Рис. 4.3. Обобщенная структура технопарка
Особенности создания и функционирования такой модели территорий инновационного развития, как технополис, не менее интересен. Формирование данной модели, как правило, происходит в рамках государственной инновационной политики с целью активизации научно-технической и производственной деятельности в передовых отраслях государства. Особенностью данной модели является наличие градообразующей научно-производственной инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное воспроизводство инноваций, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок, внедрение их в практику. Технополисы являются крупной территориальной формой интеграции науки, образования и высокотехнологичного производства и представляют собой единую научно-производственную и учебную зону со сложившейся жилищно-коммунальной и социально-бытовой инфраструктурой, объединенной вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований и разработок. На наш взгляд, наиболее точно понятие «технополис» соответствует определению, данному Р. И. Зименковым: технополис – это «город и прилегающая к нему территория, где размещены органически взаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научно-исследовательские институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с современной производственной и социальной инфраструктурой»[15]. В структуру технополиса могут входить различные виды парков: бизнес инкубаторы и инновационные центры, исследовательские и научные парки, технологические парки и центры, конгломераты технокомплексов и научных парков, связанные с превращением в высокотехнологичные зоны целых регионов. В большинстве случаев технополисы являются городами-спутниками крупных индустриальных центров.
Кроме наукоградов, общие черты с зарубежными «городами науки» имеют также закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Данная модель ТИРсравнима с технополисами по ряду параметров: все эти территории расположены вблизи крупных центров промышленной активности с научно-исследовательскими институтами и вузами, с хорошей транспортной инфраструктурой. Существенной особенностью является то, что в ЗАТО была создана высокоразвитая производственная и социальная инфраструктура, обеспечены высокие стандарты для жизни. В настоящее время на территории России насчитывается 42 ЗАТО, большинство из которых имеет высокий научно-технический и инновационный потенциал, сконцентрированный на их предприятиях. Одним из перспективных для России направлением стимулирования инновационной деятельности на сегодняшний день является создание такой модели территорий инновационного развития, как особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Хотя практика создания особых экономических зон (точнее, СЭЗ) для России не является совсем новой, поскольку СЭЗ стали создаваться в начале 1990-х годов, предыдущий опыт функционирования подобных территорий оказался не эффективным. Так, Р. Зименков отметил следующие недостатки начального этапа формирования СЭЗ: «отсутствие четкого понимания целей и задач сэз, массовая раздача льгот без четких критериев, стремление местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствие нормативно-правовой базы для их создания и функционирования». Среди 21 СЭЗ, образованных по решению центральных властей в течение 10 лет, 5 СЭЗ были организованы как зоны свободной торговли, 3 зоны – промышленно-производственного типа, 1 зона - технико-внедренческого типа, 3 зоны – сервисные, 8 зон – комплексные зоны различной направленности.
Принятый в июле 2005 года Федеральный закон от 22. 07. 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», отменил действие всех особых и свободных экономических зон за исключением двух ОЭЗ в Калининградской и Магаданской области. Кардинальному пересмотру механизмов создания и функционирования ОЭЗ послужило множество причин, связанных с их неэффективной деятельностью. В связи с отсутствием единого закона об особых экономических зонах, их создание и функционирование с 1990 года до августа 2005 года определялось отдельными специально принимаемыми актами федеральных органов власти и региональных администраций. Ряд регионов (Архангельская область, Красноярский край, Москва, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская область, Хабаровский край и др. ), проводил интенсивную работу по реализации проектов региональных экономических зон и локальных субзон на базе заводов и производственных зон. Поскольку в основном процесс создания свободных экономических зон был направлен на достижение таких целей, как ускоренное социально-экономическое развитие, привлечение иностранных инвестиций в экономику территории, внедрение новых методов хозяйствования и возможность участия в международной торговле, на федеральном и региональном уровне преимущественно организовывались комплексные зоны производственной направленности. Практически единственной зоной, при создании которой учитывалось наличие комплекса современных научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом, необходимым для разработки и создания наукоемкой продукции и технологий, явилась свободная экономическая зона «Технополис Зеленоград», организованная в 1991 году. Именно эту зону условно можно отнести к группе технико-внедренческих зон, хотя основные мероприятия, включенные в программу развития СЭЗ «Технополис Зеленоград», касались не только градообразующей научно-технической отрасли Зеленограда, но и всех сфер городского хозяйства, и больше напоминали генеральный план развития города в рамках СЭЗ[16].
Условия и механизм создания ТВЗ, устанавливаемые федеральным законодательством представлены на рис. 4. 4. На сегодняшний день нет информации о результатах функционирования технико-внедренческих зон, поскольку процесс их формирования еще не закончился. Как правило, за рубежом ОЭЗ используются как инструмент государственной и региональной политики, то есть подобные зоны создаются там, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития территории. В зависимости от размеров, условий и целей создания к технико-внедренческим зонам зарубежных стран относят инновационные центры и бизнес-инкубаторы, технопарки (научные и технологические парки), технополисы, зоны развития новых и высоких технологий, а также научно-промышленные зоны, входящие в комплекс промышленно-производственных зон ТВЗ. Рис. 4. 4. Механизм создания технико-внедренческих зон Инновационные центры и бизнес-инкубаторы не могут быть отнесены к территориям, поскольку не имеют пространственной характеристики и сильного влияния на комплексное развитие муниципального образования. Их следует рассматривать как элементы инновационной инфраструктуры, оказывающие в основном поддержку вновь создаваемым и малым инновационным предприятиям. Зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ), получившие распространение в Китае могут быть рассмотрены как яркий пример государственной политики, поскольку их создание явилось одним из направлений общегосударственной научно-промышленной программы «Факел», принятой в 1988 году. Однако цели, поставленные перед ЗРНВТ, и механизмы их достижения могут быть использованы в процессе функционирования ТИР. Основное назначение ЗРНВТ – стимулирование высокотехнологичных производств и продвижение продукции на рынок, в том числе и внешний, привлечение в страну зарубежных инвестиций и передовых технологий, а также создание благоприятных условий для коммерциализации научно-технических достижений.
Кроме вышеперечисленных моделей ТИР в мировой и отечественной практике также используются интеграционные модели инновационного развития, которые предусматривают кооперацию между муниципальными образованиями или регионами. Примером подобной модели в России может служить Территория научно-технического развития «Южное Подмосковье», концепция которой была разработана в 2004 году администрациями муниципальных образований «Город Протвино», «Город Пущино», «Город Серпухов», «Серпуховский район» и Ассоциацией муниципальных образований Московской области. В зарубежных странах часто используются модели межрегиональной и транснациональной организации территорий. Например, технологический регион Карлсруэ (Германия), являющийся результатом межрегиональной кооперации территорий, направленной на развитие наукоемких стартовых производств на базе научно-исследовательских учреждений; трансграничный еврорегион Саар-Лор-Люкс, объединивший сопредельные территории трех государств: Люксембург, французский регион Лотарингию, германскую федеральную землю Саарланд (Саар), западную часть исторической области Германии Пфальц с городом Трир. Используя преимущества интеграции, региональные правительства также могут проводить и самостоятельную политику социально-экономического развития своей территории по инновационному пути.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|