Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 4.6. Структура консолидированного бюджета субъектов РФ




Рис. 4. 6. Структура консолидированного бюджета субъектов РФ

 

Реализация социально-экономической политики предполагает для каждого региона наличие достаточного объема финансовых ресурсов, которые складываются из собственных и регулирующих доходных источников. При этом ст. 48 Бюджетного кодекса предусмотрено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета РФ. Вместе с тем к концу 90-х годов сложилось примерно следующее распределение средств между отдельными звеньями бюджетной системы России (табл. 4. 2. ).

Таким образом, доходы территорий составляют менее 50% консолидированного бюджета России (49% — в 1999 г. ), при этом на долю местных бюджетов приходится около половины территориальных, причем в них довольно высок удельный вес городских бюджетов и очень незначительная доля поселковых и сельских.

Таблица 4. 2.

Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ

Уровни бюджетной системы Удельный вес, %
Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет РФ 47-53
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 53-47
Из них:  
бюджет субъектов РФ (региональные бюджеты) 26-24
местные бюджеты 27-23
В том числе:  
городские бюджеты 17-16
районные бюджеты 8-6
поселковые бюджеты 0, 8-0, 5
сельские бюджеты 1, 2-0, 5

 

В условиях экономической нестабильности и конъюнктурных колебаний на региональные органы власти возлагается задача обеспечения комплексного развития подведомственных им территорий с учетом местных особенностей. Система финансовых планов, разрабатываемых на различных уровнях, нуждается в координации. Это необходимо в связи с тем, что, во-первых, регион должен развиваться по комплексной социально-экономической программе; во-вторых, в условиях нехватки финансовых ресурсов нужно их сосредоточить на перспективных направлениях; в-третьих, соответствующие органы власти должны выявить степень соответствия уровня мобилизации финансовых ресурсов потребностям развития региона. Для решения этих задач составляется сводный финансовый баланс, представляющий собой баланс финансовых ресурсов, сформированных и использованных на определенной территории. При этом составление территориального сводного финансового баланса позволяет: реально определить объемы имеющихся в регионе финансовых ресурсов для финансирования мероприятий по реализации территориальных программ; сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе; в условиях дефицита финансовых ресурсов изыскать внутрирегиональные резервы; осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов региона.

Составление финансовых планов и балансов является эффективным методом решения текущих и среднесрочных задач. Вместе с тем в условиях нестабильности экономики и финансового состояния регионов немаловажное значение имеет финансово-бюджетное прогнозирование, целью которого является разработка оптимального бюджета территорий на основе сложившихся тенденций с учетом конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок.

В практике долгосрочного прогнозирования финансовых показателей может использоваться ряд методов. Так, если динамика отдельных финансовых показателей носит стабильный характер, то возможно использовать метод экстраполяции. В ряде случаев прогноз может строиться на основе корреляционных связей между макро- и микропоказателями, как, например, прибыль и налог на прибыль. Кроме того, довольно широкое распространение находит метод экспертных оценок, хотя он и вносит элемент субъективизма.

Многие финансовые показатели, особенно ряд статей расходной части территориальных бюджетов, зачастую обусловлены демографическими изменениями. Это прежде всего касается затрат на социально-культурные цели, транспорт, ЖКХ и т. д. В связи с этим в процессе составления прогнозов используют экономико-математические модели, в основе которых лежит зависимость между необходимыми объемами бюджетных средств и динамикой численности населения в конкретном регионе. Данный метод демографического прогнозирования может получить еще большее распространение при разработке долгосрочных государственных минимальных социальных стандартов и норм.

Разработка и реализация финансовой стратегии регионов, направленной на достижение бюджетной самостоятельности, невозможны без существенных преобразований налоговой системы в связи с тем, что от нее во многом зависит механизм мотивации агентов рынка, поскольку налоги прямо влияют на финансовое положение хозяйствующих субъектов, их способность к накоплению и инвестированию денежных средств.

Кардинальные изменения, происходящие в сфере экономики, нашли свое отражение и в реформировании налоговой системы. Налоги как инструмент государственной экономической политики в условиях рыночных отношений должны выполнять две функции: фискальную и экономическую. Однако в современных условиях доминирующей является первая. Множественность налогов и их высокий уровень побуждают хозяйствующих субъектов уклоняться от налогов, что снижает их собираемость и вызывает рост недоимок.

«Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» предусматривается проведение налоговой реформы, основной целью которой является обеспечение условий для высоких темпов экономического роста. Программа Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагает снижение в течение ближайших лет налоговой нагрузки на 5-6 процентных пунктов и доведение ее до 30% ВВП по совокупности расходов Правительства РФ, субъектов Федерации, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов. Вместе с тем экономическая ситуация во многих регионах России такова, что требуются более радикальные преобразова ния налоговой системы с целью стимулирующего влияния на производство, усиления накопления капитала, расширения платежеспособного спроса населения, сокращения объемов теневой экономики, для достижения этого необходимо резкое снижение совокупной налоговой нагрузки. Мировой опыт показывает, что при совокупной ставке налогообложения свыше 40-50% у предпринимателей теряются стимулы к ведению бизнеса, и они переходят в теневой сектор или переводят капиталы в другие страны. Вместе с тем снижение совокупной налоговой нагрузки приведет к бюджетным потерям, которые необходимо восполнять, если государство не хочет увеличить долговое бремя, которое на сегодняшний день и так достаточно велико.

На основе анализа и оценки финансового состояния необходимы разработка и реализация финансовой стратегии регионов, направленной на решение следующих задач:

1) создание механизма формирования финансовых ресурсов на основе полного использования экономического потенциала;

2) разработку комплекса мер, направленных на формирование рациональной структуры распределения финансовых ресурсов;

3) проведение целенаправленной работы по эффективному использованию финансовых ресурсов.

Исполнительная власть многих субъектов Федерации должна понимать, что снижение темпов инвестиционной деятельности сказывается на уровне конкурентоспособности региона, и принять определенные меры по улучшению инвестиционного климата путем реализации соответствующих программ, основными направлениями которых являются:

1) инвестирование в приоритетные отрасли хозяйства (создание инженерной и социальной инфраструктуры);

2) финансирование жилищного строительства и социально-культурных объектов;

3) реконструкция и строительство объектов инфраструктуры и туризма;

4) развитие системы связи и транспорта;

5) реализация программ улучшения экологии и природопользования;

6) кредитование (на окупаемой и возвратной основе) инвестиционных проектов, прошедших регионально-экономический анализ и включенных в инвестиционную программу территорий.

При выделении средств из бюджета развития очень важным является соблюдение таких принципов, как высокая экономическая и бюджетная эффективность, долевой характер финансирования; срочность, платность и возвратность средств; конкурсность при размещении средств. Необходимо отметить, что бюджет развития не имеет собственных закрепленных источников финансирования. Определенную долю в объеме инвестиционных ресурсов занимают целевые бюджетные фонды, такие, как территориальный дорожный, жилищно-инвестиционный и др., составляющие в отдельных регионах значительный удельный вес в составе источников финансирования капитальных вложений.

При этом требуется распределить капитальные вложения в условиях бюджетных ограничений, т. е. необходимо составить наиболее оптимальный инвестиционный портфель.

Первый этап решения задачи инвестирования включает анализ инвестиционных проектов.

Для составления оптимального инвестиционного портфеля применяется портфельный подход. При этом используются следующие показатели:

· чистый приведенный доход - Эг;

· рентабельность или индекс доходности - R;

· внутренняя норма доходности - Нп.

Рассмотрим подробнее три показателя.

1. Под чистым приведенным доходом (Эг) понимают разность дисконтированных на один момент показателей дохода и капиталовложений. Если доходы и капитальные вложения представлены в виде потока поступлений, то чистый приведенный доход равен современной величине этого потока.

Рассчитывается он как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и платежей, связанных с реализацией инвестиционного проекта, за весь инвестиционный период:

                            (4. 42. )

CIFt - поступления (входной денежный поток) в момент времени t;

COFt - платежи (выходной денежный поток) в момент времени t;

t - момент времени;

r - норматив выбранный для инвестиционного проекта дисконтирования (пороговое значение рентабельности).

Общая формула чистого приведенного дохода такова:

                              (4. 43. )

И - сумма инвестиций в данный проект;

Ркк - инвестиционный потоки.

Положительное значение Эг свидетельствует о целесообразности принятия инвестиционного проекта, а при сравнении альтернативных проектов более выгодным экономически считается проект с наибольшей величиной экономического эффекта.

В данном методе значение Эг во многом определяется выбранным для расчета нормативом дисконтирования - показателя, используемого для приведения по фактору времени ожидаемых денежных поступлений и платежей. Выбор численного значения этого показателя зависит от следующих факторов:

• цели инвестирования и условия реализаций проекта;

• уровня инфляции в национальной экономике;

• величины инвестиционного риска;

• альтернативных возможностей вложения капитала;

• финансовых соображений и представлений инвестора.

Считается, что для различного класса инвестиций могут выбираться различные значения норматива дисконтирования. В частности, вложения, связанные с поддержанием рыночных позиций предприятия, оцениваются по нормативу 6%, инвестиции в обновление основных фондов - 12, вложения с целью экономии текущих затрат - 15, вложения с целью увеличения доходов предприятия — 20, рисковые капиталовложения — 25%. Отмечается также зависимость ставки процента от степени риска проекта. Для обычных проектов приемлемой нормой является ставка 16%, для новых проектов на стабильном рынке — 20, для проектов, базирующихся на новых технологиях, - 24%.

