Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.6. Стратегическое планирование регионального развития




4. 6. Стратегическое планирование регионального развития

Стратегическое планирование — это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития (рис. 4. 7. ).

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления.

 


Рис. 4. 7. Разделы стратегического планирования

С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

- инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность всех сфер и отраслей региона;

- производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт;

- агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;

- социальная сфера, всостав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

- финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;

- управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе.

В состав каждой сферы входят 4-8 подсистем региона, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т. п. ) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т. п. ).

Управление отраслями экономики на разных уровнях (регион, город) составляет прерогативу функционального управления регионом. Взаимосвязь подсистем показана на рис. 4. 8. Она позволяет научно обосновать состав макроподсистем региона на основе теории организации и спроектировать новую систему управления. Она может служить основой для системного анализа региона в зависимости от масштаба управления, производственного потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры.

Основой регионального планирования служит обоснованное формирование целей и критериев.

Формирование целей и критериев управления. Стратегия развития региона должна базироваться на теории программно-целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения — количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона.


Рис. 4. 8. Взаимосвязь макроподсистем региона

Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.

Критерий достижения цели — количественный показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

Классификация целей — сложная задача, поскольку имеет качественную форму измерения. Практическое значение имеет декомпозиция целей управления регионом по уровням управления. В качестве глобальной цели первого уровня можно принять такую цель, как полное материальное благосостояние и всестороннее развитие личности населения региона. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей второго уровня в зависимости от сфер деятельности (макроподсистем).

1. Градостроительная цель. Комплексное развитие инфраструктуры региона на основе рационального использования потенциала территории: природных ресурсов, современной архитектуры, строительства, коммуникаций, коммунального хозяйства и соблюдения экологических стандартов

2. Производственная цель. Всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства в продукции предприятий с высоким качеством при сбалансированных затратах и соблюдении заданных пропорций в развитии отраслей материального производства.

3. Агропромышленная цель. Всемерное удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах высокого качества по доступной цене и обеспечение пропорций развития отраслей АПК региона.

4. Социальная цель. Обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, забота об уровне жизни, условиях труда и семье, внедрение принципов социальной справедливости и демократизации общества.

5. Экономическая цель. Соблюдение пропорций планомерного развития региона на основе максимизации доходов бюджета, роста чистой прибыли предприятий, эффективного использования муниципального имущества, притока инвестиций, развития рыночных институтов и малого предпринимательства в регионе.

6. Управленческая цель. Развитие общественного самоуправления, соблюдение законности и правопорядка, эффективное взаимодействие всех ветвей государственной власти в условиях демократизации общества.

Планирование целей целесообразно осуществлять во всех временных горизонтах (25 лет, 10 лет, 5 лет, 1 год) с использованием трех основных методов планирования: директивное, («сверху»), индивидуальное («снизу»), комбинированное («сверху вниз»).

Классификация целей позволяет выделить группообразующие факторы и определить глобальные цели для региона и дифференцировать их но подсистемам региона и социальным группам.

Выявление и ранжирование проблем социально-экономического развития является сложной научной задачей, которая должна решаться в проекте методом системного анализа. На первом этане определяется перечень глобальных проблем, разбитых по шести макроподсистемам региона, внутри которых выделены локальные проблемы (комплексы задач). На втором этапе проводится экспертная оценка глобальных проблем (подсистем) и локальных проблем (комплексов задач) региона с привлечением высококвалифицированных экспертов: руководителей департаментов администрации; депутатов законодательных органов, руководителей муниципальных предприятий и организаций; крупных ученых-консультантов.

Исходными данными для исследования целей являются: социально-экономическое положение региона; общая схема декомпозиции целей развития; схема классификации стратегических целей развития региона; схема взаимосвязи макроподсистем региона; классификация целей организации; схема декомпозиции целей человека; схемы классификации критериев эффективности по макроподсистемам.

Концептуальной основой выявления и ранжирования проблем социально-экономического развития могут быть следующие этапы исследования:

1. В результате диагностического анализа показателей региона формируется перечень глобальных проблем социально-экономического развития.

2. По каждой глобальной проблеме разрабатывается анкета, включающая перечень локальных проблем развития, ранжирование которых позволяет выделить приоритеты социально-экономического развития.

3. Подготавливается экономико-статистический материал, раскрывающий динамику показателей региона.

