Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение миростроительства и других видов миротворчества.




Миростроительство – часть системы международного конфликтного управления.  Миростроительству  предшествуют другие виды миротворчества, имеющие свои цели и принципы и различающиеся миростроительным потенциалом, вероятностью достижения мирных соглашений участниками затяжного  конфликта. Обратимся к оценке данного потенциала   в посредничестве, превентивной дипломатии, в стратегиях  поддержания мира и принуждения  к миру.

Миростроительству  предшествует международное посредничество, направленное на достижение мирных соглашений конфликтных сторон. Посредничество может осуществляться по внешней или внутренней инициативе, но обязательно при согласии конфликтующих сторон. Посредничество мотивировано добрыми услугами, предложения посредника не являются обязательными для участников конфликта. Правила применения посредничества содержаться в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.,  в других международных договорах и Уставе ООН.[7] Если целью посредничества является достижение мирных соглашений, то целью миростроительства оказывается выполнение условий мирных соглашений. Успешное посредничество становится предпосылкой миростроительства.

   Миростроительство отличается от предупредительного развертывания миротворческих сил, именуемого превентивной дипломатией (preventive diplomacy). В отличие от миростроительства, направлённого на выполнение условий мирных соглашений, превентивная дипломатия имеет целью предотвращение  эскалации конфликта посредством временного военного преобладания и дипломатической активности третьих стран. Развертывание международных сил в районе потенциальной эскалации конфликта применяется по просьбе правительства страны. Следует особо отметить, что речь идет о введении международных войск и полиции не  вопреки, а в соответствии с политической волей государства; поэтому это - легитимное вмешательство. Разновидностью превентивного развертывания миротворческих сил является демонстрация силы, которая призвана подтолкнуть стороны к переговорам о  решении общих проблем, лежащих в основе конфликта. По мнению В.Ф. Заемского, первой превентивной миссией ООН было размещение в 1995 -1999 гг. миротворческих сил ООН в Македонии в целях предотвращения гражданской войны между македонцами и этническими албанцами.[8] В истории миротворческих миссий ООН превентивная дипломатия – редкое явление в контроле  внутригосударственных конфликтов. Миротворческая превентивная миссия – стратегически эффективна, но нормативно ограничена в своём применении. В аспекте легитимности её трудно оправдать на местном и международном уровне. Когда еще не началось кровопролитие, экономические и социальные требования в обществе воспринимаются более насущными, нежели  предотвращение гражданской войны, которая может не произойти. С учётом относительной редкости превентивной дипломатии, её миростроительный потенциал  в настоящий период ниже, чем в посредничестве.

    Миростроительство отличается от мироподдержания (peace-keeping). Начиная с 1948 г.,  стратегические операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) предполагают введение с согласия конфликтующих сторон в зону конфликта миротворческих сил, с тем, чтобы разделить вооружённые силы воюющих и затем переговорными средствами попытаться достигнуть мирные соглашения. М.Нордквист различает наблюдательные  операции и разделительные  операции мироподдержания.[9]  В случае наблюдательных миссий, участники операций вообще не вооружены,  либо в отдельных случаях располагают базовыми средствами самообороны. Типичные задачи таких операций - наблюдение за соблюдением прекращения огня и демаркационных линий, границ, подтверждение вывода или разоружения конфликтных сторон, мониторинг обмена военнопленными, назревающих  новых военных конфликтов, наблюдение за соблюдением прав человека и их нарушениями. Задача разделительных операций - развести конфликтующие стороны. Чаще всего подобные операции применяются непосредственно после тупикового этапа вооруженной борьбы. Для таких операций обычно используются миротворческие силы военных («голубые каски) и полиции («голубые береты»), которые вводятся в "буферную зону" или "зону безопасности" между враждующими группировками. Т.В. Бордачев отмечает, что разделительные операции распространены в практике ООН и потому именуются «традиционным миротворчеством».[10]   ОПМ могут также стать предпосылкой миростроительства, если конфликтные стороны с помощью посредников достигают мирных соглашений.

Кроме наблюдательных, разделительных и примиренческих функций, ОПМ могут осуществлять гуманитарные задачи по ограничению страданий и жертв гражданского населения, находящегося в зоне конфликта. К защитным миротворческим  стратегиям относятся комиссариат и трансфер, которые применяют военные миротворцы и вспомогательный гуманитарный персонал.

