Технологический план работы над изложением Подготовительный этап.
Технологический план работы над изложением Подготовительный этап. 1. Знакомство с очередным правилом построения текста и рассмотрение способов его реализации разными авторами. Ученикам предлагается 2-3 правильно построенных небольших текста, которые можно взять из любого источника и адаптировать таким образом, чтобы рассматриваемый пара- метр обозначился более чѐ тко. Хорошо подходят рассказы Н. Сладкова, Ю. Дмитриева, В. Сухомлинского, В. Осеевой и др. Желательно, чтобы листок с текстом лежал на столе у ка- ждого ученика. Все тексты последовательно анализируются всем классом по определѐ нному параметру (например, прослеживается соответствие содержания заявленной теме). Учитель помогает ученикам, указывает на наиболее интересные слова или выражения текста, объясняет зна- чение непонятных слов, если таковые есть, помогает понять скрытый смысл. Активность учителя и учеников примерно равная. 2. Знакомство с типами ошибок при отражении в тексте рассматриваемого правила и способами их исправления. После анализа образцов учитель даѐ т ученикам первый текст, в котором имеются ошибки или неточности, и организует его коллективное обсуждение. В свободной беседе выявляются отступления от наблюдаемого правила. Например, дан текст «Кипрей» (адап- тация текста К. Паустовского), в котором есть 2-3 предложения, рассказывающие о ѐ жике, который, деловито пыхтя, подошѐ л к грибу, выковырнул его из земли и унѐ с на своих ко- лючках. С позиции следования заявленной теме это в тексте лишнее. С самого начала анализа текстов желательно уделить внимание воспитанию у детей тактичности при обсуждении ошибок, умения встать на чужую точку зрения и уважать эту позицию, понимания того, что каждый человек имеет право думать по-своему. Особенную значимость этот воспитательный момент приобретѐ т, когда ученики будут анализировать работы друг друга, делать замечания непосредственно автору, который, может быть, с за- мечанием и не согласится. Способность понять чужую точку зрения имеет не только воспи- тательное, но и образовательное значение. Известно, что дети ещѐ не научились ориентиро- вать свой монолог на читателя. Записывая текст, они создают в своѐ м сознании некий образ и описывают его, не заботясь о том, будет ли этот образ понятен читателю. Анализ чужих текстов с ошибками как раз и показывает ученикам, что при письме надо думать о том, кто будет читать написанное, что писать нужно так, чтобы было понятно другому человеку.
После фронтального анализа первого текста с ошибками учитель предлагает ученикам второй текст, который они анализируют в небольших группах или парами с минимальной помощью учителя, причѐ м эта помощь оказывается только в тех случаях, когда ученики попросят. Текст может быть либо у всех одинаковый, либо у каждой группы свой. Найден- ные ошибки ученики помечают значками, о которых договариваются заранее. Если учитель посчитает нужным, то может дать и третий текст каждому ученику для самостоятельной работы. 3. Проверка качества внесѐ нных исправлений (устный пересказ с соблюдением задан- ного правила) После анализа и исправления ошибок учитель ставит задачу пересказать его своими словами, но при этом обязательно соблюдать правило, которое наблюдали. Коллективно составляется план действий:
Этап обучения детей писать изложение данного текста. 4. Анализ текста для свободного изложения (с акцентом на рассматриваемое правило). Учитель раздаѐ т текст, который до этого не использовался в работе. Если ученики ещѐ недостаточно владеют навыком чтения, то текст предварительно читает учитель, затем дети делают это сами. В зависимости от того, насколько легко и успешно ученики анализировали предыдущие тексты, насколько они поняли наблюдаемое правило, а также с учѐ том общего уровня раз- вития учеников, учитель может предложить либо абсолютно правильный по структуре текст, либо текст с 1-2 ошибками, которые нужно будет исправить. Коллективно составляется план работы:
Писать изложение ученики могут в классе, но лучше это делать дома. Для этой работы отводятся специальные тетради, в которых дети будут писать и черновой, и чистовой вари- анты. 5. Исправление написанного текста. На следующем уроке развития речи организуется проверка написанных изложений. Наиболее предпочтительный способ – обмен тетрадями и взаимная проверка, потому что недочѐ ты чужого текста более очевидны, чем свои собственные.
Перед началом проверки учитель помогает ученикам вспомнить, с каким правилом по- строения текста они знакомились и старались соблюсти в устных изложении. Первый раз ученики читают текст, обращая внимание именно на это правило, а учитель показывает им систему значков, которыми следует помечать положительные и отрицательные места изло- жения. Пометки делаются ручками зелѐ ного цвета. Затем дети читают текст ещѐ раз, проверяя орфографию и подчѐ ркивая те места в сло- вах, где, по их мнению, допущены ошибки. Когда проверка закончена, работа возвращается автору. Он просматривает сделанные замечания и решает для себя, с какими из них он согласен, а с какими – нет. В этой ситуа- ции наиболее эмоциональные дети могут начать возмущаться, обижаться на своих рецен- зентов, чего на уроке допускать нельзя: во-первых, поднимется шум, во-вторых, такие спо- ры неконструктивны, потому что самокритика и самоанализ у младших школьников ещѐ в зачаточном состоянии. Более целесообразно внушить ученикам мысль о том, что каждый человек вправе иметь своѐ мнение и высказывать его. Если автор не согласен с замечанием, он может просто не принимать его во внимание без всяких споров. Это тоже его право. Од- нако важно помнить, что если автор не согласится с правильно сделанным замечанием, то это может обернуться снижением качества его работы и, соответственно, отметки. 6. Написание окончательного варианта изложения. В заключение ученики в этих же тетрадях переписывают текст изложения, причѐ м де- лать это лучше дома в спокойной неторопливой обстановке. Этот последний вариант и бу- дет оцениваться учителем. Отметка выставляется только за изложение текста, т. е. за ту работу, которая была глав- ной в этом процессе. Отметки за орфографическую грамотность выставлять нежелательно – существуют другие виды работ, которые имеют своей целью проверку правописания, и при их выполнении всѐ внимание детей направлено именно на этот параметр, поэтому они бо- лее объективно показывают состояние орфографической грамотности. Здесь же внимание ребѐ нка занято речевой задачей. Мы всегда должны помнить о том, что младшим школьни- кам трудно одновременно выполнять две задачи, поэтому уровень правописания при изло-
жении всегда будет ниже, чем в работах по орфографии. Но ребѐ нок в этом не виноват, просто его орфографические действия ещѐ не до конца автоматизированы, следовательно, его нельзя за это наказывать снижением оценки. Однако, если ребѐ нок переписывал изло- жение дома, то ему следует сделать замечание за то, что он не удосужился хорошенько проверить орфографию, хотя такая возможность у него была. Изложений оцениваются по традиционной 5-балльной системе или по любой другой, которую разработает и теоретически обоснует учитель. Критерии оценивания могут быть примерно следующими.
В содержание отметок учитель может внести дополнения и изменения с учѐ том инди- видуально-типологических особенностей своих учеников. Желательно довести требования до сведения родителей в виде памятки. Она послужит своеобразным ориентиром для до- машней работы с учениками.
Виды изложений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|