Составление предложения из набора слов (работа с деформированным предложе- нием).
Составление предложения из набора слов (работа с деформированным предложе- нием). Учитывая достаточную трудность составления предложений из данных слов, не реко- мендуется делать это по памяти. Слова лучше заранее написать на отдельных прямоуголь- никах из плотной бумаги, чтобы ученики могли ими манипулировать. Вначале ученикам предлагается не более 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов будет увеличи- ваться, после изучения соответствующей темы появятся предлоги. Составление предложений из данных слов (например, небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое) проходит в определенной последовательности. Подобные упражнения не только учат детей выстраивать слова в нужной последовательности, но и помогают ос- ваивать учебную деятельность, сутью которой является планирование своих действий и контроль за их пошаговым выполнением. Первый шаг — определение в наборе слов главных членов предложения – действия и его субъекта. Выделив их, дети кладут эти слова рядом (солнце выплыло). При этом необхо- димо проследить, чтобы главные члены стояли в прямом порядке: подлежащее – сказуемое (солнце выплыло). Второй шаг — поиск слова, связанного по смыслу с предлогом (если он есть). Дети бе- рут из набора предлог и находят слово, с которым он «дружит». (На небо). Третий шаг — составление предварительного предложения из грамматической основы и полученного сочетания (Солнце выплыло на небо). Четвертый шаг — включение в предложение определений. Среди оставшихся слов ученики находят все имеющиеся слова-признаки, затем ищут слова, про которые рассказы- вает каждое слово-признак. В нашем примере оно одно – оранжевое. Что могло быть оранжевым? – Солнце. Дети называют словосочетание оранжевое солнце и вставляют но- вое слово в схему. (Оранжевое солнце выплыло на небо).
Пятый шаг – «пристраивание» в предложение оставшихся слов набора, обычно это бы- вают союзы и наречия. В данном случае – слово медленно. После обсуждения того, с каким словом в предложении оно «дружит», т. е. сочетается по смыслу, складывается словосоче- тание медленно выплыло. Слово медленно помещается в предложение (Оранжевое солнце медленно выплыло на небо). Шестой шаг – определение темы и ремы получившегося предложения. Составленное предложение рассказывает о солнце. Что нового сообщается о солнце? – Что оно выплыло на небо. При необходимости учитель может попросить учеников изменить порядок слов так, чтобы акцент переместился на рассказ о небе. – На небо медленно выплыло оранжевое солнце. Работа с деформированными предложениями, составляющими текст. Исследования Д. Б. Эльконина показали, что ученики I и II классов при записи текста испытывают главную трудность в его делении на предложения, а на третьем и четвѐ ртом годах обучения эта проблема сменяется неумением согласовывать предложения внутри текста. 1 В соответствии с этим данный вид работы наиболее актуален для учеников III и IV классов. Из набора слов деревней, за, густой, шумел, лес ученики составляют предложение по приведѐ нному выше плану, т. е. находят грамматическую основу – лес шумел, составляют сочетание предлога с существительным – за деревней, объединяют их в предварительное предложение – лес шумел за деревней. Затем вставляют в него оставшееся определение – густой лес шумел за деревней. Далее учитель просит поставить слова в таком порядке, что- бы предложение отвечало на вопрос: Что шумело за деревней? – За деревней шумел густой лес. Следующий набор содержит слова: леса, этого, в, была, глубине, небольшая, полянка, круглая. В поисках грамматической основы ученики наверняка выделят два слова – полянка была. Учитель объяснит им, что полянка не просто была, она была в глубине леса, здесь главные слова – полянкабыла в глубине леса. Составляются и вводятся в предложение сло- восочетания с определениями – небольшая круглая полянка, этого леса – Небольшая круг- лая полянка была в глубине этого леса.
