Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2 Формирование и выбор рационального варианта регионального развития




 

Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей. В зависимости от задачи управления в нее могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический и другие эффекты варианта развития.

Методология анализа и прогнозирования развития экономической системы региона базируется на следующих положениях:

Ø сочетание формального и неформального подходов;

Ø экспериментальный подход в реализации модельного комплекса;

Ø математическая и технологическая поддержка направленного вычислительного эксперимента на имитационных моделях;

Ø высокий технологический уровень систем принятия решения.

Модели помогают пониманию реальной проблемы, облегчают процесс принятия решения, формируют недостающую информацию, но не в состоянии заменить опыт и интуицию эксперта. Поэтому развитие неформального подхода при осуществлении управления региональной экономикой основано на широком использовании методов искусственного интеллекта, методов экспертного оценивания, применении экспертных систем. В сложных модельных системах, какими являются региональные системы управления, в условиях многокритериальности при принятии решений применение классических методов оптимизации ограничено сложностью реализации; практически невозможно при неполной информации математически точно сформулировать цели, определить и сформировать оптимальный вариант. Кроме того, существует проблема согласования интересов, связанная с противоречием целей отдельных подсистем, которая на практике приводит к поиску согласованного рационального решения. Поэтому доминирующим в формировании механизма управления экономикой на региональном уровне является метод имитационного моделирования с его экспериментальным подходом как основа для поиска и формирования варианта будущего развития.

Реализация исследования на комплексе имитационных моделей предполагает проведение направленных вычислительных экспериментов, содержание которых определяется предварительно проведенным аналитическим исследованием (как правило, с применением методов социально-экономического прогнозирования), а результаты математически обоснованы.

Процедуры вариантного синтеза могут реализовывать схемы, как одноразового выбора, так и последовательного экспериментирования.

Наиболее перспективным направлением в системах принятия решений является разработка методов, объединяющих аналитические методы принятия решений с экспертными процедурами, предназначенные для управления развитием региона.

Применение инструментария принятия управленческих решений позволит на практике региональным органам управления решать сложные задачи социально-экономического развития и вырабатывать реальные стратегии, а внутри их выбирать рациональные варианты развития.

Целенаправленное функционирование и развитие социально-экономической системы становится возможным лишь постольку, поскольку орган управления непрерывно получает, во-первых, диагностическую информацию о ее состоянии и о состоянии внешней среды, во-вторых, об отклонениях в движении социально-экономической системы к цели, в-третьих, перерабатывает эту информацию в решения и, в-четвертых, изменяет состояние объектов управления в нужном направлении, обеспечивая тем самым достижение поставленных целей.

Целевые методы предполагают конкретную технологию управления: формирование иерархии целей; образование взаимоувязанных программ, реализующих цели; распределение имеющихся ресурсов; формирование бюджета; создание (при необходимости) специальных органов управления. Объем запрограммированных мероприятий и соответствующих затрат обычно выражается в единицах бюджетных ассигнований. Речь, по существу, идет об оптимальном (с точки зрения достижения результатов) распределении выделенного бюджета между различными направлениями деятельности (секторами региональной экономики).

Важнейшей частью системы государственного регулирования региональной экономики должен стать прогнозно-аналитический документ — концепция экономического и социального развития региона. Концепция — это синтетический документ, включающий результаты и аналитических, и прогнозных расчетов. Она должна обладать прогнозно-аналитическими функциями: содержать, во-первых, всю информацию, необходимую для принятия стратегически важных решений о рациональных направлениях регионального развития; во-вторых, включать альтернативные варианты, обеспечивающие достижение поставленных целей. Подготовка Концепции и программ развития региона должна опираться на современную технологию расчетов в сравнении с той, которая доминировала до 1991 г.

Формирование прогнозного варианта развития — одна из экономических категорий научного предвидения и необходимое условие разработки планов. Первичной формой любого предвидения является гипотеза, которая характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Прогноз по сравнению с гипотезой более четок, имеет большую определенность, содержит обязательные качественные и вероятностные количественные характеристики. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления. Экономическая концепция — это определенный способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов и стратегии их развития.

В современных экономических условиях хозяйствования разработке рационального варианта развития экономики региона должно уделяться особое внимание, так как этот подход к планированию может быть использован для решения самых сложных задач на региональном уровне. Рациональный вариант в отличие от прочих вариантных прогнозов отвечает всем критериям эффективности и по основным показателям превышает остальные варианты.

