Понятие и принципы миростроительства в системе миротворчества.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Введение В современном мире затяжные этнополитические (этнонациональные и этнорелигиозные) конфликты имеют нелинейную динамику, отличаются чередованием мирных соглашений и вооружённой борьбы повышенной интенсивности в неизменной структурной ситуации. Сегодня они превратились в доминирующую форму насилия более кровавую, чем межгосударственные войны. Во второй половине 20- начале 21 вв. эти конфликты в странах Африки, Азии, Ближнего Востока, бывшей Югославии, на постсоветском пространстве привели к гибели миллионов людей, десяткам миллионов беженцев и огромным материальным потерям. Местные затяжные конфликты создают угрозу международному миру и безопасности, вызывают гуманитарные кризисы и побуждают мировое сообщество вмешиваться в дела государства. Нестабильность мирных соглашений, достигаемых во многих случаях с помощью международных посредников, вызывает необходимость осмысления гарантий безопасности участников миростроительного процесса. Предлагаемое учебное пособие посвящено новой отрасли конфликтологического знания – спойлерному конфликтному управлению, противодействующему спойлерам, сторонникам конфронтации и продолжения гражданской войны в условиях достигнутых мирных соглашений. Цель учебного пособия – ознакомить студентов и широкий круг читателей с объяснительными моделями безопасности миростроительства и конфликтным управлением, типологиями спойлеров, их диагностикой и стратегиями, позволяющими вовлечь вчерашних противников и их внешних покровителей в мирную жизнь. Кроме того, в пособии излагается дискуссия о критериях эффективности спойлерного конфликтного управления и предлагается анализ опыта противодействия спойлерству в миротворческих миссиях ООН.
Глава 1. Миростроительство в системе миротворчества. Понятие и принципы миростроительства в системе миротворчества. В конфликтологии понятие конфликтного управления обозначает воздействие на конфликтную динамику в целях окончания социального конфликта. Субъектами конфликтного управления могут быть участники конфликта, а также третья сторона. Миростроительство - вид миротворческой деятельности как особого типа конфликтного управления. Понятие миротворчества применяется в обыденном и специальном смыслах. В обыденном смысле слово «миротворчество» - собирательное понятие. В русском повседневном языке оно обозначает активность людей, создающих мирные отношения и в обычной жизни, и в условиях, отличающихся повышенным уровнем напряженности в отношениях между его участниками. Миротворцы содействуют прекращению чужого конфликта. Они руководствуются добрыми намерениями и воспринимают свою деятельность как правое дело[1]. Аналогичное широкое значение имеет английское слово peacemaking (миротворчество): «процесс, нацеленный на политическое прекращение конфликта de facto на уровне легитимной власти или лидеров. Миротворчество, как правило, ориентировано на достижение взаимоприемлемого мирного решения спора. Однако оно может также преследовать цель изменения отношений главных соперников. Термином «миротворчество»обозначается также совокупность стратегий, нацеленных на мирное урегулированиеиразрешение конфликта, вмешательство (посредствомпереговоровилипосредничества ) актороввысшего уровня после начала открытого конфликта, направленное на достижение соглашения об окончании вооруженного конфликта».[2] В узком конфликтологическом смысле термин «миротворчество» (peace-making) обозначает систему международного конфликтного управления. В «Энциклопедии Мира» А.С. Капто предлагает узкое, т.е. специализированное, определение, соответствующее терминологии, применяемой в ООН: «Миротворчество - целенаправленная деятельность субъектов международных отношений (ООН, региональных межгосударственных структур, отдельных государств, гуманитарных организаций), направленная на поддержание или восстановление международного мира и безопасности».[3] В этом специальном смысле к миротворцам относятся органы и лица, 1) являющиеся субъектами международного права, 2) соблюдающие в миротворческой деятельности нормы международного права и Устава ООН и 3) не являющиеся участниками межгосударственных и внутри государственных конфликтов, выступающих объектом управления. В узком смысле термин «миротворчество» не применим к правительственному управлению конфликтом на территории своего государства. Не является миротворчеством деятельность правительства по поддержанию и восстановлению правопорядка в своем государстве и защите его территориальной целостности.[4] Вместе с миротворцами, в осуществлении миротворческих стратегий могут участвовать местные правительства и неправительственные организации, а так же конфликтные стороны, поддерживающие мирные договоренности. В этом случае миротворчество выступает механизмом конфликтного управления.
