Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление предложения из набора слов (работа с деформированным предложе- нием).




Составление предложения из набора слов (работа с деформированным предложе- нием).

Учитывая достаточную трудность составления предложений из данных слов, не реко- мендуется делать это по памяти. Слова лучше заранее написать на отдельных прямоуголь- никах из плотной бумаги, чтобы ученики могли ими манипулировать. Вначале ученикам предлагается не более 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов будет увеличи- ваться, после изучения соответствующей темы появятся предлоги.

Составление предложений из данных слов (например, небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое) проходит в определенной последовательности. Подобные упражнения не только учат детей выстраивать слова в нужной последовательности, но и помогают ос- ваивать учебную деятельность, сутью которой является планирование своих действий и контроль за их пошаговым выполнением.

Первый шаг — определение в наборе слов главных членов предложения – действия и его субъекта. Выделив их, дети кладут эти слова рядом (солнце выплыло). При этом необхо- димо проследить, чтобы главные члены стояли в прямом порядке: подлежащее – сказуемое (солнце выплыло).

Второй шаг — поиск слова, связанного по смыслу с предлогом (если он есть). Дети бе- рут из набора предлог и находят слово, с которым он «дружит». (На небо).

Третий шаг — составление предварительного предложения из грамматической основы и полученного сочетания (Солнце выплыло на небо).

Четвертый шаг — включение в предложение определений. Среди оставшихся слов ученики находят все имеющиеся слова-признаки, затем ищут слова, про которые рассказы- вает каждое слово-признак. В нашем примере оно одно – оранжевое. Что могло быть оранжевым? – Солнце. Дети называют словосочетание оранжевое солнце и вставляют но- вое слово в схему. (Оранжевое солнце выплыло на небо).

Пятый шаг – «пристраивание» в предложение оставшихся слов набора, обычно это бы- вают союзы и наречия. В данном случае – слово медленно. После обсуждения того, с каким словом в предложении оно «дружит», т. е. сочетается по смыслу, складывается словосоче- тание медленно выплыло. Слово медленно помещается в предложение (Оранжевое солнце медленно выплыло на небо).

Шестой шаг – определение темы и ремы получившегося предложения. Составленное предложение рассказывает о солнце. Что нового сообщается о солнце? – Что оно выплыло на небо.

При необходимости учитель может попросить учеников изменить порядок слов так,


чтобы акцент переместился на рассказ о небе. – На небо медленно выплыло оранжевое солнце.

Работа с деформированными предложениями, составляющими текст.

Исследования Д. Б. Эльконина показали, что ученики I и II классов при записи текста испытывают главную трудность в его делении на предложения, а на третьем и четвѐ ртом годах обучения эта проблема сменяется неумением согласовывать предложения внутри текста. 1 В соответствии с этим данный вид работы наиболее актуален для учеников III и IV классов.

Из набора слов деревней, за, густой, шумел, лес ученики составляют предложение по приведѐ нному выше плану, т. е. находят грамматическую основу – лес шумел, составляют сочетание предлога с существительным – за деревней, объединяют их в предварительное предложение – лес шумел за деревней. Затем вставляют в него оставшееся определение – густой лес шумел за деревней. Далее учитель просит поставить слова в таком порядке, что- бы предложение отвечало на вопрос: Что шумело за деревней? За деревней шумел густой лес.

Следующий набор содержит слова: леса, этого, в, была, глубине, небольшая, полянка, круглая. В поисках грамматической основы ученики наверняка выделят два слова – полянка была. Учитель объяснит им, что полянка не просто была, она была в глубине леса, здесь главные слова – полянкабыла в глубине леса. Составляются и вводятся в предложение сло- восочетания с определениями – небольшая круглая полянка, этого леса – Небольшая круг- лая полянка была в глубине этого леса.

Теперь встаѐ т вопрос, о чѐ м должно рассказывать второе предложение. О лесе, потому что в первом говорилось, что за деревней был лес, теперь рассказ продолжается о нѐ м. Уче- ники меняют слова местами и проговаривают оба предложения, проверяя себя: За деревней шумел густой лес. В глубине этого леса была небольшая круглая полянка.