Успешным решением в этом направлении явилось создание в 1991 г. системы моделей анализа и прогнозирования мезоэкономики, позволяющей сформировать рациональный вариант развития регионального хозяйственного комплекса в разрезе отраслей. В ее основе — методология САПСЭР (система анализа и прогнозирования социально-экономического развития). Модели САПСЭР адекватно отображают структуру регионального хозяйственного комплекса, благодаря чему она обладает возможностью имитационного инструмента, позволяет пользователю вести «диалог с экономикой».

Исследования на материалах нескольких регионов Российской Федерации доказали эффективность этой системы и полезность получаемых при ее использовании результатов. В отличие от других существующих сегодня методов прогнозирования социально-экономических процессов, САПСЭР обладает точностью, адаптивностью и, главное, системностью, позволяя рассматривать регион не как набор автономно функционирующих отраслей, а как целостную социально-экономическую систему.

Разработку системы государственного планирования региональной экономики необходимо осуществлять путем формирования сценариев развития и выбора рационального варианта ее развития. Задача сценариев — оценить для предмета исследования последствия теоретически возможных путей развития. На региональном уровне сценарный подход предполагает изучение множества вариантов развития в зависимости от изменения внешней и внутренней социально-экономический среды и управляющих воздействий региональной администрации. Исследуются, прежде всего, целевые программы, реализующие прямую бюджетную поддержку отдельных сфер деятельности или косвенную, через выбранную систему приоритетов.

Прогноз развития региональной системы фиксируется в сценариях, представляющих собой «гипотезы» о возможных существенно различающихся состояниях системы в будущем, глобальном сочетании условий внешней и внутренней среды.

Формирование сценариев является распространенным сегодня приемом динамического моделирования, позволяющим посредством рассмотрения некоторых предположений рассчитывать различные траектории развития исследуемого процесса. Таким образом, сценарии — это определенный способ существования системы в условиях неопределенности. В отличие от прогнозов, которые на основе выявленных закономерностей состояния среды функционирования системы позволяют судить о состоянии определенных ее переменных в будущем, техника сценариев не предполагает определение вероятности наступления отдельных событий. Сценарий — не количественный прогноз, а гипотетическая последовательность развития событий в будущем. Речь идет о возможной последовательности событий, связывающей настоящее и будущее. Сценарный подход к регулированию региональной экономики позволит совершать опережающие воздействия в ходе последующего мониторинга. По одному из мнений, обсуждаемых в литературе, генерирование сценариев включает несколько этапов:

1) идентификация и группировка ключевых групп внутренних и внешних факторов для системы переменных (событий);

2) определение причинных соотношений между этими переменными, которые существуют в настоящее время и могут существовать в будущем;

3) установление показателей будущего развития системы и определение их состояния в результате изменения выбранных факторов среды;

4) введение в анализ опережающих воздействий, установление последствий, принятие мер.

Все множество сценариев регионального развития можно разделить на группы, характеризующие:

— общеэкономическое развитие региона;

— развитие отдельных отраслей регионального народнохозяйственного комплекса;

— социальное развитие региона.

В свою очередь, каждый из сценариев может быть реализован в нескольких вариантах. Вариант — небольшие незначительные изменения каких-либо параметров системы в рамках сценария.

Мировой опыт и отечественная экономическая практика, в том числе плановая, свидетельствуют о том, что при регулировании экономики необходимо производить вариантные расчеты, позволяющие выбрать из нескольких вариантов наиболее выгодный с учетом влияния различных факторов. Путем сравнения из всех рассчитанных отбираются варианты, удовлетворяющие ограничениям на ресурсы и критериям эффективности. С помощью сформированной системы показателей (критериев) из совокупности вариантов выбирается наилучший.

Данная имитационная система имеет три модели:

1)балансовую;

2) прогнозирования и анализа отраслевой структуры;

3) прогнозирования эффективности региональной экономики.

Балансовая нелинейная динамическая модель многоотраслевой экономики включает в себя нелинейные производственные функции отраслей народного хозяйства и возможности межотраслевого баланса. Наряду с балансом производства модель охватывает баланс основных фондов и трудовых ресурсов. В балансовой модели также предусмотрена возможность формирования региональных фондов потребления и накопления (по их материально-вещественному состоянию) не только в процессе внутрирегионального воспроизводства, но и путем ввоза и вывоза товаров народного потребления, средств производства из других регионов.

Модель анализа отраслевой структуры регионального комплекса САПСЭР в настоящий момент имеет вспомогательное значение для региональных исследований и привлекается для поиска измерителей скорости структурных изменений, влияние структурных сдвигов на эффективность производства.

