Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С. А. Толстая со своими детьми Таней и Серёжей.




С. А. Толстая со своими детьми Таней и Серёжей.

Профессиональная фотография. 1866. Тула (? )

 

Об этом же свойстве характера Софьи Андреевны писала и старшая дочь, Татьяна Львовна, в «Воспоминаниях». «Мама редко смеялась. Быть может, поэтому смех придавал ей особое очарование. Я вспоминаю два случая, когда она смеялась от всего сердца, и оба раза благодаря отцу. Моя мать обожала маленьких детей. Когда мы все выросли и ей не нужно было заботиться о нас, она почувствовала себя опустошённой. Она не упускала случая поухаживать за ребёнком, где бы его ни нашла. Однажды она нянчилась с деревенским мальчиком.

— Я закажу для тебя гуттаперчевую куклу, — сказал отец, — у которой будет вечный понос. Надеюсь, тогда ты будешь вполне счастлива.

Мама рассмеялась, закрывая рот рукою, стараясь удержаться от несвойственного ей веселья.

В другой раз. Я приезжаю в Ясную Поляну.

— Берегись, — говорит отец, — мама только что купила огромное количество краски, и теперь она красит всё, что ей попадается под руку. Но по справедливости я должен признать: до сих пор она щадила живые существа...

Мама чувствует нежность в шутке мужа и счастлива. Она смеётся, смущаясь и удивляясь, что не может сдержать веселья. Отец рад, что её позабавил, и нежно смотрит на неё» (Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. Указ. изд. С. 441 - 442).

 

Толстой нередко подтрунивал над художественными талантами своей жены, что не могло её не задевать. В «Яснополянских записках» Маковицкого читаем: «Софья Андреевна писала портрет Александры Львовны, очень неудачный, потом стала писать копию со своего портрета, тоже очень неудачную. Л. Н. подсмеивался над обоими этими портретами. <... > У Александры Львовны насморк, глаза кажутся выпученными. Л. Н. (дрожащим и слегка запинающимся от смеха голосом ): Теперь ты стала похожа на портрет Софьи Андреевны» (ЯЗ – 1. С. 184).

Вспомнил Душан Петрович и другой случай, уже касающийся музыкальных занятий жены Толстого. «Софья Андреевна спорила с Александрой Львовной о том, как нужно брать на фортепьяно сильные аккорды: нужно ли надавливать только пальцами или всей рукой и нужно ли при этом нагибать верхнюю часть тела. Л. Н., прислушиваясь к их

 

 

С. А. Толстая пишет копию портрета Л. Н. Толстого работы И. Е. Репина.

Фотография П. А. Сергеенко. 1904. Ясная Поляна

 

разговорам, шутя сказал, что следовало бы нарисовать такую карикатуру, где пианист, когда берёт аккорды, подымает ноги вверх и стоит на руках» (Там же. С. 107).

Толстому вообще был свойствен талант карикатуриста, это видно и по его рисункам, и по первоначальным наброскам персонажей, характеры и даже внешность которых он в ходе работы смягчал. В этом и Софья Андреевна, как она сама признаётся в книге «Моя жизнь», его упрекала: «У тебя не люди, а типажи». Но даже в своих шутках Толстой был тонким психологом. Илья Львович приводит одну из замечательных «психологических» шуток Толстого, опущенную в семейный «почтовый ящик», куда писали шутливые стишки, рассказы, характеристики, отклики на события. Все ждали воскресенья, когда «почтовый ящик» открывался и зачитывался. Вот отрывок пассажа, посвящённого Софье Андреевне и её сестре Татьяне:

«Тётя Соня и тётя Таня. И вообще, что любит тётя Соня и что любит тётя Таня

Тётя Соня любит шить белье, broderie anglaise (английское шитье) и разные красивые работы. Тётя Таня любит шить платья и вязать. Тётя Соня любит цветы, и ранней весной на неё находят порывы заниматься ими. Она принимает на себя озабоченный вид, копается в клумбах, призывает садовника и поражает тётю Таню латинскими названиями всех цветов, и тётя Таня думает: “И всё-то она знает”.

  Тётя Таня говорит, что терпеть не может цветов и что этой дрянью не стоит заниматься, а сама секретно ими любуется.

Тётя Соня купается в сером костюме и входит в купальню степенно, по ступенькам, вбирая в себя дух от холода, потом прилично окунётся, войдя в воду, и тихими плавными движениями плывёт вдаль.

Тётя Таня надевает изодранный клеенчатый чепец с розовыми ситцевыми подвязушками и отчаянно сигает в глубину и мгновенно, неподвижно ложится на спину.

Тётя Соня боится, когда дети прыгают в воду.

Тётя Таня срамит детей, если они боятся прыгать.

Тётя Соня, надев очки, забрав малышей, решительным шагом идёт в посадку, говоря: “Малышечки, мои кружочки, от меня не отставать”, — и любит не спеша ходить по лесу и набирать подберёзники, не пренебрегая и волвянками, говоря: “Дети, непременно волвянки берите, ваш папаша их очень солёными любит, и до весны всё поприестся”.

Тётя Таня, собираясь в лес, приходит в волнение, что кто-нибудь помешает ей или увяжется за ней, и когда малыши действительно увязываются, то она говорит строго: “Бегите, но чтобы я вас не видела, и если пропадёте, не реветь”. Она быстро обегает все леса и овраги и любит набирать подосинники. У ней всегда в кармане пряники.

Тётя Соня в затруднительных обстоятельствах думает: “Кому я больше нужна? кому я могу быть полезна? ”

Тётя Таня думает: “Кто мне нынче нужен? кого мне куда послать? ”» (Почти как Наташа Ростова в известной сцене с петухом! ) (Толстой И. Л. Мои воспоминания. М., 1969. С. 118 - 119).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...