Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изложение текста по вопросам.. Изложения с сохранением последовательности событий.




Изложение текста по вопросам.

Начинать работу целесообразно с изложения по вопросам. Это своеобразный переход- ный этап от уровня построения предложения к уровню построения текста.

Ученикам предлагается текст и вопросы к нему, отвечая на которые, они конструируют предложения, передающие основное содержание текста.

Тетерева

Ранним весенним утром в лесу все ещѐ спят, а с поляны уже слышится громкий шипя- щий крик. Это старый лесной петух – тетерев зовѐ т других тетерей поиграть, поме- риться силами. И в ответ ему из лесу раздаѐ тся хлопанье крыльев. Это слетаются на по- ляну большие чѐ рные петухи и пѐ стрые тетѐ рки. И начинается потеха. Петухи распуска- ют крылья, наскакивают друг на друга, прыгают, дерутся. А тетѐ рки сидят на земле и любуются весѐ лыми играми лесных петухов.

1. Что слышится с поляны ранним весенним утром?

2. Что делает старый лесной петух – тетерев?

3. Что раздаѐ тся ему в ответ?

4. Кто слетается на поляну?

5. Что происходит на поляне?

6. Что делают петухи?

7. Что делают тетѐ рки?

Сначала текст читает учитель или хорошо подготовленный ученик. Нецелесообразно требовать от детей самостоятельного чтения, поскольку эта операция может быть сопряже- на с дополнительными трудностями и отнимет силы, так необходимые для дальнейшей серьѐ зной работы. Кроме того ученики не сумеют прочитать текст настолько хорошо и вы-


разительно, чтобы сразу стал понятен его смысл.

Затем каждый ребѐ нок снова прочитывает его уже самостоятельно, стараясь при этом мысленно увидеть картину происходящего.

После этого проводится беседа, в ходе которой учитель выясняет, как ученики поняли общую фабулу, все ли слова и выражения им ясны, обращает внимание детей на яркие и образные выражения и т. д. Дети подчеркивают в тексте слова и выражения, которые им нравятся и которые они хотели бы сохранить в своѐ м пересказе.

Уточнив содержание текста, ученики закрывают его и отвечают на вопросы (работая парами или фронтально по цепочке), причѐ м попытки дословной передачи признаются не- желательными. Каждый ученик, отвечая на вопрос должен постараться по-своему постро- ить предложение, при этом можно добавлять свои мысли, давать оценки событиям сюжета.

Следующим этапом работы является пересказ текста целиком по вопросам. Это можно сделать двумя способами. Первый – когда один или два наиболее сильных ученика, глядя на вопросы, пересказывают текст всему классу, как бы предлагая остальным детям образцы будущих изложений. Второй – когда ученики объединяются в пары и по очереди, также глядя на вопросы, пересказывают друг другу. Оба варианта можно совместить, при этом сначала 1-2 сильных ученика дадут образцы, после чего дети буду пересказывать в парах.

Не надо жалеть времени на такие предварительные пересказы. Они зачастую оказыва- ются более эффективными для развития речи детей, чем их запись. В устном пересказе со- блюдаются все значимые механизмы письменной речи: произвольность в построении фра- зы, ориентировка не на себя, а на другого, сознательный контроль повествования. И если не хватит времени, чтобы записать изложение, не стоит считать урок неудавшимся. Письмен- ное изложение можно выполнить дома. Однако и дома, и в классе ученики должны выпол- нять заданную программу работы.

 

Изложения с сохранением последовательности событий.

Тексты для этого вида изложений нужно подбирать такие, в которых ясно видна после- довательность разворачивания событий. Например, как в небольшом рассказе «Ворона и горбушка» по С. Мартынову.

На берегу реки расхаживала ворона, а над рекой кружились жадные чайки. Вот она остановилась, схватила большую корку хлеба и поскакала к большому серому валуну. Здесь она разжала клюв, наступила лапой на корку и несколько раз сильно ударила по ней клю- вом. Корка не поддавалась. Тогда ворона рассердилась, схватила непокорную горбушку и быстрыми скачками приблизилась к берегу. Там она осторожно опустила корку в воду сначала одним, потом другим концом. Скоро корка размокла, и ворона смогла позавтра- кать.

Учитель читает текст вслух и проводит словарную работу: выясняет понимание слов валун, непокорная, смысловых оттенков слов расхаживала, схватила, приблизилась, помо- гает подобрать синонимы к этим глаголам и другим словам по своему выбору.

Затем ученики совместными усилиями определяют место происходящего действия, при


этом они под руководством учителя пытаются получить из текста максимально полную информацию. Так, например, можно ли по его содержанию определить величину реки? На первый взгляд, нельзя – об этом нигде не говорится. Однако в словосочетании на берегу ре- ки содержится некая скрытая информация: словом река обычно называют довольно круп- ные водоѐ мы, про небольшие говорят речка, а о совсем маленьких – речушка. О чѐ м свиде- тельствует тот факт, что над рекой кружились чайки? Чайки кружатся с одной целью – до- бывать пищу, а питаются они рыбой, значит, в этой реке водится рыба. Мы об этом догада- лись, хотя в тексте нет никакого упоминания о рыбе. В тексте ничего не сказано об уме и находчивости вороны, но и об этом мы можем как-то догадаться. Она не бросила непод- дающуюся корку, хотя и рассердилась на неѐ, а сообразила размочить еѐ в воде. Кроме то- го, она не стала клевать корку на берегу, а поскакала к валуну, потому что над водой было много чаек, которые могли корку отобрать.

Учитель методом словесного рисования помогает детям проследить всю цепочку собы- тий, в которой одно вытекает из другого, представить этот берег реки, ворону, которая не спеша прогуливается по берегу, что-то ищет. Дети высказывают различные предположения о том, что она могла видеть на берегу. И вдруг ворона увидела корку хлеба. События начи- нают разворачиваться в определѐ нной последовательности, которую можно записать для памяти, перечислив действия: расхаживала ворона, кружились чайки, остановилась, схва- тила корку, поскакала к валуну, разжала клюв, наступила лапой, ударила клювом, не подда- валась, ворона рассердилась, схватила горбушку, приблизилась к берегу, опустила в воду, корка размокла, смогла позавтракать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...