Модель анализа эффективности регионального производства включает в себя расчет обобщающего показателя эффективности регионального производства, факторный анализ прироста национального дохода региона, динамику такого показателя, как «норма замены» трудовых ресурсов производственными фондами.

Программный аппарат для расчета по трем моделям имеет модули: расчет параметров производственных функций и трендов, статистических критериев; прогнозирование и распределение трудовых ресурсов и капитальных вложений между отраслями по годам прогнозируемого периода; прогнозирование валовой продукции отраслей и региона в целом, балансов производственных фондов отраслей; прогнозирование сальдо вывоза-ввоза продукции региональной экономики; прогнозирование чистого продукта и чистого дохода (прибыли) отраслей, национального дохода региона; расчеты различных индексов для анализа отраслевой структуры и интенсивности структурных сдвигов; расчеты показателей, характеризующих научно-технический прогресс и эффективность регионального производства, и др.

В информационную базу САПСЭР вносятся предварительно обработанные статистические данные.

Основными исходными показателями являются: валовой выпуск по секторам материального производства, стоимость основных производственных фондов (ОПФ), численность промышленно-производственного персонала по секторам, численность населения, матрица коэффициентов прямых материальных и фондообразующих затрат, показатели ввода и вывода ОПФ, личное и общественное потребление, а также капитальные вложения по годам ретроспективного и прогнозного периода.

Целью проведения исследования региональной экономики средствами САПСЭР является получение прогнозных оценок валового выпуска по отраслям, а соответственно, и получение рациональной структуры материального производства.

Сформулируем несколько общих положений, которые помогут понять логику исследовательского процесса средствами САПСЭР.

Во-первых, суммарные расходы бюджета региона, функционирующего на принципах самофинансирования, не должны превышать суммарных доходов; последние, если их рассматривать за сравнительно продолжительный период, в котором нивелируются положительные и отрицательные флуктуации, не могут превышать величину национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства.

Во-вторых, САПСЭР позволяет исследовать воспроизводственные процессы с разных точек зрения. Одна из задач расчетов состоит в отработке вариантов развития, демонстрации их последствий. Основным методом работы с моделями является исследование сценариев развития экономики. Настройка модели на определенный сценарий осуществляется путем фиксации на соответствующем уровне части переменных и параметров, изменения целевых показателей. Например, меняя распределение ресурсов между отраслями или во времени, задавая разные экономические нормативы, исследователь, естественно, может получать различные результаты. Каждый результат социально-экономической политики формируется в процессе развития по конкретному варианту, вошедшему в определенный сценарий.

В-третьих, при изучении результатов расчетов по конкретному варианту исходят из того, что сложившиеся в прошлом тенденции в значительной мере будут сохраняться в переходном периоде.

В-четвертых, результаты каждого варианта исследуются на сбалансированность между масштабами производственной деятельности отраслей и их материальным обеспечением, выпуском продукции и ее использованием на потребление и накопление, потребностями в накоплении производственных фондов капитальными вложениями.

В-пятых, прогнозные расчеты в той или иной мере целесообразно концентрировать вокруг двух центральных показателей:

1) сальдо вывоза-ввоза;

2) национальный доход на одного жителя региона. Центральное место в вычислениях средствами САПСЭР занимает расчет сальдо вывоза-ввоза в конкретном варианте регионального развития, а также целый ряд сопряженных с ним показателей. Формула сальдо вывоза-ввоза:

, (4. 1. )

где Si(t) — сальдо вывоза-ввоза i-й отрасли в году t;

Xi(t) — общественный продукт i-й отрасли в году t;

PPi(t) — производственное потреблением-ми отраслями продукции i-й отрасли;

Zi(t) — суммарные накопления отрасли i в запасах оборотных фондов и резервов в году t;

 — материальные потоки отрасли i в году t в j-й отрасли;

bij — коэффициент фондообразующих затрат;

Kj(t) — капитальные вложения в отрасль j;

LPi(t) — личное потребление (величина ресурсов, производимых отраслью i и расходуемых в году t населением региона на личные нужды);

OPi(t) — общественное потребление (величина ресурсов, производимых отраслью i и расходуемых в году t непроизводственной сферой).

 

,                                              (4. 2. )

где      aij — коэффициент прямых затрат на производство.

 

,    (4. 3. )

где Gi(t)  — нормативный запас оборотных фондов в отрасли;

tj = 1, если Xj(t) – Xj (t - 1) > 0;

tj = 0, если Xj(t) - Xj(t - 1) < 0.

