1 скл. 2 скл. 3 скл.
ь жен. р. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Как видим, три из четырех видов окончаний имѐ н существительных (существительные на -ий, -ия, -ие в начальном звене не изучаются) однозначно относятся к одному из склоне- ний, и только один допускает вариантность. В этом случае возникает необходимость в оп- ределении рода. Следовательно, нецелесообразно требовать от учеников определять скло- нение обязательно по двум параметрам – окончанию и роду, поскольку это добавляет лиш- нюю операцию. Изучение правописания падежных окончаний начинается с серии упражнений, целью которых является выработка умения подразделять существительные на три группы (пока без термина «склонение») в следующей последовательности действий: 1) выделить в предложении имена существительные и отделить слова во множествен- ном числе от слов в единственном числе; 2) поставить слова, имеющие форму единственного числа, в начальную форму (если это нужно); 3) указать окончание; 4) если слово оканчивается на мягкий согласный, определить род. Научив детей распределять слова на три группы, учитель организует наблюдение изме- нения окончания одного и того же слова, например в тексте: На столе стояла тарелка. Края тарелки были расписаны розами. К тарелке была придвинута чашка. От неѐ на та- релку падала причудливая тень. За тарелкой спрятался ножик, а на тарелке поблѐ скивала вилка. Ученики, воспринимая текст на слух, выделяют повторяющееся слово. Затем учитель предлагает им послушать текст второй раз уже по отдельным предложениям, и, читая, ос- танавливается перед словом тарелка, которое вставляют дети, внимательно прислушива- ясь к звуку на конце слова. После того, как ученики скажут, какие звуки они слышат на конце слова, учитель открывает написанное на доске в столбик слово тарелка в разных па- дежах. Ученики указывают на безударное окончание как на орфограмму.
Аналогично проводится работа со словами 2 и 3-го склонений, а позже – с существи- тельными во множественном числе. В ходе наблюдений полезно постепенно заполнять таб- лицу падежных окончаний.
Учителю следует подвести детей к тому, чтобы они сами предложили попробовать про- верить безударные окончания ударением (по аналогии с проверкой безударного в корне). Пробуя различные варианты в поиске слов с окончанием, ударным во всех падежах, учени- ки под руководством учителя выберут стабильные проверочные слова для каждого типа склонения, которые и напишут в строке «им. падеж» таблицы «Склонение имѐ н существи- тельных», и в дальнейшем будут упражняться в проверке при помощи этих слов. На первых порах учитель требует пооперационного выполнения плана действий, пред- ставленного на с. 289-290 в левой колонке таблицы. Через некоторое время, когда учитель увидит, что дети освоились с изучаемой единицей, усвоили последовательность действий, он познакомит учеников с сокращѐ нным способом проверки.
Анализируя таблицу «Склонение имѐ н существительных», ученики увидят, что у суще- ствительных 2 склонения не бывает окончания -и, а 3 склонения – окончания -е. Следова- тельно, заменять проверочным словом нужно только существительные 1 склонения. План действий будет таким:
Возможно применение стабильных проверочных слов не только для 1 -го склонения, но для остальных. Эти слова обычно вписываются в таблицу в графу именительного падежа (см. выше). Если учитель пойдѐ т по такому пути, соответственно несколько изменится и план действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|