Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4. Анализ и прогнозирование развития потребительского рынка региона




В целях планирования потребительский рынок целесообразно рассматривать как совокупность разнонаправленных взаимоотношений между всеми субъектами рынка: товаропроизводителями, посредниками, потребителями, смежными организациями, общественными организациями, способствующими формированию единого социально-экономического пространства региона, государственными структурами, финансово-экономическими институтами, региональными органами власти и общественностью, направленная на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей населения.

Потребительский рынок развивается под влиянием целого ряда факторов развития потребительских рынков на региональном уровне, которые классифицированы по четырем блокам. (рис. 4. 1. ).

В первый блок отнесены факторы демографического характера, такие как плотность, возрастная структура и численность населения, удельный вес городского и сельского населения.

Для блока социально-экономических факторов, требующих первоочередных мер (второй блок), необходимо соответствующее инфраструктурное обеспечение. Третий блок состоит из факторов маркетинговой политики, которые обеспечивают качество товаров, их позиционирование в соответствии с потребительскими требованиями. Четвертый блок представлен государственными факторами, регулирующими рыночную деятельность, обеспечивающими положительную динамику развития потребительского рынка. Каждый из вышеперечисленных факторов оказывает определенное влияние на уровень насыщения рынка товарами и услугами, при этом факторами, существенно влияющими на динамику развития потребительского рынка, по нашему мнению, являются уровень и степень взаимодействия субъектов рынка и денежные доходы населения.

Состояние (диагноз) регионального потребительского рынка зависит от территориальных особенностей экономического и социального развития региона, скорости продажи товаров (услуг), товарного потребления,

Рис. 4. 1. Классификация основных факторов развития потребительского рынка

потребительских предпочтений, динамики и емкости рынка, численности потенциальных потребителей, объема и уровня денежных доходов и расходов населения, уровня оптовых и розничных цен, демографического состояния.

Комплексный анализ региональных потребительских рынков состоит из следующих последовательных этапов:

Рис. 4. 1. Классификация основных факторов развития потребительского рынка
Анализ структуры потребительского рынка (объем и динамика оборота оптовой и розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению, товарная структура оптовой и розничной торговли, соотношение спроса и предложения на рынке, динамика оптовых и розничных цен).

1. Анализ динамики потребительского рынка (темпы роста объема и душевого уровня товарооборота, его структурные сдвиги в фактических и сопоставимых ценах, индекс товарооборота, абсолютный прирост товарооборота по различным факторам, коэффициенты вариации динамики потребительских рынков по региону).

2. Характеристика направлений системы товародвижения, определение ее положительных и отрицательных сторон (объем, динамика и структура ввоза и вывоза товаров, объем динамика и структура экспорта и импорта потребительских товаров, уровни и длина каналов товародвижения, формы сбытовых и торгово-посреднических организаций, объем и структура грузовых перевозок, динамика и структура товарных запасов, объем и структура товарооборота на виртуальном потребительском рынке).

3. Определение размеров потребительских рынков (емкость регионального потребительского рынка, емкость товарных рынков, основные участники рынка, количество потенциальных потребителей, территориальное расположение).

4. Анализ основных форм и методов государственного регулирования потребительского рынка (количество программ по государственной поддержке и регулированию отдельных секторов потребительского рынка, уровень их выполнения).

5. Анализ конкурентной среды на товарных рынках (состав и численность поставщиков на товарном рынке, характер взаимодействия конкурентов, рыночная доля предприятия на рынке, динамика объемов реализуемой продукции, коэффициенты перекрестной эластичности, потенциал предприятий, перечень товаров заменителей, продуктовые границы товарного рынка).

6. Оценка объема и структуры денежных доходов и расходов населения региона (объем, структура и динамика денежных доходов и расходов населения, объем и динамика денежных сбережений).

7. Определение и оценка качественных показателей развития потребительских рынков (потребительские предпочтения, степень удовлетворения, изменения предпочтений, желания потребителей).

8. Исследование существующей системы взаимодействия субъектов потребительского рынка, оценка уровней связей по трем уровням: микро-, мезо- и макро (коэффициенты взаимодействия на каждом уровне).

9. Определение региональных особенностей потребительских рынков (региональная вариация соотношения спроса и предложения, региональная вариация уровня спроса в расчете на душу населения, региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка).