 

,                                      (4. 4. )

где d1j — коэффициенты личного потребления в отрасли i, задаваемые до начала расчета;

NN(t) — численность населения в году t;

NN(tбаз) — численность в базисном году.

 

,                              (4. 5. )

где d2i — коэффициенты общественного потребления в отрасли i, задаваемые до начала расчета.

Показатель Si, определяет состояние отрасли i в году t. Причем если Si, > 0, то избыток продукции можно вывозить за пределы региона; если Si < 0, то потребности региона превышают объем производств; продукции отрасли i.

Валовой выпуск продукции Xi, по выбору пользователя рассчитывается через производственные функции:

;                                       (4. 6. )

,                                             (4. 7. )

где Li — численность трудовых ресурсов i-й отрасли в году t (для прогнозируемого периода задается экзогенно);

Fi — среднегодовая стоимость основных производственных фондов i-й отрасли.

Расчет параметров производственной функции производится на (L) и стоимости основных производственных фондов (F). В САПСЭР автоматически происходит проверка построенной регрессионной модели на достоверность, адекватность и автокорреляцию.

Непосредственным результатом текущего регионального производства является созданный национальный доход (НД) региона (как сумма чистых продуктов, созданных в отраслях материального производства), а результатом воспроизводства — возмещение и прирост факторов производства. В САПСЭР НД вычисляется следующим образом:

,                         (4. 8. )

где WFj(t) — возмещение основных производственных фондову j-й отрасли в году t; PPj(t) — материальные затраты j-й отрасли в году t.

 при i=j.

WFj(t) = Fj(t)NAOj; либо если i =j, то WFi(t) = Fi(t)NAOi    

где NAOj — нормативы амортизационных отчисленийу j-й отрасли, вводятся до начала расчета.

,                      (4. 9. )

где NFi(t) — накопление ОПФ i-й отрасли в году t.

Технология расчета эффективности включает:

— поиск средствами САПСЭР (выбор с помощью специальных критериев) рационального варианта развития региона;

— расчет отраслевой структуры регионального хозяйственного комплекса в прогнозируемом периоде по рациональному варианту;

— расчет коэффициента эффективности регионального производства;

— расчет прироста национального дохода региона за счет изменения численности занятых, замены труда фондами, эффективности производства.

Расчет эффективности регионального производства средствами САПСЭР позволяет выяснить, насколько выгоден изучаемый вариант развития, определенный критериями и названный «рациональным». Выявленный прирост НД за счет изменения численности работающих или замены труда фондами (этот расчет является составным элементом расчета эффективности производства) — это исходный этап расчета эффективности регионального воспроизводства. Затем выясняется, в какой мере прирост НД, рассчитанный для определенного года, скажется на результатах регионального производства в следующие периоды (показатели этих расчетов будут характеризовать эффективность регионального воспроизводства).

Производственная специализация экономики региона должна соответствовать структуре его природных ресурсов.

Исследование структуры объекта или явления заключается в выявлении его составных частей и анализе взаимосвязей и взаимозависимостей между ними. Региональное хозяйство можно определить как совокупность сфер и отраслей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных и духовных благ. Структура регионального производства с точки зрения результата (валового продукта) может быть представлена элементами, которые выражают, с одной стороны, функциональную роль каждой его части в ходе воспроизводства, с другой — внешние формы этих частей продукта. При оптимальной структуре рационально используются все ресурсы, и достигается наибольший прирост национального дохода.

Проблемы структуры исследуются во многих работах. Структура и структурные сдвиги анализируются с помощью системы статистических показателей. Так, характеристику структуры экономического явления можно получить по доле, удельному весу его элементов. Средства САПСЭР позволяют рассчитывать отраслевые структуры для отчетных и прогнозных периодов (удельный вес в ВП и ранги отрасли).

Если базисный вариант развития региона не удовлетворяет ряду требований (в частности, возможности самостоятельно развиваться в изменяющейся организационно-экономической среде; сбалансированности), в аналитическое исследование требуется включить другие варианты и выбрать из них такой, который удовлетворит критериям и ограничениям на ресурсы.