Различные формы миротворчества характеризуются понятиями миротворческой операции, миротворческой стратегии и миротворческой миссии. Миротворческая операция – регулируемая международным политическим мандатом ООН или региональных объединений организованная деятельность субъектов международного права по управлению международным и внутригосударственным конфликтами. Миротворческие операции могут включать политико-дипломатические, правовые, военные, гуманитарные и иные средства, применяемые по отдельности или в совокупности. Можно миротворчество понимать формой политики, разновидностью скоординированной политики государств и международных организаций в управлении конфликтом. В таком контексте речь идет о миротворческой стратегии, т.е. применении в миротворческой операции скоординированной программы действия строго ограниченного (международно-правовым образом) круга субъектов. Миротворческая стратегия включает цели, принципы, правила, ресурсы, планируемый период осуществления и критерий эффективности. Наконец, понятие миротворческой миссии подчеркивает наделение мировым сообществом правами и обязанностями субъекта миротворческой операции. О миротворческой миссии речь идет, когда акцентируется осуществление операции согласно Уставу ООН, от имени ООН, по мандату СБ ООН или по мандату региональных организаций, в чьи функции входит поддержание международного мира и безопасности.
Если миротворчество понимается в узком смысле, то тогда понятие миростроительства (peace-building) означает миротворческую деятельность по реализации мирных соглашений или/и программы восстановления мирных отношений в постнасильственной фазе социального конфликта. А.С. Капто предлагает определять миростроительство миротворческой деятельностью в «постконфликтных ситуациях».[5] Данное определение, верное для социальных конфликтов с линейной динамикой, не применимо к затяжным социальным конфликтам (включая этнополитические, этноконфессиональные) с нелинейной динамикой, для которых характерно чередование мирных соглашений и вооружённой борьбы в неизменной структурной ситуации. Целью миростроительства является обеспечение устойчивого и длительного мира участников затяжного конфликта. Первый базовый принцип миростроительства заключается в контролируемой миротворцами деятельности по безусловному выполнению условий мирных соглашений (или миростроительной программы в случае односторонней победы в конфликте), а именно, демилитаризация экс-комбатантов, восстановление правоохранительных органов и инфраструктуры мирной жизни, политической и экономической систем, отношений доверия и кооперации в обществе. Второй базовый миростроительный принцип состоит в отрицании насилия как средства решения межгрупповых споров. Данный принцип, по мнению А. Р. Аклаева, утверждает «позитивный мир», в котором (в отличие от «негативного мира», временного отсутствия вооружённой борьбы) возникающие межгрупповые споры решаются посредством двух- и трехсторонних переговоров, а также в арбитраже или суде.[6] Наконец, третий базовый принцип миростроительства заключается в обеспечении безопасности участников миростроительного процесса. В постпереговорной ситуации часть политических сил и лидеров, опасающаяся утраты власти и влияния, не включается в миростроительный процесс и препятствуют ему. Формы неприятия мирных соглашений – драматично разнообразны. Они варьируются от требования пересмотра соглашений, их саботирования до обращения к экстремизму, социальным беспорядкам, заговору с целью свержения правительства, терроризму и возобновлению партизанской и гражданской войны. Возникает необходимость в нормативно-властном контроле выполнения условий мирных соглашений и в обеспечении безопасности сторонников восстановления мирных отношений.
Следовательно, миростроительство – вид миротворческой деятельности в постнасильственной фазе внутригосударственных и межгосударственных конфликтов с целью обеспечения устойчивых и долгосрочных мирных отношений его участников посредством безусловного выполнения условий мирных соглашений, отрицания насилия в возникающих межгрупповых спорах и нормативно-властного контроля, противодействующего экстремизму противников мирных соглашений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|