Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Дятел долбит кору.. 4. Дятел долбит кору клювом.




1. Дятел долбит кору.

2. Дятел долбит сосновую кору.

3. Чѐ рный дятел долбит сосновую кору.

4. Дятел долбит кору клювом.

Подбирая предложения этой структуры необходимо очень внимательно отнестись к содержанию. Так, в предложениях типа Дятел принѐ с червяка птенцам. Бабушка вяжет носки внуку младшие школьники могут увидеть самую тесную смысловую связь между словами червяка – птенцам и носки – внуку вместо принѐ с – птенцам и вяжет – внуку, по- этому лучше для синтаксического анализа брать предложения со вторым дополнением в форме не дательного (делает кому? ), а творительного (делает чем? ) падежа.

5. Дятел долбит кору крепким клювом.

6. Дятел долбит сосновую кору крепким клювом.

7. Маленький дятел долбит сосновую кору крепким клювом.

 

Собственно синтаксический анализ начинается во II классе. К этому моменту ученики приходят, уже умея выделять в предложении главные слова – называющие действие и предмет, выполняющий это действие. Первые наблюдения дети делают на примерах трѐ х- словных предложений, например: Ветер раскачивает деревья. Ученики составляют на пар- тах схему или пишут предложение в тетради, находят слова, называющие действие и пред- мет, который это действие выполняет. В схеме обозначают их прямоугольниками с линия- ми, а в написанном предложении подчѐ ркивают.

или Ветер раскачивает деревья.

Затем начинается поиск связей между словами. Связь слов дети могут определить, опи- раясь на языковое чутьѐ. Однако в первую очередь важно формировать у детей операцион-


ную деятельность, поэтому им нужно показать способ определения синтаксических связей. Для слабых учеников он станет руководством к действию, а для сильных – доказательством правильности найденной связи.

Первое, что дети обнаруживают, это связь между главными членами предложения: ве- тер – раскачивает; ветер – что делает? – раскачивает, раскачивает – кто? что? – ветер. Условные обозначения этих слов ученики выносят из общей схемы и помещают чуть ниже (в письменном варианте – пишут слова под предложением посередине строки).

После этого начинается поиск связи слова деревья: ветер – деревья, раскачивает – де- ревья.

Значительной трудностью для младших школьников при синтаксическом анализе пред- ложения является внешняя тождественность форм именительного и винительного падежей у неодушевлѐ нных существительных. В приведѐ нном примере видно, что подлежащее и дополнение отвечают на один и тот же вопрос и представлены одинаковой формой. Для то- го, чтобы исключить эту трудность, целесообразно учить детей ставить оба вопроса, при- сущих имени существительному. Это умение поможет им и при определении падежа в ходе изучения склонения, где добавляется ещѐ и схожесть формы винительного падежа с фор- мой родительного у одушевлѐ нных существительных: кого? что? – кого? чего? При этом, как показывает практика, у детей не возникает ошибок в определении одушевлѐ нности – неодушевлѐ нности, если в своѐ время были сформированы и достаточно хорошо закрепле- ны прямые и обратные ассоциативные связи «если слово называет человека или животное, то оно отвечает на вопросы кто? кого? кому? кем? о ком? и является существительным одушевлѐ нным», «если слово не называет ни человека, ни животное, то оно отвечает на во- просы что? чего? чему? чем? о чѐ м? и является существительным неодушевлѐ нным».

В рассматриваемом предложении более тесная смысловая связь между словами раска- чивает деревья: раскачивает – кого? что? – деревья. Раскачивает деревья – это словосоче- тание. Далее учитель будет постоянно обращать внимание учеников на то, что слова, кото- рые в предложении наиболее тесно связаны между собой, «дружат» друг с другом, сочета- ются по смыслу, называются словосочетанием. И каждый раз, когда ученики будут нахо- дить слово, связанное с исходным, учитель будет повторять: «Это словосочетание», – фор- мируя тем самым у детей новую ассоциативную связь.

Время от времени учителю следует проверять, как эта связь усваивается и закрепляется. Например, надо найти существительное (слово-предмет), стоящее в форме множественного числа, в предложении Оксана залюбовалась цветами яблоньки. Дети называют слово цве- тами. Учитель ставит новую задачу: «Назовите словосочетание с этим словом», – и наблю- дает реакцию учеников. В зависимости от того, сколько учеников класса правильно назовут словосочетание и как быстро они это сделают, учитель определяет, насколько дети готовы к самостоятельному использованию нового термина «словосочетание». В случае явных за- труднений надо продолжить подробные пояснения:

– С каким словом в предложении это слово сочетается по смыслу теснее всех? Дети находят: залюбовалась (кем? чем? ) цветами; цветами (кого? чего? ) яблоньки.


Учитель уточняет:

– Залюбовалась цветами – это словосочетание. Цветами яблоньки – это тоже словосо- четание. А вот Оксана цветами – это не словосочетание, потому что слова не связаны смыслом.

Вернѐ мся к составлению синтаксической схемы предложения Ветер раскачивает дере- вья. Схема слова (или слово) деревья помещается под схему слова (под слово) раскачивает.

ветер            раскачивает деревья

(На этом этапе для анализа можно использовать трехсловные предложения с разным порядком их членов: Плывут белые облака. Пошѐ л сильный дождь. Маша испугалась мед- ведей. Ласточка вьѐ т гнездо. )

Почувствовав, что ученики уловили суть синтаксической связи, учитель переходит к более сложной структуре, предложив ученикам сначала устно распространить предложение определениями (без термина), а потом составить его синтаксическую схему.