Изменение нормативов и исходных показателей позволяет формировать различные варианты развития региона и отбирать те из них, которые способны обеспечивать жизнедеятельность региональной социально-экономической системы в условиях самофинансирования и перехода на рыночные отношения с ориентацией на рост душевого национального дохода. Новые капитальные вложения в основные производственные фонды повышают фондовооруженность, снижают затраты живого труда на единицу создаваемой продукции. Другими словами, трудовые ресурсы и основные производственные фонды взаимозаменяемы, показателем служит норма замены. Ее количественное значение — объем фондов, который надо направлять в отрасль на увеличение фондовооруженности труда для высвобождения единицы рабочей силы при условии, что производственный результат при этом не изменится. Предполагается, что все остальные факторы, влияющие на производительность труда, остаются прежними.

В условиях дефицитности производственных ресурсов показатель «норма замены» используют при выработке структурной политики. Действительно, выяснив, в каких отраслях хозяйственного комплекса региона требуется наименьшее количество дополнительных фондовых средств для роста производительности труда, можно говорить о целесообразности направления в эти отрасли дополнительных фондовых средств. В тех отраслях, где показатель нормы замены высок, предпочтительнее изыскать иные источники повышения производительности труда, нежели повышение его фондовооруженности.

Известны различные подходы к расчету, данного показателя. В САПСЭР реализована модель Л. А. Стрижковой:

,      (4. 10. )

где Фв(Т) и Фв(Т-1) – фондовооруженность;

Пт(Т) и Пт(T- 1) — производительность труда;

НЗ (Т, Т- 1) — норма замены за период от (Т- 1) до Т.

Каждый регион как социально-экономическая система непрерывно меняет отраслевую структуру, регулирует собственное развитие. Уместно в связи с этим каким-либо способом измерять с определенной периодичностью интенсивность структурных преобразований (структурных сдвигов).

Показатели структурных сдвигов типа «абсолютный прирост» или «темп роста удельного веса» отражают изменения в удельных весах отдельных отраслей. Однако эти показатели не информативны для оценки структурных сдвигов, их «резкости» за конкретные периоды. Кроме того, при анализе развития региональной экономики желательно не только выявить изменения в отраслевой структуре, но и дать сводную характеристику наблюдаемым процессам. Принято считать, что для решения этих задач удобно применять линейный или квадратичный коэффициенты абсолютных структурных сдвигов. Первый критерий (для его обозначения применена аббревиатура АБС) рассчитывается по формуле:

,                                       (4. 11. )

где n - число отраслей регионального хозяйственного комплекса, включенное в модель;

ВПi2) и ВП11) — соответственно валовые объемы производства в отрасли в моменты Т2 и T1.

Если в анализируемом варианте АБС увеличивается, это является свидетельством более интенсивных структурных сдвигов, которые происходят из-за регулируемого перераспределения капитальных вложений между секторами, формирующими структуру региональной экономики.

Охарактеризуем кратко возможности этих критериев.

Критерий «норма замещения» (НЗ) позволяет увидеть «общую панораму» региональной экономики, выявить группы отраслей, в которые было бы выгодно вкладывать капитал, применяя определенную экономическую политику. Критерий «абсолютный структурный сдвиг» (АБС) в экономических исследованиях применяется с давних пор; он несложен в вычислениях и вместе с тем формален, т. е. весьма поверхностно характеризует структурные сдвиги, не раскрывает их сущность. В отличие от АБС - критерия третий («прогрессивность структуры» — ПС) экономически обоснован строже, так как базируется на системе моделей, описывающих региональное развитие. Четвертый критерий, «векторный», выполняет две функции. Прежде всего, он несет эмоциональную нагрузку, позволяет отслеживать траекторию прогнозируемого развития экономики. Вторая функция заключается в том, что движение по «кратчайшему пути» ликвидирует повороты траектории, неизбежные при поиске рациональной структуры с помощью трех первых критериев.

Все критерии гармонично дополняют друг друга и помогают выбрать рациональный вариант, но все же не дают ответ на следующий актуальный вопрос: каковы доли различных факторов производства в конкретном варианте?

В экономической теории разработаны методы элиминирования отдельных факторов экономического роста. В САПСЭР использован подход, созданный группой исследователей под руководством Б. П. Плышевского. По каждому варианту развития в динамике рассчитываются приросты (абсолютные и относительные) национального дохода в целом и за счет изменения численности работающих, замены труда фондами и эффективности производства. Система САПСЭР позволяет экономисту объективно оценить структуру экономики, смоделировать и спрогнозировать различные сценарии развития экономики региона. Например, используя возможности релейного переключения экономики можно перераспределить объемы капитальных вложений по двум периодам перспективного периода иначе, чем это сделано в базовом варианте. При этом следует добиться увеличения валового продукта на 50% таким образом, чтобы сумма капитальных вложений не изменилась.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...