10. Выявление конъюнктурных изменений и тенденций региональных потребительских рынков на основе прогнозов их развития (темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен, товарных запасов, инвестиций и прибыли).

11. Разработка сценариев развития региональных потребительских рынков с учетом корректировки выявленных диспропорций в структуре рынка.

Оценивая состояние и развитие региональных потребительских рынков, в первую очередь, проводят расчетно-аналитическую работу по определению источников информации; количественных показателей; качественных показателей развития.

Изучение регионального потребительского рынка целесообразно начать с анализа товарных рынков, которые в него включаются.

Информационное обеспечение исследования региональных товарных рынков в современных условиях должно отвечать требованиям системности, в основе которого лежит жесткая взаимосвязь между методикой анализа рынка и необходимой для этого информацией; комплексности, которое связано с необходимостью иметь полную информацию о большом количестве объектов (субъектов), имеющих отношение к данному региональному товарному рынку и др.

Во-вторых, система должна быть единой для всех.

В-третьих, на рынке информационных услуг в качестве продавцов должны выступать специализированные центры, обладающие постоянно обновляемыми автоматизированными банками данных по различным отраслям науки, техники, экономики и т. д. Посредниками должны являться фирмы, обеспечивающие заказчику поиск и передачу запрашиваемой информации.

В-четвертых, необходимо рассмотреть возможность введения новых форм статистической отчетности, необходимых для полного и достоверного учета всей информации.

Изучение состояния регионального товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство, поставку товаров, объем и структуру розничной и оптовой продажи, товарные запасы, спрос на данный товар и т. д. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований рынка - система показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития и состояния регионального товарного рынка.

Но для этого необходимо, в первую очередь, провести расчетно-аналитическую работу по определению продуктовых и географических границ рынка и тем самым определить емкость регионального рынка. [6]

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. [7]

Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товара. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

При определении географических границ рынка необходимо учитывать следующие факторы: возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, т. е.: доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу; возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок.

Зная географические и продуктовые границы рынка, рассмотрим количественные показатели состояния товарного рынка, которые применяются как в отечественной, так и в зарубежной практике. К ним мы относим определение состава продавцов и покупателей, а также объем товарных ресурсов рынка.

Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка является общий объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

1. Общий объем реализации (поставки) товара определяется, как сумма реализации (поставки) товара на данном рынке всеми продавцами:

                                          (4. 24. )

где, Vm - общий объем реализации (поставки) товара;

Vi - объем реализации (поставки) i-ым продавцом товара;

n - количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

Предпочтительнее исчислять данный показатель в натуральных показателях, чем в стоимостных.

2. Емкость рынка - количество товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.

Ее можно представить в следующем виде:

F = P – E + I + Z                                    (4. 25. )

где Р - производство данного товара в данном регионе;

Е - экспорт (включая вывоз в другие регионы);

I - импорт (включая ввоз из других регионов);

Z - остаток товарных запасов на начало года.

3. Динамика капиталовложений отражает процесс обновления и расширения основного капитала. Так как капиталовложения определяют масштабы производства, сведения о них имеют первостепенное значение при прогнозе конъюнктуры товарных рынков.

4. Сведения о заказах – имеющийся портфель и новые поступления.

5. Показатели внутреннего товарооборота являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения.

6. Показатели внешнего товарооборота - это динамика ввоза продукции из других регионов и стран, и динамика вывоза в другие регионы и страны.

7. Определение сезонных колебаний. [8]

8. Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом товарном рынке (Di) в отечественной и зарубежной практике определяется, как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара: [9]

Di = Vi / Vm                                               (4. 26. )

где Vi – объем реализованной хозяйственным субъектом товарной продукции на рынке;

Vm - общий объему реализации (поставки) товара на рынок.