Стратегия комиссариата означает оказание гуманитарной помощи местному населению и беженцам военными миротворцами. Комиссариат обеспечивает население необходимыми жизненными средствами и безопасность проживания в небольших географических районах.. Миротворческие силы не вовлекаются в местную конфронтацию, кроме случаев внешней угрозы. Успех комиссариата зависит от сотрудничества миротворческих сил с центральным правительством, гуманитарными организациями, от способности проведения защитных операций против незаконных вооруженных формирований и партизан в трудных географических условиях. Относительно других военных миссий комиссариат требует меньших ресурсов при низком уровне вероятных потерь миротворческих сил. Комиссариат обеспечивает чрезвычайную помощь и имеет высокое международное и местное признание. Стратегия комиссариата имеет границы применения. Она уменьшает страдания и гибель гражданского населения и беженцев, но непосредственно  не приводит к окончанию конфликта, не предусматривает четких сроков вывода миротворцев из государства. При распределении гуманитарной помощи сотрудничество военных миссий с враждующими этноорганизациями способно усилить позиции радикальных лидеров. Долговременная гуманитарная помощь приводит к стагнации местной экономики, расширению ее теневого сектора. Тем не менее, гуманитарная помощь, содействует росту сторонников восстановления мирных отношений в стране, находящейся в состоянии гражданской войны.

  Стратегия трансфера означает организованный обмен этническим населением между государствами на основе международного соглашения и смены гражданства. Успех трансфера зависит от тщательной экспертизы жизнеобеспечения трансферных групп, согласованных действий военных миротворцев с правительствами принимающих стран и гуманитарными организациями. Трансфер  противоположен обратной этнической чистке, стихийному обмену населением, вызванному погромами и местью. Поскольку трансфер повышает безопасность этногрупп, имевших длительную историю вражды, преимущество стратегии обнаруживается только в случае разделения государства. Стихийные перемещения населения из региона затяжного конфликта связаны с высокой степенью социальных лишений. Трансфер уменьшает лишения беженцев обеспечением безопасности и оказанием гуманитарной помощи. Трансфер не уместен при сохранении территориальной целостности государства. Вследствие эффекта подражания разделению и превращения этноменьшинств в заложников сецессии, международное сообщество не проявляет большого энтузиазма к трансферу. Поэтому усиление миростроительного потенциала  миротворческих миссий скорее связано с комиссариатом, нежели с трансфером.

В сложном соотношении находятся миростроительство и миропринуждение (peace- enforcement). В системе видов миротворчества понятие миропринуждения обозначает набор стратегий, имеющих  морально- правовые и политико-военные основания. В теории и практике миротворчества данное понятие стало применяться в конце 20 в. для противопоставления  операций «нового поколения» традиционному миротворчеству(ОПМ). Стратегическое определение миропринуждения можно найти в аналитических работах сотрудников Секретариата ООН: "Полевые операции ООН, в ходе которых, безотносительно согласия конфликтующих сторон,  под командованием ООН используется международный персонал, как гражданский, так и военный, для установления контроля над ситуацией, а также разрешения реального или потенциального межгосударственного или внутреннего конфликта, имеющего значение для международного мира и безопасности».[11] В отношении внутригосударственного конфликта миропринуждение означает принудительное вмешательство мирового сообщества в дела государства в целях сдерживания насилия,  разрешения и ликвидации последствий конфликта. В миропринуждении критерий «согласия сторон» имеет вторичное значение или игнорируется. Ооновская практика миропринуждения стала результатом осознания ограниченности ОПМ, их разделительного и затяжного характера.

Миропринуждение отличается тремя принципами: гуманитарная интервенция, использование военной силы миротворцев как крайнего средства и временное ограничение государственного суверенитета.  

Принцип гуманитарной интервенции означает вмешательство в дела государства  в условиях, когда  правительство не контролирует насилие или инициирует и осуществляет насилие, вызывающего массовые нарушения прав человека, потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Наличие в словосочетании «гуманитарной интервенции» прилагательного «гуманитарная» придает традиционному понятию интервенция как захватническому вмешательству принципиально новое миротворческое содержание: предотвращение гибели и широкомасштабных страданий людей. В этом качестве «интервенция» отличается от понятия «экспансия» как расширение сферы господства во вред объекту вмешательства.

