Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Склонение имѐн прилагательных в единственном и множественном числе




Склонение имѐ н прилагательных в единственном и множественном числе

Орфографическая задача выбора буквенного обозначения окончаний имѐ н прилага- тельных имеет тот же путь решения, но предполагает выполнение иных операций. Рассмот- рим последовательность их осуществления на конкретном примере.


Детям даѐ тся предложение: Котѐ нок казался пушист… комочком.

План действий:

1) Найти существительное, к которому относится прилагательное:

пушист… комочком.

2) Поставить к имени прилагательному вопрос: комочком каким?

3) Выбрать вариант окончания (в данном случае -ым или -им: пушистым или пушистим

пушистым).

Умения осуществлять первые два действия должны быть сформированы в период меж- ду знакомством учеников с грамматическим значением слов в 1 классе и началом изучения темы «Склонение имѐ н прилагательных» по учебнику. Это достаточно длительный отрезок времени, чтобы довести названные умения до уровня навыка.

Изучая тему «Склонение имѐ н прилагательных» ученики усваивают две главных осо- бенности: возможность использовать вопрос в роли проверочного слова и вариативность гласных в падежных окончаниях: ы – и, у – ю, о – е. Для этого учитель организует наблюде- ние падежных форм имени прилагательного и соответствующего набора окончаний. При отработке каждой падежной формы ученики

– сначала находят в предложениях прилагательные, отвечающие на вопрос изучаемого падежа, выделяют окончание и соотносят их с окончанием вопроса: если в окончании в о- проса есть буква о, то в окончании имени прилагательного могут быть буквы о, е (какого? – весѐ лого, синего; какой? – весѐ лой, синей); если в окончании вопроса буква и, то в оконча- нии имени прилагательного могут быть буквы и, ы (каким? – весѐ лым, синим), если у – то у или ю;

– когда дети хорошо усвоят вариативность окончаний изучаемого падежа, они занесут результаты наблюдений в соответствующую графу таблицы «Склонение имѐ н прилагатель- ных»;

– затем выполняется серия тренировочных упражнений.

Вся работа проводится в группах, чтобы ни один ребѐ нок не оставался наедине со своими трудностями.

 

 

Склонение имѐ н прилагательных

падеж

в единственном числе

во множествен- ном
женский род какая? мужской род какой? средний род какое? числе какие?
им. большАЯ среднЯЯ сестра большОЙ среднИЙ слон серЫЙ большОЕ среднЕЕ крыло большИЕ серЫЕ глаза
род. какой? - ой - ей

какого?      - ого

- его

каких? -их -ых
дат. какой? - ой - ей

какому?       - ому

- ему

каким?        -им -ым
вин. какую?        -ую - юю

какого?      -ого -его

какой?       -ой, -ый, -ий

какие? -ие -ые каких? -их -ых

    какое? -ое, - ее

 

твор какой? - ой - ей каким? - ым - им какими? -ыми -ими
пред какой? - ой - ей o каком? - ом - ем o каких? -ых -их

 

При выполнении тренировочных упражнений на определение безударного окончания учитель помогает ученикам составить и записать план действий.

 

 

Устное составление плана Запись на доске или в тетради
1. Находим имя существительное, с ко- торым связано прилагательное 1) прил. + сущ.      ?   
2. Ставим вопрос от существительного к прилагательному 2) прил. сущ.
3. Вставляем в прилагательное сначала окончание вопроса, затем этот же вариант, но с другой буквой (верхное, верхнее), и вы- бираем нужное 3) о или е? ы или и? у или ю?
4. Вписываем окончание 4)!

В тетрадях слабых учеников выполнение плана действий может быть обозначено сле- дующим образом:

1) Окно верхн… комнаты выходило на широк… площадь.

2) комнаты какой?     2) на площадь какую?


3) верхн


о–йверхней     3) широк       – широкую  ую ей                            юю


Ученики, обладающие более высокой обучаемостью, могут делать сокращѐ нную за- пись, при которой выбор варианта окончания осуществляется устно:

к а к о й?                                      к а к у ю?

Окно верхн…  комнаты выходило на широк…  площадь.

Нередко в учебнике даны упражнения, в которых ученикам предлагается одновременно решать несколько задач, например, вставить окончания разных частей речи (Окно верхн… комнаты выходил… на площадь) или проверять другие орфограммы (Окно верхн… комн…ты выходило на площ…дь). Этот вариант не желателен при работе не только с деть- ми риска, но и вообще в начальном звене обучения. Он создаѐ т излишнее, иногда очень значительное нервное напряжение, обусловленное трудностью опознания слова с пропус- ками, невозможностью быстрого переключения с орфограммы на орфограмму, необходи- мостью вспомнить нужные действия проверки. Следует избегать таких комплексных уп- ражнений и использовать материал с одной орфографической задачей. И только в конце этапа закрепления, когда ученики в достаточной степени усвоят изучаемую орфограмму, можно ввести ещѐ одну (не более! ) орфографическую задачу, обязательно связанную с изу- чаемой какими-то отношениями, например, это могут быть безударные гласные в корне и в


окончании, парные согласные и безударные гласные в корне и т. п. Цель введения второй орфографической задачи – дифференциация орфограмм и способов их проверки.

Если в учебнике, по которому работает учитель, встречаются упражнения с нескольки- ми орфографическими задачами, то перед их выполнением следует провести определѐ нную подготовительную работу и научить детей планировать свои действия. Сначала надо распо- знать все орфограммы, затем выстроить их в последовательности выполнения и составить план решения первой орфографической задачи, выполнить его, потом составить план для второй задачи и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...