9. Используя ряд показателей рыночной концентрации, можно охарактеризовать структуру товарного рынка. Эти показатели хотя и достаточно известны, но не во всех условиях могут применяться, так как либо сложны в вычислениях, либо в конкретных случаях не дают ответа на поставленные вопросы. К ним относятся:

- коэффициент рыночной концентрации (CR), который показывает долю нескольких крупнейших поставщиков на рынке и рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке:

,                                 (4. 27. )

- коэффициент относительной концентрации, основанный на сопоставлении числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:

К = [20 + 3b] / а ,                         (4. 29. )

где К - коэффициент относительной концентрации;

b - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, в процентах;

а - доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, в процентах. [10]

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиришана (Херфиндаля-Хиришана) (HHI). Это наиболее адекватная характеристика уровня монополизации, который рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

                              (4. 30. )

Чем меньше значение принимает индекс, тем меньше концентрация, тем, при прочих равных условиях, сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть фирм. Для конкурентного рынка (если число фирм на рынке больше 100) значение показателя приближается к нулю, для монопольного рынка - к единице. [11]

Высокая концентрация рынка определяется совокупной долей трех или четырех крупнейших субъектов (т. е. коэффициентами концентрации), а также коэффициентом Герфиндаля-Гиршмана, который показывает, какое место, долю на данном рынке занимают более мелкие субъекты, есть ли предпосылки при данной структуре рынка для противодействия более мелких субъектов рыночной силе крупнейших. [12]

Наряду с перечисленными выше традиционными показателями в зарубежных исследованиях используются следующие показатели (в отечественной практике - еще довольно редко):

- коэффициент энтропии есть средняя долей фирм, действующих на рынке, взвешенная по натуральному логарифму обратной ей величины:

                      (4. 31. )

где Е - коэффициент энтропии;

Di - доля фирмы на рынке.

Коэффициент энтропии измеряет степень неопределенности на рынке: чем больше величина Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке;

- дисперсия логарифмов рыночных долей используется для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке:

                               (4. 32. )

где Di - доля i-ой фирмы на рынке,

D* - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/п, п - число фирм на рынке.

- индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм на рынке и их рыночных долей следующим образом:

,                                     (4. 33. )

где НТ- индекс Холла-Тайдмана;

Ri - ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1);

Di - доля фирмы на рынке.

Максимальное значение показателя равно единице (в условиях монополии). Минимальное его значение равно 1/п (п - число фирм в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом Герфиндаля-Гиршмана, однако, к достоинствам индекса Холла-Тайдмана следует отнести возможность учета соотношения размеров фирм - крупных продавцов, что помогает осуществить более глубокий анализ рыночной структуры отрасли;

- индекс Линда. Индекс Линда L - используется в отечественной и зарубежной практике в качестве определителя " границы" олигополии и установления ее характера (" жесткая" или " расплывчатая" ).

Индекс Линда, в отличие от коэффициентов концентрации, определяет степень неравенства между лидирующими " k" фирмами. Данный индекс используется в качестве определителя " границы" олигополии: " граница" определяется как первое нарушение в непрерывности показателя (подразумевается, что олигополисты могут быть выявлены по этому признаку - контролируемой доле рынка). Отсев производится по такой схеме: считается L для k=2, потом k=3 и т. д. до тех пор, когда Lk+i> Lk (достигается минимум). В этот момент " граница" считается установленной.

Расчет производится по формуле:

                                          (4. 34. )

где Qi - отношение между средней долей рынка i фирм и долей оставшихся k-i фирм;

Аi - общая доля рынка, приходящаяся на i ведущих фирм среди k крупных фирм;

Ak - доля рынка, приходящаяся на k крупных фирм, подлежащих рассмотрению;

k - любое избранное число от 2 до N.

Индекс Линда:

                                  (4. 35. )

(т. е. 1/k умножается на среднюю из Qi)

Дополнить картину состояния концентрации на рынке могут следующие показатели: доля крупнейших субъектов (по численности занятых, стоимости основных производственных фондов) в общем количестве всех хозяйствующих субъектов, действующих на конкретном рынке; для характеристики " открытости рынка" может быть использован показатель - ''степень проникновения импорта", определяемый как доля внутреннего спроса, покрываемая за счет импорта:

                                   (4. 35. )

где, S - степень проникновения импорта;

Р - объем производства конкретного товара;

I - объем импорта конкретного товара;

Е - объем экспорта конкретного товара.