Учитель предлагает новый набор слов: росла, посередине, стройная, полянки, берѐ зка. Работа строится в том же порядке: 1) берѐ зка росла; 2) посередине полянки; 3) берѐ зка росла посередине полянки; 4) стройная берѐ зка росла посередине полянки. Еѐ завершает опреде- ление основной информации нового предложения. В предыдущем дети узнали о полянке, которая была в глубине леса. Теперь добавляются новые сведения о ней, значит, слова по- середине полянки нужно поставить в начало предложения – Посередине полянки росла стройная берѐ зка. Дети повторяют получающийся у них текст: За деревней шумел густой лес. В глубине этого леса была небольшая круглая полянка. Посередине полянки росла стройная берѐ зка.

Аналогично составляются все последующие предложения: Под корнями берѐ зки черне- ла небольшая норка. В норке жил барсук. И так далее.

Эту работу можно провести и иным способом, который в методике называется «сочи- нение по данному началу». После составления первых трѐ х предложений учитель попросит


1 Д. Б. Эльконин. Развитие устной и письменной речи учащихся. / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежно- вой. – М.: ИНТОР, 1998. – С. 21.


учеников продолжить рассказ. Это продолжение может развиваться в двух направлениях – о берѐ зке (еѐ описание, история жизни) или о полянке – (описание, рассказ о еѐ обитателях). В процессе составления рассказа дети не только учатся сознательно строить предложе- ние, но и наблюдают ответвления сюжетных линий, что подготавливает их к делению сплошного текста на смысловые части (абзацы): 1) полянка и берѐ зка (место проживания зверька); 2) описание зверька; 3) образ его жизни (что он делает в течение дня). Подобные

упражнения полезно проводить перед работой над сочинением.

Вариантом этого упражнения может быть составление текста по вопросам.

Учитель заранее подготавливает желаемый вариант текста и вопросы к каждому пред- ложению. Он задаѐ т ученикам первый вопрос и набор слов выплыло, оранжевое, медленно, на, солнце, небо, из которых они должны составить развѐ рнутый ответ. Затем предъявляется второй вопрос и соответствующий набор слов. Составив ответ, дети повторяют оба пред- ложения. И так далее. Например:

Вопросы Предполагаемые варианты текста
  Первый
Как появилось оранжевое солнце? Оранжевое солнце медленно выплыло на не- бо.
Где его лучи заиграли? Заиграли его лучи по реке, на кустах.
Что стояло вокруг? Вокруг стояла тишина.
Кто щебетал в чаще деревьев? Только в чаще деревьевщебетали птицы.
  Второй
Что медленно выплыло на небо? На небо медленно выплыло оранжевое солнце.
Где заиграли его лучи? Его лучи заиграли по реке, на кустах.
Что стояло вокруг? Вокруг стояла тишина.
Где щебетали птицы? Только птицыщебетали в чаще деревьев.

 

Исправление неправильно составленного предложения. Ученикам предлагается де- формированное предложение, в котором слова не разделены запятыми, как это обычно бы- вает: Румяный весѐ лую зайцу поѐ т Колобок песню. Можно использовать и неправильно по- строенные предложения из письменных работ учеников третьих-четвѐ ртых классов.

Сначала дети устраняют явные стилистические нарушения (основой служит прямой порядок слов): подлежащее они ставят перед сказуемым, группу подлежащего помещают впереди него, группа сказуемого следует за сказуемым, определение располагается перед определяемым словом: Румяный Колобокпоѐ т зайцу весѐ лую песню или Румяный Колобокпоѐ т весѐ лую песню зайцу.

При необходимости работу можно продолжить, закрепляя понимание актуального чле- нения предложения. Ученики с помощью учителя определяют три возможных эпицентра информации: предложение может рассказывать о том, что а) песню поѐ т Колобок, б) песня, которую он поѐ т, весѐ лая, в) он поѐ т зайцу, а не кому-то другому. Далее дети, работая па- рами или в группах, составляют три предложения, каждый раз помещая смысловой эпи-


центр в конец предложения:

Весѐ лую песню зайцу поѐ т румяный Колобок. Румяный Колобок поѐ т зайцу весѐ лую песню. Румяный Колобок поѐ т весѐ лую песню зайцу.

Исправление неправильного согласования и управления внутри данного предло- жения. Детям предлагаются предложения с пропущенными словами, либо с повтором слов, либо с нарушенным согласованием или управлением, например: Серѐ жа раскрасил листья синюю краску. На жѐ лтые листьях красиво выделялась ягоды рябины. К дому подъехала машина, на которую машину были нагружены вещи. Учитель может использовать в каче- стве рабочего материала предложения из письменных работ учеников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...