чи степень сформированности названных действий у учеников и необходимые кор- рекционные мероприятия
1) Выделение в слове орфограммы – без- ударного гласного [а] или [и] Умение отработано в достаточной  сте- пени
2) Определение места орфограммы (в корне или в окончании) Необходимо провести несколько упраж- нений на определение места безударного гласного в слове; обратить особое вни- мание на О. Сорокину и В. Мешкова, они путают окончание с последней бук- вой слова
3) Составление и исполнение плана дей- ствий по подбору проверочного слова: а) определить, какой частью речи являет- ся слово;     В. Павлов, К. Андросов. и М. Коноплян- кина нетвѐ рдо различают части речи; подключить к ним в качестве консуль- тантов О. Светину, С. Прокофьева и С. Тоцкую.
б) определить склонение: – поставить слово в начальную форму и обратить внимание на букву в конце (-а, - я – 1 скл.; -о, -е, твѐ рдый согласный – 2 скл. );   умение ставить существительное в на- чальную форму отработано у всех уче- ников, но В. Лисовому и В. Панову надо изредка помогать вопросом; подключить к ним И. Фролову.
– если  слово  оканчивается  мягким  со- гласным, определить род (мужской род – 2 скл., женский род – 3 скл. );

 

предстоит усвоить

в) вспомнить соответствующее прове- рочное слово
4) Замена в предложении проверяемого слова проверочным в той же форме
5) Обозначение безударного звука бук- вой, которая соответствует сильной по- зиции в этой же морфеме проверочного слова.

 

До начала изучения правописания падежных окончаний необходимо научить детей лег- ко и быстро распознавать части речи, ставить слово в начальную форму, реагировать на безударные гласные [а], [и] как опасное место, определять их расположение в корне или окончании. Все эти умения входят в содержание подготовительного периода. Если учитель сочтѐ т нужным, то перед началом работы с темой он может провести несколько упражне- ний для уточнения или доработки какого-либо умения.

Задачи основного периода – познакомить учеников с типами склонений и научить оп- ределять их по окончанию начальной формы; создать у детей ориентировочную основу действий для выбора правильного окончания и довести действия до уровня навыка.

Склонением называют изменения имѐ н существительных по падежам, а также класс (группу) слов, которые одинаково образуют падежные формы. По типу склонения имена существительные делятся на три группы. Основанием для классификации служит оконча-


ние начальной формы. Рассмотрим схему:

-
-
муж. р.
-а -я        -о -е

                          


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...