" Открытость" рынка конкретного товара определяется сравнением показателя S на этом рынке со средним показателем S (рассчитанным по всем товарам). [13]

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Однако надо иметь в виду, что данные о концентрации производства неполно отражают реальный уровень концентрации на товарных рынках, так как при этом не учитывается географическая ограниченность рынков пределами регионов в силу высоких транспортных издержек, барьеров входа на рынки, монополизированности дистрибьюторской сети. Следует также учитывать взаимосвязи хозяйствующих субъектов (такие, как участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов, участие в объединениях предприятий, в финансово-промышленных группах и т. п. ), действующих на одном и том же товарном рынке.

После проведения анализа рынков потребительских товаров и услуг разработку прогнозных показателей потребительского рынка целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

1. Экономический анализ развития потребительского рынка (во взаимосвязи с общим социально-экономическим положением в регионе).

Целью анализа является выявление устойчивых тенденций в динамике потребительского рынка и факторов, определяющих эти тенденции в ретроспективе и на перспективу. Наиболее оправдавшими себя методическими приемами анализа являются построение динамических рядов основных показателей развития потребительского рынка во взаимосвязи с показателями по средней заработной плате, индексами цен (тарифов) на товары и платные услуги, денежными доходами и расходами населения, инвестициями в сфере потребительского рынка.

Для обоснования прогнозируемых объемов оборота розничной торговли и платных услуг необходимо проанализировать динамику и структуру потребительских расходов на приобретение товаров и услуг, изменение удельного веса расходов на приобретение товаров и услуг в общих потребительских расходах, индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги.

При прогнозировании оборота розничной торговли необходимо учитывать возможный (ожидаемый) прирост сети розничной торговли, открытие крупных торговых предприятий.

При составлении прогнозов по видам платных услуг необходимо учитывать текущее и перспективное состояние отраслевых мощностей, определяющее реальный потенциал производства различных видов платных услуг и порождающее естественные ограничения на " физические" масштабы их предложения населению даже в условиях наличия платежеспособного спроса. А также другие специфические показатели, свойственные той или иной отрасли - демографические факторы, половозрастная структура населения, структура занятости населения, состояние материально-технической базы.

На региональном уровне на платежеспособный спрос населения на товары и услуги оказывают влияние объективные и субъективные факторы, определяющие его территориальную специфику, уровень развития социальной инфраструктуры, уровень жизни населения. Необходимо также учитывать перспективные возможности расширения платности социально значимых услуг.

Прогноз платежеспособного спроса на товары и платные услуги должен также учитывать целый комплекс социальных, правовых, организационных и административных факторов - развитие альтернативных форм предоставления услуг, создание наиболее благоприятных условий для малого бизнеса, гарантированное и льготное кредитование и предоставление помещений.

2. Расчет основных показателей прогноза развития потребительского рынка.

Источниками информации об объемах оборота розничной торговли и платных услуг населению служат формы государственной статистической отчетности:

- № П-1 (месячная) " Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" по показателям;

- приложение № 3 к форме № П-1 (месячная) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам»;

- № 1-услуги (годовая) " Сведения об объеме платных услуг населению";

- форма № ПМ (квартальная) по субъектам малого предпринимательства.

2. 1. Далее осуществляется расчет показателей оборота розничной торговли и объема платных услуг населению по полному кругу с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности отчетном году.

Основными показателями, характеризующим «Потребительский рынок» на региональном уровне, являются статистические показатели оборота розничной торговли и объема платных услуг населению по полному кругу (крупным и средним предприятиям, малым предприятиям) с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности.

Например доля сокрытого оборота розничной торговли в среднем по Московской области составляет 13. 9% - (Dc), объема платных услуг населению – 4, 4% - (Dс).

Доля объема платных услуг, оказанных физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (зарегистрированными и незарегистрированными), (неформальная деятельность), в среднем по Московской области составляет – 14, 6% - (Dn).

В среднем по области доля оборота розничной торговли вещевых, смешанных и продовольственных рынков составляет 11. 8% – (Dn). Доля индивидуальных предпринимателей составляет 19. 9% - (Di).

При наличии разных источников информации по малым предприятиям возможны варианты расчетов объема оборота розничной торговли и платных услуг населению.

1). Если на территории региона проводится сплошное (ежемесячное, ежеквартальное или ежегодное) обследование деятельности малых предприятий, то есть возможность дополнить ими динамический ряд данных по крупным и средним предприятиям.