Хотя в конечном счете выбор значения дисконта, который играет роль порогового (минимального) значения норматива рентабельности капиталовложений, является прерогативой инвестора, в практике проведения инвестиционных расчетов часто в качестве ориентира используют ставку процента государственных ценных бумаг. Считается, что при этой ставке государство гарантирует хозяйственным субъектам возврат инвестируемого капитала без какого-либо риска.

2. Рентабельность (R) представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инвестиционным расходам. Иногда этот показатель называют индексом доходности. Если инвестиции осуществлены разовой выплатой, то рентабельность определяется так:

,                     (4. 44)

Таким образом, в формуле для расчета рентабельности сравниваются две части приведенного дохода — доходная и инвестиционная.

Показатель рентабельности инвестиции характеризует некоторую дополнительную рентабельность, так как при его расчете доходы уже дисконтированы по ставке r.

Если показатель равен единице, то это означает, что доходность капиталовложений соответствует нормативу рентабельности r. При R > 1 инвестиции нерентабельны, так как не обеспечивается этот норматив.

3. Под внутренней нормой рентабельности (Нп) понимают ту расчетную ставку процентов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает сумму, равную инвестициям, следовательно, капиталовложение является окупаемой операцией.

Таким образом, внутренняя норма доходности - это ставка дисконта, которая уравновешивает сумму дисконтированных выгод с суммой дисконтированных затрат. Иначе говоря, при ставке дисконта, равной Нп, чистый приведенный доход равен нулю.

Этот показатель, часто применяющийся в финансовом и экономическом анализе в качестве основного критерия, дает инвесторам возможность сравнить прибыльность проекта (внутреннюю норму доходности) с альтернативной стоимостью капитала для данного проекта. При этом проект считается эффективным, если внутренняя норма рентабельности больше ставки дисконта.

На практике расчет Нп часто применяют в качестве первого шага качественного анализа капитальных вложений. Для дальнейшего анализа отбирают те инвестиционные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15 -20%.

Внутренняя норма доходности может быть получена из уравнения Эг = 0, которое можно записать в виде:

,                             (4. 45. )

Для значения коэффициента дисконтирования, когда r1 < r2 так чтобы в интервале (r1 r2) функция Эг=f(R) меняла свое значение с «+» на «-» или с «-»на «+». Внутреннюю норму доходности можно рассчитать по формуле:

,                      (4. 46. )

Второй этап решения задачи инвестирования включает составление оптимального инвестиционного портфеля.

Приоритетность проектов по разным критериям разная, например, в качестве основного критерия можно выбрать внутреннюю норму доходности, и далее необходимо рассматривать предприятия, занявшие по этому показателю первые места, они и войдут в оптимальный инвестиционный портфель.

Третий этап решения включает анализ полученных результатов.

Современное состояние экономики России характеризуется довольно активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь путем усиления государственного регулирования экономических процессов. Вместе с тем такое вмешательство должно определяться уровнем эффективности в зависимости от достижения конкретных результатов. Определение количественной и качественной составляющих данных результатов должно быть основано на системе планирования и прогнозирования. Особое место в системе социально-экономического планирования занимает финансовое планирование, объектом которого являются фонды денежных средств, а основной задачей — обеспечение сбалансированности между наличием финансовых ресурсов у органов представительной власти регионов и объемом возложенных на них функций и задач. При этом особую сложность представляет разработка достаточно точных долговременных финансовых прогнозов на уровне отдельных регионов. Вместе с тем с помощью перспективного финансового планирования и прогнозирования обеспечивается координация экономического и социального развития отдельных территорий и проводимой региональными органами финансовой политики; прогнозируются объемы финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения реализации планируемых мероприятий; определяются финансовые последствия осуществления разрабатываемых программ; выявляется фискальный потенциал на определенную перспективу и т. д.

Финансовые планы, как правило, составляются на период от 3 до 5 лет, но укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируются в соответствии с уточненными прогнозами социально-экономического развития региона. Более долгосрочные финансовые прогнозы сопряжены с риском значительных отклонений в абсолютных значениях, но могут быть полезны с точки зрения структурных оптимизаций.

Необходимо отметить, что каждый регион разрабатывает свою стратегию с учетом местных особенностей, но направленную и учитывающую общие тенденции развития Российской Федерации. В связи с этим каждое направление стратегии в свою очередь будет представлять совокупность глобальных целей стратегического характера, а также меры и механизмы их реализации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...