Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4.3.. Модель анализа внутренней среды региона




Таблица 4. 3.

Сильные стороны Возможности
Благоприятное географическое и геополитическое положение Рост конкурентоспособности отечественных производителей
Наличие высокотехнологичных предприятий, имеющих возможность конкурировать в своих отраслях Рост объемов производства за счет внедрения инновационных технологий, реструктуризации и диверсификации существующих производств
Большое количество свободных промышленных площадок Оптимизация регионального бюджета по доходам и расходам по критерию качества жизни

Модель анализа внутренней среды региона

Основные этапы SWOT-анализа: выделение сильных сторон; выделение слабых сторон; анализ стратегических возможностей; выделение рыночных угроз; поиск положительной синергии «сильные стороны — возможности»; устранение отрицательной синергии «слабые стороны — угрозы»; поиск баланса: «сильные стороны → слабые стороны → возможности → угрозы»; анализ сильных и слабых сторон конкурентов и влияния внешней среды; разработка конкурентных преимуществ региона.

В ходе деловой игры участникам команд предлагаются варианты для обсуждения и организуется «мозговой штурм». Ранжирование сильных и слабых сторон, возможностей и угроз осуществляется методом экспертных оценок участников команды. Основная задача заключается в правильном отборе факторов устранения отрицательной синергии и поиске баланса в развитии макроподсистем региона.

Стратегические варианты развития региона. Факторы, влияющие на выбор стратегии региона, могут быть разделены на четыре группы:

1. Внешние факторы, вытекающие из социально-экономического положения страны, федерального округа (7 округов России), крупного экономического района (в России известно 11 экономических районов) и конкретного региона (88 регионов — республика, край, область). Эти факторы выявляются в результате STEP-анализа и определяют степень внешнего воздействия на экономическое и социальное состояние региона.

2. Стадии жизненного цикла региона, а именно: новые зарождающиеся регионы, например в зоне нефте- и газоразработок; быстрорастущие регионы, динамика развития которых определяется бюджетообразующим предприятием, например ГАЗ в 40-х и 90-х годах XX в. в Нижегородской области; регионы в стадии зрелости, именно к ним относится большая часть регионов России; регионы в стадии стагнации, к ним относятся удаленные от центра слабые сельскохозяйственные регионы с небольшой численностью населения («глубинка»), регионы, ориентированные на угледобычу и ВПК.

3. Конкурентная позиция региона России. Предложена новая классификация для позиционирования регионов но конкурентным возможностям: регион — лидер в России по всем основным показателям («лев»); регион, находящийся на вторых ролях в России («тигр»); регион, быстроразвивающийся, но пока находящийся на третьих ролях («пантера»); регионы слабые и бесперспективные, живущие на дотациях («крот»). Такая классификация позволяет достаточно четко позиционировать регион по ведущим отраслям экономики.

4. Варианты будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (STEP-анализ) и внутренней среды региона (SWOT-анализ). В стратегическом менеджменте предпочтительно рассматривать три главных варианта (альтернативы) развития:

- пессимистический, когда происходит ухудшение социально-экономического положения и качества жизни населения;

- реалистический, строящийся на основе стабилизации социально-экономического положения и качества жизни населения;

- оптимистический, когда наблюдается улучшение социально-экономического положения и качества жизни населения.

При разработке этих вариантов за основу принимаются сложившееся за ряд последних лет положение региона и экономическая тенденция по результатам STEP- и SWOT- анализов.

В стратегическом менеджменте известно более 20 типовых стратегий, применяемых в зависимости от состояния национальной экономики, стадии жизненного цикла товара, конкурентной позиции и вариантов развития. В результате выполненного нами исследования для стратегии развития региона отобраны 15 типовых стратегий, которые могут использоваться для региона в целом, крупных макроподсистем и отраслей экономики. Типовые стратегии разбиты по трем вариантам развития региона.

1. Пессимистический, когда имеет место сложное экономическое состояние региона, наличие ресурсов и доходы бюджета не позволяют вести расширенное производство и главная цель заключается в недопущении спада и стагнации отраслей экономики. В этом варианте целесообразно применять стратегии «тушения пожара», «отступления», «партизанской войны», «сокращения» и «ликвидации».

2. Реалистичный вариант наиболее целесообразен для положения, когда регион находится в стадии зрелости, на вторых или третьих ролях в России («пантера») и, несмотря на кризисное состояние экономики, удерживает свои позиции на достигнутом уровне, обеспечивая необходимый уровень жизни населения. Для этого следует применять стратегии «фокусирования», «дифференциации», «сбор урожая», «ответный удар», «оборона и укрепление».

3. Оптимистический, когда доходы бюджета и наличные ресурсы, твердое социально-экономическое положение региона и высокий уровень жизни населения позволяют осуществлять расширенное воспроизводство и проводить агрессивную маркетинговую политику, сохранять лидирующее положение в отдельных отраслях экономики.

Предложенные стратегии развития крупных макронодсистем региона необходимы для принятия альтернативных управленческих решений по выводу из кризиса отдельных отраслей народного хозяйства в зависимости от состояния внешней среды и наличных ресурсов. Стратегии нужны для разработки целевых комплексных программ развития экономики, прежде всего в тех направлениях, где регион имеет конкурентное преимущество в России. Возможные стратегии, по вариантам развития показаны на рис. 4. 9.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...