2. Знакомство с правилами построения текста
2. Знакомство с правилами построения текста Издавна методисты спорят о том, что в большей степени содействует развитию речи детей – сочинения или изложения. У обоих этих видов творческих письменных работ есть как положительные, так и отрицательные стороны. В сочинении ребѐ нок получает возможность для самовыражения, более отчѐ тливого осознания своих мыслей и переживаний, для полѐ та фантазии. В процессе написания сочи- нений «максимально стимулируется функционирование всех действий и операций, связан- ных с построением текста». 1 Однако далеко не все ученики владеют этими действиями и операциями, что порождает значительные трудности при самостоятельном построении тек- ста. Кроме того, у многих из них весьма небогатый словарный запас, они не научились на- столько свободно строить предложения, чтобы в полной мере выражать свои мысли и эмо- ции на письме и при этом получать радость и удовлетворение от проделанной работы. А если работа не приносит ребѐ нку удовлетворения, она неизбежно снижает мотивацию и ак- тивность. Изложение чужого текста – менее трудоѐ мкий процесс, поскольку ребѐ нку уже заданы тема и содержание, последнее структурировано, известен адекватный лексический матери- ал. Наличие готового текста даѐ т возможность на качественном образце наблюдать, как разворачивается сюжет, как надо его строить, чтобы он был интересен и понятен читателю. Но при изложении существенным отрицательным моментом является то, что текст написан чужим для ребѐ нка языком. Психолингвисты утверждают, что каждый человек говорит на своѐ м собственном языке. У каждого своя манера построения предложения, свой собствен- ный словарных запас, свои ассоциации и он по-своему рисует словами то или иное пережи- вание и т. п. В процессе изложения текста ребѐ нку необходимо осуществлять своеобразный перевод с чужого языка на свой собственный, а это достаточно сложно, поэтому многие де- ти стремятся к дословному запоминанию. Кроме того нельзя не учитывать возможность эмоционального неприятия ребѐ нком чужого текста.
Принимая во внимание невысокий уровень речевой и мыслительной зрелости детей риска, представляется более целесообразным в качестве основного вида детских творческих 1 Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М., 1994. – С. 65. работ в начале формирования письменной речи принять свободное изложение, которое со- единяет в себе положительные качества и изложения, и сочинения. В чѐ м его особенность? Работая с готовыми текстами, ученики под руководством учителя наблюдают и учатся анализировать определѐ нные параметры построения текста. В основном, это те параметры, которые были рассмотрены выше как слабые звенья детской письменной речи, а именно – соответствие темы и содержания, временные и причинно-следственные связи внутри текста и т. д. После анализа готового текста дети излагают его на бумаге, стараясь сохранить те особенности построения, которые они анализировали, но при этом максимально используя свои слова и выражения, по-своему строя предложения, добавляя собственные суждения о событиях и персонажах и т. п. Суть свободного изложения в передаче сюжета, а не речи ав- тора, поэтому требование излагать «близко к тексту» не означает, что ученики должны чуть ли не дословно запомнить его. При этом они по своему желанию (или по просьбе учителя) могут сохранять наиболее понравившиеся им (или наиболее яркие и образны е) слова и вы- ражения. Написание свободных изложений, с одной стороны, продуктивно закрепляет и развивает умение строить предложения, с другой – позволяет детям репродуктивно усваи- вать правила построения текста, а в целом – подготавливает их к самостоятельному сочи- нению.
2. 1. Работа над изложением Центральной задачей работы над изложением является ознакомление учеников с пра- вилами построения текстов. На примере готовых текстов учитель помогает детям увидеть, как опытные авторы осуществляют наиболее сложный этап создания связного высказыва- ния – разворачивание первоначального замысла в связный текст. Детей получают ориенти- ровочную основу действий: они понимают, что и как надо делать, чтобы точно и понятно передать нужную информацию. К изложению текстов можно приступать, когда ученики уже осознают необходимость произвольного и целенаправленного построения предложений, поймут, как это надо делать, и немного этому научатся. Ориентировочно это может произойти в первой половине второ- го года обучения. Время начала работы зависит от уровня готовности учеников к переходу на более высокий уровень речевых действий. Если учитель поторопится и пойдѐ т дальше без должного развития и закрепления умения строить предложение, то неизбежно спрово- цирует трудности. Для их преодоления от учеников потребуются значительные усилия, увеличится нагрузка на нервную систему со всеми вытекающими из этого школьными не- благополучиями. Работа над изложением любого вида строится в одинаковой последовательности и со- стоит из подготовительного этапа и собственно написания изложения. Подготовительный этап может продолжаться в течение 1-3 уроков, на которых рас- сматриваемые тексты не подлежат письменному изложению, они даются лишь как матери- ал для анализа. Письменная работа на этом этапе затормозит и усложнит аналитическую.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|