Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и принципы миростроительства в  системе миротворчества.




Введение

  В современном мире затяжные этнополитические (этнонациональные и этнорелигиозные) конфликты имеют нелинейную динамику, отличаются чередованием мирных соглашений и вооружённой борьбы повышенной интенсивности в неизменной структурной ситуации. Сегодня они превратились в доминирующую форму насилия более кровавую, чем межгосударственные войны. Во второй половине 20- начале 21 вв. эти конфликты в странах Африки, Азии, Ближнего Востока, бывшей Югославии, на постсоветском пространстве привели к гибели миллионов людей, десяткам миллионов беженцев и огромным материальным потерям. Местные затяжные конфликты создают угрозу международному миру и безопасности, вызывают гуманитарные кризисы и побуждают мировое сообщество вмешиваться в дела государства. Нестабильность мирных соглашений, достигаемых во многих случаях с помощью международных посредников, вызывает необходимость осмысления гарантий безопасности участников миростроительного процесса.

  Предлагаемое учебное пособие посвящено новой отрасли конфликтологического знания – спойлерному конфликтному управлению, противодействующему спойлерам, сторонникам конфронтации и продолжения гражданской войны в условиях достигнутых мирных соглашений. Цель учебного пособия – ознакомить студентов и широкий круг читателей с объяснительными моделями безопасности миростроительства и конфликтным управлением, типологиями спойлеров, их диагностикой и стратегиями, позволяющими вовлечь вчерашних противников и их внешних покровителей в мирную жизнь. Кроме того, в пособии излагается дискуссия о критериях эффективности спойлерного конфликтного управления и предлагается анализ опыта противодействия спойлерству в миротворческих миссиях ООН.

Глава 1. Миростроительство в системе миротворчества.

Понятие и принципы миростроительства в  системе миротворчества.

В конфликтологии понятие конфликтного управления обозначает воздействие на конфликтную динамику в целях окончания социального  конфликта. Субъектами конфликтного управления могут быть участники конфликта, а также третья сторона. Миростроительство - вид миротворческой деятельности как особого типа конфликтного управления. Понятие миротворчества применяется в обыденном и специальном смыслах. В обыденном смысле слово «миротворчество» - собирательное понятие. В русском повседневном языке оно обозначает активность людей, создающих мирные отношения и в обычной жизни, и в условиях, отличающихся повышенным уровнем напряженности в отношениях между его участниками. Миротворцы содействуют прекращению чужого конфликта. Они руководствуются добрыми намерениями и воспринимают свою деятельность как правое дело[1]. Аналогичное широкое значение имеет английское слово peacemaking (миротворчество): «процесс, нацелен­ный на политическое пре­кращение конфликта de facto на уровне легитим­ной власти или лиде­ров. Миротворче­ство, как правило, ориентировано на достижение взаи­моприемлемого мир­ного решения спора. Однако оно может также пре­следовать цель изменения отношений главных соперников. Тер­мином «ми­ротворчество»обозначается также совокупность стратегий, наце­ленных на мирное урегулированиеиразреше­ние конфликта, вмешательство (по­средствомпереговоровилипосред­ничества ) актороввысшего уровня после начала открытого конфликта, на­правленное на достижение соглашения об окончании вооруженного кон­фликта».[2]

В узком конфликтологическом  смысле термин «миротворчество» (peace-making) обозначает систему международного конфликтного управления. В «Энциклопедии Мира» А.С. Капто предлагает узкое, т.е. специализированное, определение, соответствующее терминологии, применяемой в ООН: «Миротворчество - целенаправленная деятельность субъектов международных отношений (ООН, региональных межгосударственных структур, отдельных государств,  гуманитарных организаций), направленная на поддержание или восстановление международного мира и безопасности».[3] В этом специальном смысле к миротворцам относятся органы и лица, 1) являющиеся субъектами международного права, 2) соблюдающие в миротворческой деятельности нормы международного права и Устава ООН и 3) не являющиеся участниками межгосударственных и внутри государственных конфликтов, выступающих объектом управления. В узком смысле термин «миротворчество» не применим к правительственному управлению конфликтом на территории своего государства. Не является миротворчеством деятельность правительства по поддержанию и восстановлению правопорядка в своем государстве и защите его территориальной целостности.[4] Вместе с миротворцами, в  осуществлении миротворческих стратегий могут участвовать местные правительства и неправительственные организации, а так же  конфликтные стороны, поддерживающие мирные договоренности. В этом случае миротворчество выступает механизмом конфликтного управления.

