4.5. Развитие финансово-экономической сферы региона
4. 5. Развитие финансово-экономической сферы региона Важное значение в решении задач социально экономического развития региона имеет эффективное управление финансовыми ресурсами, т. е. работники органов власти должны в полном объеме владеть навыками и приемами стратегического и тактического регионального финансового менеджмента. Поскольку от уровня компетентности и степени профессионализма лиц, занимающихся формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов той или иной территории в определенной степени зависит ее финансовое положение. Региональный финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач: а) обеспечение органов управления достаточным объемом финансовых ресурсов для выполнения возложенных на них функций и задач; б) создание условий для эффективного использования имеющихся финансовых средств в целях стимулирования устойчивого экономического роста региона и повышения его экономического потенциала; в) обеспечение высокой финансовой устойчивости и снижения региональных финансовых рисков. Данные задачи находят решение в процессе реализации функций регионального финансового менеджмента, основными из которых являются: 1. Информационно-аналитическая, представляющая собой сбор, обработку, анализ и оценку информации о составе, структуре и объемах финансовых ресурсов, которыми располагает регион. 2. Планово-прогнозная, заключающаяся в исследовании внешней экономической среды, конъюнктуры финансового рынка, обеспечении пропорциональности и оптимальности при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, а также разработке финансовой стратегии региона.
3. Организационная, направленная на создание системы управления финансовыми средствами для решения операционных и инвестиционных задач, определяющих наиболее эффективные пути развития региона. 4. Контрольная, обеспечивающая контроль за правильным и своевременным формированием и эффективным использованием имеющихся финансовых ресурсов, исполнением решений в сфере финансовой деятельности и регулирующая устойчивость финансовой системы региона в целом. Региональный финансовый менеджмент имеет свою систему конкретных объектов управления. К числу основных таких объектов относятся: территориальные бюджеты; территориальные внебюджетные фонды; финансы предприятий и организаций регионального и муниципального подчинения. Вполне естественно, что все они тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга, решая при этом возложенные на них конкретные задачи, из которых приоритетными являются: 1) формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат в регионе; 2) создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности; 3) повышение эффективности налоговой системы; 4) достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; 5) стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике регионов; 6) развитие внешнеэкономических связей территорий. Финансовая обеспеченность регионов определяется отношением сформированной величины финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении исполнительной власти, к объемам расходов, направляемых на финансирование текущих затрат и капитальных вложений, обеспечивающих развитие регионов. В целом структуру финансовых ресурсов региона можно представить следующей схемой (рис. 4. 5. ).
Рис. 4. 5. Структура финансовых ресурсов региона Одним из важнейших институтов как государства в целом, так и его отдельных регионов является бюджетная система, направленная на регулирование экономических и социальных процессов общества. Роль бюджета особенно усиливается в рыночных отношениях, где государство может оказывать эффективное влияние на состояние экономики с помощью экономических рычагов и стимулов. Бюджетная система как основное звено финансовой системы государства определяется его административным устройством и действующими законодательными актами. В соответствии с этим бюджетная система России включает в свой состав федеральный бюджет, бюджеты членов Федерации и местные бюджеты. В соответствии с Конституцией РФ имеются разграничения между уровнями органов государственной власти, в связи, с чем средства, предназначенные для обеспечения задач и функций субъекта Федерации, представляют собой региональный бюджет, а муниципальных образований — местные бюджеты (рис. 4. 6. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|