Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 скл. 2 скл.  3 скл.




ь

  жен. р.


1 скл.                     2 скл.                       3 скл.

Как видим, три из четырех видов окончаний имѐ н существительных (существительные на -ий, -ия, -ие в начальном звене не изучаются) однозначно относятся к одному из склоне- ний, и только один допускает вариантность. В этом случае возникает необходимость в оп- ределении рода. Следовательно, нецелесообразно требовать от учеников определять скло- нение обязательно по двум параметрам – окончанию и роду, поскольку это добавляет лиш- нюю операцию.

Изучение правописания падежных окончаний начинается с серии упражнений, целью которых является выработка умения подразделять существительные на три группы (пока без термина «склонение») в следующей последовательности действий:

1) выделить в предложении имена существительные и отделить слова во множествен- ном числе от слов в единственном числе;

2) поставить слова, имеющие форму единственного числа, в начальную форму (если это нужно);

3) указать окончание;

4) если слово оканчивается на мягкий согласный, определить род.

Научив детей распределять слова на три группы, учитель организует наблюдение изме- нения окончания одного и того же слова, например в тексте: На столе стояла тарелка. Края тарелки были расписаны розами. К тарелке была придвинута чашка. От неѐ на та- релку падала причудливая тень. За тарелкой спрятался ножик, а на тарелке поблѐ скивала вилка.

Ученики, воспринимая текст на слух, выделяют повторяющееся слово. Затем учитель предлагает им послушать текст второй раз уже по отдельным предложениям, и, читая, ос- танавливается перед словом тарелка, которое вставляют дети, внимательно прислушива- ясь к звуку на конце слова. После того, как ученики скажут, какие звуки они слышат на конце слова, учитель открывает написанное на доске в столбик слово тарелка в разных па- дежах. Ученики указывают на безударное окончание как на орфограмму.

Аналогично проводится работа со словами 2 и 3-го склонений, а позже – с существи- тельными во множественном числе. В ходе наблюдений полезно постепенно заполнять таб- лицу падежных окончаний.

Склонение имѐ н существительных

падеж

в единственном числе

во множественном

числе

1 скл.

2 скл. 3 скл.
им. кто? ЛИСА -А   СЛОН - НОЧЬ - ЩИПЦЫ -Ы -И
что?   ЗЕМЛЯ - ОКНО -О -Е - Ь ПОЛЯ -А -
    Я       Я  
род. кого?

- ОВ, - ЕВ,

чего?  

 

- ЕЙ, -ИЙ


дат.      кому? чему? -У -Ю

-АМ

-ЯМ

вин.              кого? что? -У -Ю - А -Я - - Ь кого? -ОВ -ЕВ -ЕЙ -ИЙ что? -Ы -И -А -Я
твор.       кем? чем? -ОЙ -ЁЙ -ОМ -ЁМ -ЬЮ

-АМИ

-ЯМИ

пред.    о ком? o чѐ м?

-АХ

-ЯХ

 

Учителю следует подвести детей к тому, чтобы они сами предложили попробовать про- верить безударные окончания ударением (по аналогии с проверкой безударного в корне). Пробуя различные варианты в поиске слов с окончанием, ударным во всех падежах, учени- ки под руководством учителя выберут стабильные проверочные слова для каждого типа склонения, которые и напишут в строке «им. падеж» таблицы «Склонение имѐ н существи- тельных», и в дальнейшем будут упражняться в проверке при помощи этих слов.

На первых порах учитель требует пооперационного выполнения плана действий, пред- ставленного на с. 289-290 в левой колонке таблицы. Через некоторое время, когда учитель увидит, что дети освоились с изучаемой единицей, усвоили последовательность действий, он познакомит учеников с сокращѐ нным способом проверки.

Анализируя таблицу «Склонение имѐ н существительных», ученики увидят, что у суще- ствительных 2 склонения не бывает окончания -и, а 3 склонения – окончания -е. Следова- тельно, заменять проверочным словом нужно только существительные 1 склонения. План действий будет таким:

Устное составление плана Запись на доске или в тетради
1. Выделяем словосочетание с проверяемым словом и поставить к слову вопрос 1)     ?
2. Ставим проверяемое слово в начальную форму 2) нач. ф.
3. Определяем склонение и типы окончаний в па- дежных формах, требующих проверки; 3) 2 скл. = -е; 3 скл. - -и; 1 скл. = провер. слово.
4. Для 1 скл. – вспоминаем проверочное слово, из- меняем его по вопросу проверяемого слова   4) провер. слово?
5. Вписываем окончание. 5)!

 

Возможно применение стабильных проверочных слов не только для 1 -го склонения, но для остальных. Эти слова обычно вписываются в таблицу в графу именительного падежа (см. выше). Если учитель пойдѐ т по такому пути, соответственно несколько изменится и план действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...