В распоряжении миротворцев имеются военные и невоенные (экономические, политические, моральные) ресурсы давления на участников конфликта. Военная интервенция – это вторжение внешних вооруженных сил на территорию государства. Посредничество отвергает применение военной силы до тех пор, пока до конца не использованы возможности переговоров и диалога. Военная интервенция является крайним средством миропринуждения,  если посредничество и невоенные ресурсы давления оказываются недостаточными для прекращения вооруженного конфликта. Нормы международного права и Устав ООН запрещают агрессию как незаконное применение вооруженной силы против суверенитета и территориальной неприкосновенности государства. Устав ООН (Глава VII) допускает  миротворческую военную интервенцию, если местный конфликт создает угрозу международному миру и безопасности.  

Миротворческий принцип ограниченного нарушения государственного суверенитета означает, что правительство, не способное или не желающее сдерживать насилие в конфликте на своей территории, временно теряет права суверена, которые принимает на себя миротворческая миссия. Данный принцип сформулирован в нынешней либеральной философии. Государство получает свои суверенные права на основе суммарных прав граждан и обязано их защищать. Когда оно не справляется с обязанностями, международные институты временно ограничивают государственный суверенитет, обеспечивают безопасность в регионе и защиту прав человека. Данную точку зрения высказывал бывший Генеральный Секретарь ООН Б.Гали: в условиях  миротворчества «правительства будут обязаны – если потребуется силой оружия – придерживаться высоких стандартов в соблюдении прав отдельного человека» потому именуются «традиционным миротворчеством».[12]    

 

  Среди  практикуемых стратегий по принуждению к миру, лишь стратегия выбора победителя включает в себя миростроительный компонент. В других стратегиях по принуждению к миру – карантин и балансовая миссия – отсутствуют прямые задачи миростроительства.[13]

Стратегия карантина  относится к миротворческим средствам снижения кровопролитности внутригосударственного конфликта. Карантин сдерживает внешнее пособничество затяжному конфликту  за счет военного контроля эмбарго, введенного мировым сообществом в целях принуждения участников конфликта отказаться от вооруженной борьбы перейти к мирным переговорам. Главный фактор эффективности карантина – его поддержка пограничными государствами. Существуют условия, способные ограничить эту эффективность. Карантинные миссии не имеют определенных сроков окончания и нуждаются в долгосрочных соглашениях государств. Карантин не может перекрыть все каналы внешнего пособничества участникам конфликта. Даже в случае успешного карантина, участники конфликта способны возобновить вооруженную борьбу с использованием внутренних ресурсов. Карантин не может предотвратить насилие против гражданского населения, если используются примитивные средства нападения, что характерно для этнических погромов. Имеются трудности правового и морального оправдания карантина. Между государствами – членами международного сообщества могут существовать разногласия в оценке инициаторов возобновления конфликта. Обострение противоречий между государствами региона приводит к уменьшению поддержки карантина. Стратегия карантина является косвенной  предпосылкой миростроительства, поскольку лишь ограничивает интенсивность насильственной борьбы.

    Миротворческая стратегия баланса предназначена трансформировать затяжной внутригосударственный конфликт в тупиковое состояние, в котором антагонисты вынуждены отказаться от насилия и обратиться к мирным переговорам.  Баланс сил достигается укреплением военных структур слабейшей конфликтной стороны. К условиям успеха балансовой миссии относится мобилизация местных союзников, популярных и компетентных в военном отношении; территория с естественным защитным рельефом, поскольку открытая местность требует контроля воздушного пространства конфликтного региона; ограниченные цели оппозиционной этнической элиты, не преследующей тотальных военных целей; координация действий миротворческих сил и пограничных государств. Стратегия баланса требует от государств-членов международного сообщества широких военных и политических обязательств, готовности к наращиванию военного присутствия в конфликтном регионе. Относительно других стратегий  миропринуждения балансовая миссия обладает рядом преимуществ. Она привлекательна для клиентов, озабоченных безопасностью вследствие затяжного конфликта. Она осуществима ценой малых военных потерь миротворцев и может завершаться в обозримый период, например, балансовая миссия России в осетино -грузинском конфликте в августе 2008 г.[14] Главный недостаток стратегии баланса состоит в том, что она увеличивает вероятность разделения государства де-факто. Она испытывает недостаточность международной легитимации и без мандата ООН оценивается агрессией. По причине высокой вероятности разделения государства де-факто, стратегия баланса  имеет малый миростроительный потенциал, связанный с достижением и последующим выполнением мирных соглашений.

