4.5. Модели территорий инновационного развития как организационная форма планирования инновационной деятельности в регионе
Важное место в совокупности мер поддержки инновационного развития регионов занимает установление особых правовых, организационных и экономических условий для хозяйствующих субъектов. Подобный подход во многих странах используется как одно из важнейших средств территориального планирования. Эффективными организационными формами, позволяющими обеспечить системное применение финансовых и административных инструментов для экономического развития, основанного на знаниях и инновациях, являются следующие модели территориального инновационного развития (Рис. 4. 2. ): 1) технопарки; 2) особые экономические зоны, точнее, технико-внедренческие зоны; 3) технополисы; 4) наукограды; 5) закрытые административно-территориальные образования. Под территорией инновационного развития (ТИР) будем понимать территории, находящиеся в пределах региона, имеющие особые правовые, организационные и экономические условия хозяйствования, установленные государственными, региональными или местными органами власти и направленные на активизацию инновационной деятельности, формирование и укрепление научно-технического и инновационного потенциала. Основным направлением деятельности таких территорий является перевод местной экономики на инновационный путь развития путем использования преимуществ достижений науки и техники для обеспечения экономического роста. В свою очередь, одним из определяющих факторов экономического развития ТИР и повышения их конкурентоспособности, является межотраслевое взаимодействие между секторами науки, образования и промышленности.
Необходимость рассмотрения организации функционирования ТИР в пределах регионов обусловлена, во-первых, тем, что за годы социально-экономических реформ система централизованного планирования местного развития оказалась практически разрушена. Ответственность за развитие территорий перенесена на региональный и местный уровень. Органы региональной власти наделены правом самостоятельно принимать и реализовывать программы социально-экономического развития, в которых, в соответствии с тенденциями новой инновационной экономики, должны быть предусмотрены методы и механизмы активизации инновационной деятельности.
Во-вторых, в связи с близостью органов региональной власти ко всем субъектам хозяйствования, расположенным на территории региона, в том числе являющимся элементами ТИР, именно эти органы наиболее эффективно способны управлять, проводить текущий мониторинг и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие территории. В-третьих, региональные органы власти могут применять широкий спектр механизмов поддержки для субъектов инновационной деятельности помимо предоставления целенаправленных финансовых средств и налоговых льгот. Подобные способы поддержки являются не самыми целесообразными. Поэтому более действенными механизмами часто являются такие способы поддержки, как организационная, имущественная, информационная, консультационная помощь. Например, для малых инновационных предприятий предоставление имущественной помощи в виде лизинга дорогостоящего оборудования может оказаться более существенной в их деятельности, чем предоставление льготы на земельный налог. В-четвертых, такие модели ТИР, как технопарки и ТВЗ, функционирующие на территории регионов, как показывает зарубежный опыт, являются реальными «точками» регионального развития. Как элемент инновационной инфраструктуры технопарки в разных странах получили разные названия: технологические парки, научно-технологические парки, исследовательские парки, научные парки, научно-промышленные парки и т. д.
Технопарки предоставляют инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для проведения НИР; осуществляют экспертизу и отбор инновационных проектов и научно-технических программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий; оценку степени риска этих предложений; оказывают содействие в проведении НИР и передаче их результатов в производство; осуществляют подготовку кадров; предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и другие услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности[14]. С целью организации более эффективной деятельности на основе единого научно-методического, кадрового и информационного обеспечения технопарки могут объединяться в ассоциации (Ассоциация «Технопарк» в Москве, Ассоциация «Тюменский научно-технологический парк»). Основные задачи создания технопарков: § превращение знаний и изобретений в технологии; § превращение технологий в коммерческий продукт § передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства; § формирование и рыночное становление наукоемких организаций; § поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства. Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечения в регионы высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест. Промышленным организациям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для ускорения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших школу работы в малых инновационных и рисковых организациях. Обобщенная структура технопарка представлена на рис. 4. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|