Теперь встаѐ т вопрос, о чѐ м должно рассказывать второе предложение. О лесе, потому что в первом говорилось, что за деревней был лес, теперь рассказ продолжается о нѐ м. Уче- ники меняют слова местами и проговаривают оба предложения, проверяя себя: За деревней шумел густой лес. В глубине этого леса была небольшая круглая полянка. Учитель предлагает новый набор слов: росла, посередине, стройная, полянки, берѐ зка. Работа строится в том же порядке: 1) берѐ зка росла; 2) посередине полянки; 3) берѐ зка росла посередине полянки; 4) стройная берѐ зка росла посередине полянки. Еѐ завершает опреде- ление основной информации нового предложения. В предыдущем дети узнали о полянке, которая была в глубине леса. Теперь добавляются новые сведения о ней, значит, слова по- середине полянки нужно поставить в начало предложения – Посередине полянки росла стройная берѐ зка. Дети повторяют получающийся у них текст: За деревней шумел густой лес. В глубине этого леса была небольшая круглая полянка. Посередине полянки росла стройная берѐ зка. Аналогично составляются все последующие предложения: Под корнями берѐ зки черне- ла небольшая норка. В норке жил барсук. И так далее. Эту работу можно провести и иным способом, который в методике называется «сочи- нение по данному началу». После составления первых трѐ х предложений учитель попросит 1 Д. Б. Эльконин. Развитие устной и письменной речи учащихся. / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежно- вой. – М.: ИНТОР, 1998. – С. 21. учеников продолжить рассказ. Это продолжение может развиваться в двух направлениях – о берѐ зке (еѐ описание, история жизни) или о полянке – (описание, рассказ о еѐ обитателях). В процессе составления рассказа дети не только учатся сознательно строить предложе- ние, но и наблюдают ответвления сюжетных линий, что подготавливает их к делению сплошного текста на смысловые части (абзацы): 1) полянка и берѐ зка (место проживания зверька); 2) описание зверька; 3) образ его жизни (что он делает в течение дня). Подобные
упражнения полезно проводить перед работой над сочинением. Вариантом этого упражнения может быть составление текста по вопросам. Учитель заранее подготавливает желаемый вариант текста и вопросы к каждому пред- ложению. Он задаѐ т ученикам первый вопрос и набор слов выплыло, оранжевое, медленно, на, солнце, небо, из которых они должны составить развѐ рнутый ответ. Затем предъявляется второй вопрос и соответствующий набор слов. Составив ответ, дети повторяют оба пред- ложения. И так далее. Например:
Исправление неправильно составленного предложения. Ученикам предлагается де- формированное предложение, в котором слова не разделены запятыми, как это обычно бы- вает: Румяный весѐ лую зайцу поѐ т Колобок песню. Можно использовать и неправильно по- строенные предложения из письменных работ учеников третьих-четвѐ ртых классов. Сначала дети устраняют явные стилистические нарушения (основой служит прямой порядок слов): подлежащее они ставят перед сказуемым, группу подлежащего помещают впереди него, группа сказуемого следует за сказуемым, определение располагается перед определяемым словом: Румяный Колобокпоѐ т зайцу весѐ лую песню или Румяный Колобокпоѐ т весѐ лую песню зайцу.
При необходимости работу можно продолжить, закрепляя понимание актуального чле- нения предложения. Ученики с помощью учителя определяют три возможных эпицентра информации: предложение может рассказывать о том, что а) песню поѐ т Колобок, б) песня, которую он поѐ т, весѐ лая, в) он поѐ т зайцу, а не кому-то другому. Далее дети, работая па- рами или в группах, составляют три предложения, каждый раз помещая смысловой эпи- центр в конец предложения: Весѐ лую песню зайцу поѐ т румяный Колобок. Румяный Колобок поѐ т зайцу весѐ лую песню. Румяный Колобок поѐ т весѐ лую песню зайцу. Исправление неправильного согласования и управления внутри данного предло- жения. Детям предлагаются предложения с пропущенными словами, либо с повтором слов, либо с нарушенным согласованием или управлением, например: Серѐ жа раскрасил листья синюю краску. На жѐ лтые листьях красиво выделялась ягоды рябины. К дому подъехала машина, на которую машину были нагружены вещи. Учитель может использовать в каче- стве рабочего материала предложения из письменных работ учеников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|