Случай, противоречащий какой-либо из основных классификационных
законо-мерностей текста или нашего сознания вообще. Сооб-щение "Иван ходит по полу" в бытовой ситуации не представляет собой свернутого сюжета, а "Иван ходит по стене" или "Иван ходит по потолку" - Представ-ляет. Однако существенно не изолированное и аб-страктное Понятие события, а его соотнесение с окру-жающими его контекстными Структурами: рассказ о канатном плясуне, не ходящем по канату, столь же Содержателен в сюжетном отношении, что и сообщение об обычном человеке, Пробежавшем по канату. Но-велла об артисте цирка, сломавшем ногу и не Высту-пающем на арене, будет столь же сюжетна, как и рас-сказ о молодой Девушке, случайно попавшей на съе-мочную площадку и вдруг сделавшейся Кинозвездой, хотя в одном случае событие будет заключаться в том, что Определенное действие не совершается, а в дру-гом - совершается. Художественный текст живет в поле двойного на-пряжения: с одной стороны, Он проецируется на неко-торые типовые ожидания последовательностей Эле-ментов в тексте, с другой - на такое же ожидание в жизни. Герой Волшебной сказки с помощью чудесного средства совершает невозможный подвиг. Это событие вполне согласуется с нашим понятием "сюжет волшеб-ной сказки", но резко расходится с нашим представ-лением о нормах житейского опыта. "Естественное" в одном ряду, сюжетное событие оказывается "стран-ным" в другом. Герой чеховской драмы не совершает "необычных" поступков, ведет на сцене обычную и обыденную жизнь. Это вполне согласуется с нашим понятием "так бывает", но резко расходится с Пред-ставлением о законах театрального зрелища. Совпа-дение с одним
Рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим. Однако в зависи-мости от того, к какому из этих рядов тяготеет текст, Возникает различный эстетический эффект. Кинематограф как искусство совершенно иначе, чем (96) литература, относится к проблеме достоверности. Из-вестно изречение Козьмы Пруткова: "Если на клетке слона прочтешь надпись: "буйвол", - не верь глазам своим". (*********) Комизм афоризма основывается на абсурд-ном предположении, что отношение Слова и обозначае-мого им предмета более исконно и незыблемо, чем этого Же предмета и его зримого облика. Из этого делается вывод, что надпись Не может быть ошибоч-на - не верить следует глазам. Как известно, имеет место прямо противоположное: отношение "слово - вещь" воспринимается как Условное, поэтому допу-скается, что слово может быть н истинным и лож-ным. Отношение "вещь - ее зримый облик" (ибо фотография, в отличие От рисунка, воспринимается не как иконический знак вещи, а как она сама, Се види-мый облик) естественно считать настолько органич-ным, что Никакое искажение здесь не может подразу-меваться. Таким образом, Представление об истинно-сти повествования, недопустимость самой мысли о его "выдуманности" лежит в основе кинорассказа. Это всегда придает, Между прочим, интересу к кинемато-графу, то в большей, то в меньшей Степени, сходство с тем интересом, который вызывают у зрителей уличные Катастрофы, происшествия, несчастные случаи, то есть сюжеты, порожденные Самой жизнью, - нарушения устойчивых закономерностей в самой реальности, А не в ее художественном образе. То, что кино вызывает у зрителя такое ощущение достоверности, которое Совершенно недоступно ника-ким другим искусствам и может равняться лишь
С переживаниями, вызываемыми непосредственными жизненными Впечатлениями, -- бесспорно. Очевидна и выгода этого для силы Художественного впечатле-ния. Менее привлекает обычно внимание другая Сто-рона вопроса: трудности, которые создаются этими же свойствами на Пути искусства. Если ограничиться проблемами, связанными с сю-жетом, то станет Необходимо в этой же связи подчерк-нуть зависимость сюжетности от Способности повест-вователя менять определенные элементы своего Рас-сказа по своему усмотрению. Именно потому, что (97)сюжетное событие - нарушение конструкции мира, оно может произойти или не произойти (предполага-ется, что оно происходит редко или однократно) и произойти Несколькими способами. В случае, если опи-сываемое происшествие Происходит всегда или даже достаточно часто, оно принадлежит уже самой Кон-струкции мира, и повествование теряет сюжетность. Не случайно, Сюжетность зарождается в жанрах, где герой получает условную, Значительно большую, чем в реальной жизни, свободу относительно Обстоя-тельств - в путешествиях, фантастике и детективе. Возможность Героя перемещаться - в пространстве, (относительно определенных мест и Ландшафтов, в со-циальном мире - относительно определенного Обще-ственного окружения и общественных условий, мо-рально - Относительно прошлых состояний его соб-ственного характера и т.д.- Является непременным условием сюжетности. Киногерой, такой, каким его Дает материал движущейся съемки, а не усилия кино-искусства, как ни Странно, отличается неподвижно-стью. Он закреплен в материале автоматизмом отно-шения "объект - пленка". Возникающая при этом Истинность убивает сюжетность. Для того, чтобы кине-матограф стал Сюжетным, должно было возникнуть умение освобождать поведение героя от Автоматизма зависимости его от поведения фотографируемого объ-екта. Если Монтаж и передвижение камеры породили киноязык, то фантастика Мельеса и Комбинированные съемки породили киносюжет. Они позволили соеди-нить
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|