Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 4.12. Алгоритм формализации формирования программы экономического и социального развития региона




 

Результатом годового планирования является комплексный годовой план с разбивкой по кварталам и макроподсистемам: региональное хозяйство, сфера материального производства, агропромышленный комплекс, социальная сфера, финансово-экономическая сфера, управленческая сфера.

Годовой план разрабатывается администрацией (правительством) региона и утверждается законодательным органом власти до начала планового года.

Мониторинг реализации стратегического плана предусматривает непрерывное наблюдение за состоянием внедрения намеченных мероприятий и постоянный анализ причин их невыполнения.

Задачами мониторинга являются:

• обоснование и поддержка наиболее эффективных инвестиционных проектов;

• формирование благоприятных экономических и социальных условий развития организации;

• своевременное принятие обоснованных решений по корректировке стратегии;

• контроль за реализацией стратегии в установленный срок и в полном объеме.

Мониторинг базируется на принципах:

· комплексности, для обеспечения комплексного решения проблем на основе разработанных целевых комплексных программ;

· регламентации, для выполнения мониторинга по определенной технологии;

· своевременности, когда решение принимается точно в срок;

· рационального ограничения ресурсов управления;

· оптимальности, дающей возможность решать проблемы по реализации стратегии с максимальной эффективностью;

· «фильтрации» информации, когда полезная информация поступает тому руководителю, от которого зависит решение возникающих проблем.

Методика проведения мониторинга. Основой мониторинга является проведение оперативного ежемесячного контроля с анализом ситуаций и заслушиванием докладов ответственных исполнителей. Этим обеспечивается результативность и системность работ по реализации стратегии, и создаются условия для эффективного влияния на ход реализации стратегии. Результаты мониторинга формируются с помощью компьютерной системы слежения и могут представляться в табличной форме для высшего руководства региона и широкой общественности.

Оценка эффективности стратегииявляется важнейшим заключительным этапом управления. В настоящее время существует целый ряд научных подходов к оценке реализации стратегии по показателям уровня жизни, индекса развития человеческого потенциала и качества жизни населения региона. Существует ряд методов оценки реализации стратегии, сложившихся в практике регионального управления. Так, известны оценки с помощью различных рейтингов регионов, результатов выборов губернаторов, инвестиционной привлекательности, объема ВВП на душу населения и др.

 


[1] Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.

[2] Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (Методология, политика, экономика, право). — Ростов н/Д: Издательский центр " МарТ", 1998.

[3] Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.

 

[4] Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (Методология, политика, экономика, право). — Ростов н/Д: Издательский центр " МарТ", 1998.

 

[5] Соответствующие представления излагаются, в частности, в концепции Ж. -Р. Будвиля, согласно которой развитие производства не происходит равномерно во всех отраслях хозяйства - всегда можно выделить динамичные, так называемые " пропульсивные" отрасли. Они являются стимулом развития всей экономики и представляют собой " полюса развития". Благодаря процессу концентрации производства пропульсивные отрасли сосредоточиваются в определённой точке (регионе) - " центре (полюсе) роста". Основываясь на теории центральных мест В. Кристаллера, Ж. -Р. Будвиль предложил их классификацию, выделяя: мелкие и средние " классические" города, специализирующиеся на отраслях третичного сектора и обслуживающие прилегающую сельскую местность; промышленные города среднего размера с диверсифицированной структурой хозяйства, развивающегося за счёт внешних влияний; крупные городские агломерации с развитой структурой хозяйства, включающей пропульсивные отрасли, что обуславливает автономность роста; полюсы интеграции, охватывающие несколько городских систем и определяющие всю эволюцию пространственных структур.

[6]Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей (физических и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы.

[7] Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории, тем самым определяют границы регионального товарного рынка.

[8] Под сезонными колебаниями понимается более или менее устойчивые внутригодовые колебания уровней развития социально-экономических явлений, Проявляются они с различной интенсивностью во всех сферах жизни общества: производстве, обращении и потреблении.

[9] Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало.

[10] Суть приведенной формулы в следующем: о воздействии крупнейшей) фирмы на рынок можно говорить тогда, когда объем ее продаж составляет, по крайней мере 20% совокупного выпуска. При К=1 между долями существует линейная зависимость: 1/30 фирм выпускает 30%, а 1/10 - 50% совокупного объема реализованной продукции. При К> 1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при К< 1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика. Но у этого показателя, по нашему мнению, есть большой и главный недостаток: b - это число крупнейших предприятий, но какие предприятия отнести к крупным, а какие к крупнейшим? Каждый исследователь решает этот вопрос по своему, а это может привести к грубейшим искажениям результатов.

[11] В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

I тип - высоко концентрированные рынки:

при 70% < CR-3 < 100%, 2000 < ННI< 10000;

при 80%. < CR-4 < 100%, 1800 < HHI < 10000;

II тип - умеренно концентрированные рынки:

при 45% < CR-3 < 70%, 1000 < НHI< 2000;

при 45% < CR-4 < 80%, 1000 < НHI < 1800;

III тип - низко концентрированные (неконцентрированные) рынки:

при CR-3 < 45%, HHI < 1000;

при CR-4 < 45%, ННI1000.

[12]Следует обратить внимание, что в условиях неразвитости малого предпринимательства в России, а также несовершенной статистической базы, но субъектам малого предпринимательства коэффициент Герфиндаля-Гиршмана может давать отчасти искаженную картину (если неточная информация 1 возводится в квадрат, ошибка удваивается).

В зарубежной практике коэффициенты концентрации и особенно Герфиндаля-Гиршмана применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.

[13] В мировой практике используются и другие коэффициенты, характеризующие монопольную власть на рынке, например: индекс Бейна, индекс Лернера и индекс Тобина, Однако для региональных исследований подсчет этих показателей сопряжен с рядом трудностей - практически невозможно получить достоверные значения, что влечет за собой искаженные результаты.

[14] Зангеева С. Б. Филин С. А. Технопарки и техноэкополисы как основа национальной инновационной системы // Инновации, 2004 - №6.

[15] Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[16] Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...