В большинстве гражданских войн участники стремятся к окончательной победе над противником. По данным Ч. Кауфмана, после Второй мировой войны только 30% вооруженных этнополитических конфликтов завершились переговорами без разделения государства.[15]Тенденция победоносного вооруженного конфликта сохраняется в период после холодной войны. По данным Р. Ликлидера, в 1990-е гг. 75% этнонациональных конфликтов возобновлялись гражданской войной.[16] Данная тенденция сохранилась в 21 веке. Стратегия выбора победителя предназначена прервать возобновление местной войны.

   Стратегия выбора победителя  имеет военные и миростроительные цели. Военные цели предусматривают миротворческую военную помощь участнику  конфликта для достижения его полной победы. Эквивалентом мирных соглашений выступает программа миростроительства, навязываемая побеждённой стороне. К условиям успеха стратегии относятся широкая местная поддержка клиента, военная компетенция местных лидеров, отсутствие равновесия сил пограничных государств и великих держав в конфликтном регионе. Выбор победителя – наступательная стратегия. Ее труднее применять на территории с защитным рельефом. Однако географический фактор не является главным стратегическим препятствием. Требуется уверенность государств-интервентов в позитивных последствиях своих действий. Главной миростроителной целью стратегии остается создание сильного демократического правительства, способного сдерживать насилие,  уменьшить этническое и социальное напряжение в обществе и обеспечить условия роста благополучия населения.

Государства, применяющие стратегию выбора победителя, подвергают риску свои интересы и престиж. В основе стратегии находится реалистское, не лишенное цинизма, допущение: если внутригосударственная война неизбежна, кратковременная война лучше длительной войны. Стратегия испытывает наибольшую недостаточность международной  легитимности из-за роста движений пацифизма и использования  данной стратегии сверхдержавами, прежде всего США, для удовлетворения своих гегемонистских амбиций.[17] Ограниченность миростроительного потенциала стратегии выбора победителя связана с высокой вероятностью затяжного характера  миротворческой миссии по причинам смены правительства или режима, превращения бывших клиентов в противников миротворцев и борьбы с экстремизмом и терроризмом, например, в  нынешних Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии.

  Следовательно, миростроительство может сочетаться с другими видами миротворчества. Наибольшим миростроительным потенциалом обладает международное посредничество и наименьшим - миропринуждение. Операции по поддержанию мира могут быть прямой предпосылкой миростроительства, если обеспечивают достижение мирных соглашений.

 

Проблемные вопросы и задания:

1.Предложите определения понятий: а) урегулирование конфликта, б) разрешение конфликта, в) трансформация конфликта.

2.Проведите различие между обыденным смыслом и специальным значением понятия миротворчества.

3.Изложите содержание понятия «негативный мир» в аспекте миротворчества.

4.Изложите содержание понятия «позитивный мир» в аспекте миротворчества.

5.Назовите критерий выявления процессуальных компонентов миротворчества.

6.Дайте характеристику следующих структурных компонентов миротворчества: а) мироустановление, б) мирозаключение, в) миростроительство.

7.Назовите основные трудности мирного урегулирования  затяжного этнополитического конфликта.

8. Назовите базовые принципы миростроительства в системе миротворчества.

9.Задание для самостоятельной работы. Подготовьте краткое сообщение по проблеме критериев посреднического успеха на переговорах (см.: Чернобровкин И.П., Веремеенко И.О. Успех международного посредничества как переменная величина. –В сб.: «Конфликты и безопасность в трансформирующемся обществе». Вып1. Отв. редактор В.Н. Коновалов. Ростов –на -Дону: Издательство ЮФУ.2009. С. 156-161). Выскажите своё мнение о дискуссии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...