Различные  формы миротворчества характеризуются понятиями миротворческой операции, миротворческой стратегии и миротворческой миссии.  Миротворческая операция – регулируемая международным политическим мандатом ООН или региональных объединений организованная деятельность субъектов международного права по управлению международным и внутригосударственным конфликтами. Миротворческие операции могут включать политико-дипломатические, правовые, военные, гуманитарные и иные средства, применяемые по отдельности или в совокупности. Можно  миротворчество понимать формой политики, разновидностью скоординированной политики государств и международных организаций в управлении конфликтом. В таком контексте речь идет о миротворческой стратегии, т.е.   применении в миротворческой операции  скоординированной программы действия строго ограниченного (международно-правовым образом) круга субъектов. Миротворческая стратегия включает цели,  принципы,  правила, ресурсы, планируемый период осуществления и критерий эффективности. Наконец, понятие миротворческой миссии подчеркивает наделение мировым сообществом правами и обязанностями субъекта миротворческой операции. О миротворческой миссии речь идет,  когда акцентируется осуществление операции согласно Уставу ООН, от имени ООН, по мандату СБ ООН  или по мандату региональных организаций, в чьи функции входит поддержание международного мира и безопасности.

Если миротворчество понимается в узком смысле, то тогда понятие миростроительства (peace-building) означает миротворческую деятельность по реализации мирных соглашений или/и программы восстановления мирных отношений в постнасильственной фазе социального  конфликта. А.С. Капто предлагает определять миростроительство миротворческой деятельностью в  «постконфликтных ситуациях».[5] Данное определение, верное для социальных конфликтов с линейной динамикой, не применимо к затяжным социальным конфликтам (включая этнополитические, этноконфессиональные) с нелинейной динамикой, для которых характерно чередование мирных соглашений и вооружённой борьбы в неизменной структурной ситуации. Целью миростроительства является обеспечение устойчивого и длительного мира участников затяжного конфликта. Первый базовый принцип миростроительства заключается в контролируемой миротворцами деятельности по безусловному выполнению условий мирных соглашений (или  миростроительной программы в случае односторонней победы в конфликте),  а именно, демилитаризация экс-комбатантов, восстановление правоохранительных органов и инфраструктуры мирной жизни, политической и экономической систем, отношений доверия и кооперации в обществе. Второй базовый миростроительный принцип состоит в отрицании насилия как средства решения межгрупповых споров. Данный принцип, по мнению А. Р. Аклаева, утверждает «позитивный мир», в котором (в отличие от «негативного мира», временного отсутствия вооружённой борьбы) возникающие межгрупповые   споры решаются посредством двух- и трехсторонних переговоров, а также в арбитраже или суде.[6] Наконец, третий базовый принцип миростроительства заключается в обеспечении безопасности участников миростроительного процесса. В постпереговорной ситуации  часть политических сил и лидеров, опасающаяся утраты власти и влияния, не включается в миростроительный процесс и препятствуют ему. Формы неприятия мирных соглашений – драматично разнообразны. Они варьируются от требования пересмотра соглашений, их саботирования до  обращения к экстремизму, социальным беспорядкам, заговору с целью свержения правительства, терроризму и возобновлению партизанской и гражданской войны. Возникает необходимость в нормативно-властном контроле выполнения условий мирных соглашений и в  обеспечении безопасности сторонников восстановления мирных отношений.

       Следовательно, миростроительство – вид миротворческой деятельности в постнасильственной фазе внутригосударственных и межгосударственных конфликтов с целью обеспечения устойчивых и долгосрочных мирных отношений его участников   посредством безусловного выполнения условий мирных соглашений, отрицания насилия в возникающих межгрупповых спорах и нормативно-властного контроля, противодействующего экстремизму противников мирных соглашений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...