Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с понятием «спряжение глагола»




Знакомство с понятием «спряжение глагола»

Для того, чтобы подвести учеников к пониманию спряжения как языкового явления, учитель может предложить им задание изменять два глагола, имеющие ударные окончания (например, реветь, говорить), по числам и лицам.

Для наглядности запись оформляется в виде таблицы, куда ученики вписывают личные окончания.

 

    Спряжение глагола  
      1 спряжение 2 спряжение
      реветь, зареветь говорить, поговорить
ед. ч. ячто делаю? что сделаю? -У (-Ю) -У (-Ю)
лицо мн. ч мычто делаем? что сделаем? -ЕМ -ИМ
ед. ч. тычто делаешь? что сдела- ешь? -ЕШЬ -ИШЬ
лицо мн. ч вычто делаете? что сделаете? -ЕТЕ -ИТЕ
ед. ч. он, она, оночто делает? что сделает? -ЕТ -ИТ
лицо мн. ч оничто делают? что сделают? -УТ(-ЮТ) -АТ (-ЯТ)

 

 

Учитель сообщает ученикам, что действия, которые они только что выполнили с этими глаголами, называются спряжением. Так что же такое спряжение? Ученики, вспомнив все свои действия, сначала формулируют определение самостоятельно – это изменение глагола по лицам и числам, а потом смотрят в учебник, чтобы удостовериться в правильности своих суждений. Слова «спряжение глагола» вписываются в верхнюю графу таблицы как заголо- вок.

Затем учитель предлагает ещѐ раз рассмотреть таблицу и указывает на то, что, изменяя глаголы по лицам и числам (спрягая их), дети получили два вида окончаний, значит, суще- ствует два типа спряжения. Беседу следует провести таким образом, чтобы они предложили цифровые обозначения – 1-е и 2-е спряжение (по аналогии с цифровыми обозначениями склонений).

Для закрепления полученных знаний и выработки умения определять спряжение глаго- ла ученики выполняют серию упражнений.


Примерные виды заданий и упражнений 1

1. Спишите текст. Найдите глаголы и подчеркни их окончания. В скобках укажите спряжение.

Солнце жарко палит. В синем небе островками стоят белые облака. Цветѐ т рожь. Тѐ плый ветер несѐ т с поля еѐ сладкий запах. Всѐ молчит. Не дрожит ни один колосок, не шелестит трава. Вы лежите в тени старого дуба и ждѐ те, когда спадѐ т жара.

2. Спишите текст. Найдите и подчеркните в каждом предложении сказуемое. Какой ча- стью речи оно выражено? Определите спряжение глагола.

Мы мчимся по огромным просторам нашей страны с севера на юг. Поезд летит, как стрела, гулко стучат колѐ са, дрожат стальные рельсы. Впереди ждут горы и синее море.

Ты даже тихонько поѐ шь от удовольствия. А поезд везѐ т тебя всѐ дальше на юг.

3. Прочитайте текст. Найдите в предложениях глаголы. Выпишите только те из них, у которых можно определить спряжение.

Сзади плетѐ тся понурая Жулька. Она низко опустила голову и тихонько скулит. Саша потрепал Жульку по загривку и сказал: «Что ты грустишь? Вернѐ тся твой хозяин».

4. Прочитайте. Измените глаголы по смыслу и напишите текст. Определите спряжение глаголов.

(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Вся в капельках дождя, (блестеть) трава. (Стоять) удивительная тишина. Мы медленно (брести) по раз- мокшей дороге, ноги (скользить).

Свежий воздух (бодрить) тебя, и ты уже (петь) задорную весѐ лую песню: «Нам путь не страшен, (дойти) до облаков».

Освоение умения определять тип спряжения глагола с безударным окончанием по инфинитиву

Переходом к этому этапу работы может стать серия упражнений на выписывание гла- голов из текстов художественной литературы. Дети, найдя в тексте глаголы, подчѐ ркивают их окончания и выписывают в два столбика – в одном глаголы с ударным окончанием, в другом – с безударным. Рядом в скобках указывается спряжение. По результатам работы делается вывод: определить спряжение написанных глаголов с безударными личными окончаниями легко, потому что окончания уже даны.

А вот как быть, если приходится писать по слуху или представлению?

Познакомить учеников со способом проверки безударного личного окончания можно следующим образом. Завершив серию упражнений на классификацию глаголов по ударно- сти – безударности окончания, учитель даѐ т предложение в котором у глаголов недописаны личные окончания, например: Пчела погре… спинку, расправ… крылышки и полетит за сладким соком. Найти способ проверки самостоятельно ученики не смогут, поэтому учи- тель переходит на объяснительно-иллюстративный метод и сообщает, что для выбора пра-


1 Здесь и далее за основу взяты упражнения из кн. Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку. 3-4 классы». – М., 1997. – С. 131-132.


вильного личного окончания надо узнать, к какому спряжению относится глагол. А спря- жение можно определить по последним буквам начальной формы: если глагол оканчивает- ся на -ить, то он относится ко 2-му спряжению, все остальные – к 1-му спряжению.

Эти сведения закрепляются в упражнениях, в которых глаголы даются в форме инфи- нитива. Надо определить спряжение, посмотреть по таблице, какие окончания могут быть у глаголов этого спряжения и затем поставить глагол в соответствующую смыслу форму с нужным окончанием.

Примерные виды заданий и упражнений

1. Определите спряжение глагола. Вспомните личные окончания. Спишите, употребляя глагол в 1 лице множественного числа.

1 спр.

Топором (колоть) – топором мы колем; ножом (резать), пилой (пилить), щѐ ткой

(чистить), лопатой (копать) и т. п.

2. Допишите к именам существительным подходящие по смыслу глаголы в настоящем или будущем времени.

Волна Река Робот       

Слова для справок: убегать, играть, считать, нахлынуть, протекать, петлять, пле- скать, чертить, хлестать, бушевать.

3. Поставьте глаголы в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени. Спишите.

Глаголы речи: беседовать, разговаривать, болтать, говорить, мямлить, произнести, сказать, воскликнуть;

Глаголы движения: идти, ходить, брести, бродить, ползать, ползти, шагать, шество- вать, семенить, трусить.

4. Определите спряжение глаголов. Вспомните личные окончания. Спишите, изменяя глаголы по смыслу.

В тихие дни берѐ зка (сбрасывать) листья ровным кругом. С пугливой готовностью (кидать) липа зубчатые монетки в чѐ рную воду омута. (Краснеть) стройный клѐ н. Лист- венница так скупо (тратить) свою хвою, что (хватить) и на зимнюю пору.

Закончив подготовительные упражнения, ученики ещѐ раз повторяют вывод о том, как определить безударное личное окончание глагола, и приступают к основной серии упраж- нений, в которых им нужно будет проверять орфограмму. Учитель помогает ученикам со- ставить план действий:

Устное составление плана Запись в тетради
1. Ставим глагол в начальную форму и выделяем последние буквы; 1) Что делать? Что сде- лать?
2. Определяем спряжение; 2) 1-е или 2-е спр.
3. Вспоминаем, буква какого гласного пишется в 3) 1-е: -е, -у -ю

окончаниях глаголов этого спряжения; 2-е: -и, -а -я
4. Выбираем и пишем нужное окончание. 4)!

 

В тетрадях выполнение этого плана можно отразить так:

Морская выдра обычно плава… вдоль берега. (что делать? – плавать, 1 спр., -е, -у, -ю, плавает)

Морская выдра обычно плавает вдоль берега.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...