Ветер раскачивает деревья. Ветер раскачивает молодые деревья. 1)

2)                                                       3)


Сильный ветер раскачивает молодые деревья.

Когда количество слов в предложении больше 4-х, то детям трудно работать по памяти. В этом случае лучше предложить им схемы с написанными словами. В процессе анализа ученики будут находить главные члены предложения и карандашом подчѐ ркивать их.

деревья
молодые
раскачивает
ветер
Сильный
1)

 

вете2р)
раскачивает
раскачивает
раскачивает
ветер
3)    4)

ветер

сильный
деревья
деревья
молоды
сильный
сильный

В процессе работы над синтаксическим анализом учитель находит момент, когда мож- но будет сообщить ученикам, что главные члены предложения называются сказуемым и подлежащим. Но не следует вводить в работу формальные термины слишком рано. Если у детей не успеет сформироваться чувственный образ этих понятий, то в дальнейшем воз- можны трудности в выделении главных членов и ошибки. Это замечание относится к лю- бому термину, будь то глагол или предлог, корень или склонение.

Назвав детям формальные термины, учитель при постановке задания станет пользо- ваться обоими вариантами – и смысловым, и формальным, например: повторите слово, на- зывающее действие, (сказуемое); найдите слово, которое называет предмет, выполня ю- щий это действие, (подлежащее); повторите сказуемое и подлежащее. Это необходимо для того, чтобы у всех учеников класса сформировалась и закрепилась ассоциативная связь


между знакомым смысловым термином и новым формальным.

Когда ученики привыкнут к новым названиям, учитель выведет их на первый план, а смысловые аналоги уйдут на второй: повторите сказуемое (слово, называющее действие); найдите подлежащее (слово, называющее предмет, который выполняет это действие). Сохранение на втором плане смысловых терминов необходимо для слабых учеников, у ко- торых, возможно, понимание новых терминов ещѐ неустойчиво. Со временем смысловые термины совсем уйдут.

Аналогично осуществляется работа с четырехсловными предложениями, в которых присутствуют два дополнения или два определения, например: Страшила помахал Тотош- ке рукой. Пошѐ л холодный проливной дождь.

Известно, что существуют три условных стадии обучения: знаком ства с новым мате- риалом, его закрепления и, наконец, стадия усвоенности. Учителю следует всегда помнить, что, согласно теории формирования интеллектуальных действий П. Я Гальперина, на ста- дии знакомства с новым материалом и в начале стадии закрепления необходимо подробно и последовательно осуществлять все входящие в действие операции. Так, при поиске синтак- сических связей ученики сначала должны включать каждый второстепенный член во все возможные связи и, сравнивая получающиеся группы, выбирать словосочетания: Страши- ла – Тотошке, помахал – Тотошке, Тотошке – рукой; Страшила – рукой, помахал – рукой, Тотошке – рукой. Постепенно, в ходе автоматизации, операции будут обобщаться и свора- чиваться, и ученики станут находить связь второстепенного члена непосредственно в пред- ложении.

После такого определения словосочетаний составляется синтаксическая схема:

Страшила
помахал

         

 

рукой
Тотошке
Вариантом описанной выше работы являются упражнения, в которых детям для анализа даѐ тся предложение и его готовая схема, состоящая из прямоугольников с грамматически- ми вопросами. Он рекомендуется для работы с самыми слабыми учениками, для индивид у- альной самостоятельной работы на этапе обучения и для анализа достаточно сложных предложений, имеющих однородные члены. В последнем случае работа проводится фрон- тально, в группах или парах. Ученики должны заполнить прямоугольники соответствую- щими словами, например:

какая?
какая?
кто? что?
на ком? на чѐ м?
что делала?
На мокрой ладони лежала блестящая голубая бусинка.

 

 

какой?
Синтаксический анализ любого предложения осуществляется по плану, который учени- ки составляют перед тем, как приступить к работе. Этот план записывается на доске и/или


на полях тетради.

 

 

Устное составление плана (с комментариями) Запись на доске
1. Слушаем (или читаем) предложение 1) O (или N)
2. Определяем, какое это предложение – повествователь- ное или другое (если дети уже познакомились по учебнику с этим материалом) 2).? !
3. Находим сказуемое – слово, называющее действие 3)   .
4. Находим подлежащее – слово, называющее предмет, который выполняет действие 4)   .
5. Чертим схемы главных членов (выписываем их) в том порядке, в каком они стоят в предложении 5)         или   
6. Находим слова, которые сочетаются с подлежащим (их либо вообще нет, либо мало, поэтому анализ всегда начина- ется с группы подлежащего) 6)
7. Находим слова, которые сочетаются со сказуемым 7)  

 

Практика показала, что наиболее качественно работа над синтаксическим анализом предложения проходит тогда, когда ученики работают парами или в небольших группах.

Помимо синтаксического анализа в работе с младшими школьниками эффективно ис- пользование приѐ ма синтаксического синтеза или воссоздания предложений по заданной схеме. Эти упражнения проводятся после того, как ученики более или менее освоятся с синтаксическим анализом, и привыкнут работать со схемами.

пѐ страя
большая
бабочка
на ромашке
сидела
Ученикам предлагается схема предложения, составленная из слов. Прочитав слова и рассмотрев связи, ученики воссоздают исходное предложение. Например:

 

мокрой

На мокрой ромашке сидела большая пѐ страя бабочка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...