Если на территории региона проводится выборочное обследование деятельности малых предприятий, то результаты обследования можно использовать для оценки показателей потребительского рынка по всем действующим малым предприятиям. Динамические ряды данных по крупным и средним предприятиям дополняются оцененными объемами оборота розничной торговли (платных услуг населению) по малым предприятиям.

В обоих случаях расчет оборота розничной торговли и объема платных услуг населению по полному кругу с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности производится по формулам:

при расчете оборота розничной торговли,

,                              (4. 36. )

при расчете объема платных услуг населению,

,                                  (4. 37. )

где V – оборот розничной торговли (объем платных услуг населению) по полному кругу с учетом скрытой и неформальной деятельности;

Vk, m – оборот розничной торговли (объем платных услуг населению) по крупным и средним, малым предприятиям в ценах соответствующего года;

Dc – доля сокрытия;

Dn – доля неформальной деятельности;

Di – доля индивидуальных предпринимателей.

2). При отсутствии данных по малым предприятиям можно использовать данные о доле малых предприятий в общем обороте розничной торговли (объеме платных услуг), сложившейся в среднем по Московской области (по данным Мособлстата).

Доля субъектов малого предпринимательства в обороте розничной торговли в среднем по области составляет 42, 4% - (Dm).

Доля субъектов малого предпринимательства в объеме платных услуг в среднем по области составляет 8, 7% - (Dm).

В этом случае расчет оборота розничной торговли или объема платных услуг населению по полному кругу с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности производится по формулам:

при расчете оборота розничной торговли,

,                                 (4. 38. )

при расчете объема платных услуг населению,

,                      (4. 39. )

где V – оборот розничной торговли (объем платных услуг населению) по полному кругу с учетом скрытой и неформальной деятельности;

Vk – оборот розничной торговли (объем платных услуг населению) по крупным и средним организациям в ценах соответствующего года;

Dm – доля субъектов малого предпринимательства;

Dn – доля неформальной деятельности;

Dс – доля сокрытия.

2. 2. Расчет оценки (прогноза) индекса физического объема оборота розничной торговли (платных услуг населению) по полному кругу с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности – Iф (в % к предыдущему году).

Исходными данными для расчета являются данные об обороте розничной торговли (объеме платных услуг населению) по полному кругу (с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности) за ряд лет (либо месячные данные за последние два-три года) в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых могут быть использованы цены любого периода, принятого за базовый, например, цены 2000 года (при использовании динамических рядов годовых данных), или цены января 2000 года (при использовании динамических рядов месячных данных). Приведение уровней динамического ряда к сопоставимости производится с использованием индексов потребительских цен на товары (платные услуги). При использовании месячных данных следует помнить о наличии сезонной составляющей динамического ряда, особенно, оборота розничной торговли.

Расчет прогноза динамики оборота розничной торговли (объема платных услуг) осуществляется с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.

Расчет индекса физического объема оборота розничной торговли (объема платных услуг населению) производится по следующей формуле:

                  (4. 40. )

где Ifo – индекс физического объема оборота розничной торговли (платных услуг населению) в процентах к предыдущему году;

Vt – спрогнозированный оборот розничной торговли (объем платных услуг населению) в сопоставимых ценах,

Vt-1 – оборот розничной торговли (объем платных услуг) в предыдущем году в сопоставимых ценах.

2. 3. Расчет оценки (прогноза) оборота розничной торговли (объема платных услуг населению) по полному кругу с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности в ценах соответствующего года производится по формуле:

,     (4. 41. )

где Vt-1 – фактический оборот розничной торговли (объем платных услуг населению) в предыдущем году (в ценах соответствующего года);

Ifo – спрогнозированный индекс физического объема оборота розничной торговли (платных услуг населению) в прогнозируемом году;

Ip – индекс потребительских цен и тарифов (индекс-дефлятор) на прогнозируемый период, разработанный Минэкономразвития РФ.

Производителями платных услуг могут быть организации любой формы собственности и любой организационно - правовой формы, как специализирующиеся на оказании услуг, так и те, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (юридические лица), а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе (физические лица).

Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг и измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу, и приводится в фактически действующих рыночных ценах, включающих налог на добавленную стоимость. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...