4. Формируется группа квалифицированных экспертов, способная провести ранжирование глобальных и локальных проблем развития региона. В нее включаются руководители департаментов региона, крупных предприятий и организаций и ученые-консультанты, ответственные за разделы проекта.

5. Экспертная группа анализирует показатели региона и методом экспертных оценок проводит ранжирование социально-экономических проблем региона.

6. Методом ранговой корреляции проводится обработка экспертных оценок и даются ранги важности и средние баллы глобальных проблем.

7. Результаты ранжирования проблем используются для проведения «Аукциона стратегических идей управления», позволяющего сформулировать альтернативные идеи и определить пути решения глобальных и локальных проблем развития региона.

Для решения проблем развития региона разрабатывается «банк идей управления», предусматривающий набор альтернативных решений с освещением опыта их применения и экономического обоснования эффективности предлагаемых мер. «Банк идей» разрабатывается но шести крупным макроподсистемам региона, а внутри них — по подсистемам (отраслям народного хозяйства) и локальным проблемам.

Путем компьютерной выборки идей из «банка данных» можно подобрать перечень альтернативных решений и провести их экономическое обоснование на предмет последующего использования в разработке стратегии.

Анализ внешней и внутренней среды региона. Научное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и по литического анализа (от сокр. англ. STEP). Процесс стратегического планирования — это процесс формирования мыслей и целей, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы системы в будущем. Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы: каково настоящее положение региона и ситуация, в которой он находится? В каком положении руководство региона хочет видеть его в будущем? Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? Что и как нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? Как следует управлять реализацией стратегии?

Ответы на данные вопросы в первую очередь лежат в анализе основных факторов макросреды (STEP-анализ) и значимых факторов внутренней среды (SWOT-анализ).

STEP-анализ проводится путем анализа мнений участников «мозгового штурма» в ходе деловой игры с последующим обобщением полученных результатов и ранжирования факторов. Анализ результатов осуществляется в два этапа: определение мнения команды (8-10 человек); определение мнения всех участников деловой игры «Стратегия».

Результаты STEP-анализа являются основой для разработки конкурентных преимуществ региона и раздела «Маркетинг региона».

Исходными данными для STEP-анализа являются: стратегические цели и критерии; социально-экономическое положение региона; анкета «Ранжирование глобальных проблем региона»; анкета «Ранжирование локальных проблем макроподсистемы»; анкета «STEP-анализ»; бланк данных «Проблемы — идеи — опыт»; бланк «Аргументация стратегических идей»; расчет экономической эффективности стратегических идей.

Анализ внешней среды включает предварительный отбор социальных, технологических, экономических и политических факторов. Ученые-консультанты формируют предполагаемые сценарии (варианты) развития региона на ближайшие 5-10 лет. Перечень факторов и сценариев развития региона предлагается руководству города для экспертизы в форме деловой игры «STEP-анализ». Анализ результатов работы команд осуществляется в два этапа, на которых соответственно определяются мнения всех участников и мнения команд. При этом определяется состав основных значимых факторов макросреды и статистические характеристики результатов их ранжирования (оценки математического ожидания и среднеквадратического отклонения рангов).

На втором этапе методом «мозгового штурма» анализируются сценарии развития региона в зависимости от влияния внешней среды.

В целом прогноз представляется достаточно реалистичным. Однако кризисное состояние, в котором в настоящий момент оказалась Россия, не оставляет иной возможности, как выход из кризиса. В настоящее время существуют только две возможности: либо распад регионов на «удельные княжества», который последует вне зависимости от того, будет ли власть слабой или будет введено государственное регулирование экономики со всеми вытекающими последствиями, либо сохранение целостности регионов и городов, обусловленное подъемом экономики. В связи с этим приведенные сценарии представляются реалистичными, а это позволяет предположить, что социально-политическая обстановка в стране в период 2005-2010 гг. будет развиваться в рамках государственного регулирования, сочетающего­ся с развитием рыночной экономики. Именно данное обстоятельство следует учитывать как определяющее при выборе стратегии развития региона на ближайшее десятилетие.

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития региона (SWOT-анализ) базируется па экспертных оценках и ранжировании факторов внутренней среды региона. Сводные результаты проведенных в период с 1998 по 2002 г. исследований внутренней среды на примере двух областей (Нижегородской и Кировской) с привлечением 120 респондентов показаны в табл. 4. 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...