Критерии эффективности стратегий спойлерного конфликтного управления.
Среди конфликтологов отсутствует общее мнение в оценке критериев эффективности стратегий спойлерного управления. При этом исследователи применяют разные подходы. С позиции психологического подхода С. Стедман предлагает оценивать эффективность спойлерного конфликтного управления по степени адекватности типа спойлерства и избираемой миротворческой стратегии. Предполагается, что в случае этой адекватности миротворцев ожидает успех. С. Стедман утверждает: «Эффективность спойлерного управления зависит от выбора адекватной стратегии, что требует правильной диагностики типа спойлера».[50] Ограниченность психологического подхода заключается в том, что не учитываются объективные условия миротворчества, которые способны повлиять на неадекватный выбор стратегии даже при правильной диагностики типа спойлера. С позиции кратологического подход критерием эффективности спойлерного конфликтного управления выступает сдерживание радикальных спойлеров, стремящихся к подрыву миростроительного процесса. Предполагается, что силовой контроль спойлерства является центральным компонентом конфликтного управления. Избираются два эмпирических показателя успеха нормативного силового контроля: демилитаризация бывших комбатантов и строительство правоохранительных структур, способных сдерживать экстремизм и терроризм. Целью правительственной стратегии демилитаризации экс-комбатантов является их реинтеграция в гражданскую жизнь общества через обучение мирным профессиям и трудовую занятость. Стратегия включает комплекс программ поэтапного перевода бывших комбатантов в мирные условия жизни: разоружение, демобилизацию и восстановление (РДВ). Комитет ООН по операциям по поддержанию мира определяет разоружение комбатантов процессом изъятия и складирования стрелкового оружия и оружия другого калибра под контролем правительственных или миротворческих сил. Демобилизация определяется планомерным процессом сокращения или полного роспуска сил комбатантов. Демобилизованные и транспортируемые к месту проживания экс- комбатанты и их семьи должны устраивать свою жизнь в гражданских условиях, имея пособие на восстановление жилья, овладение мирной профессией и необходимую медицинскую помощь. Программы РДВ способствуют включению экс-комбатантов и их семей в экономическую, социальную и политическую жизнь общества.
Восстановление государственных сил безопасности способствует формированию доверительных межэтническихотношений, если в политическом пространстве соблюдается принцип пропорционального представительства этногрупп в органах государственного принуждения и осуществляется борьба с этнической дискриминацией и агрессивным этноцентризмом. В конституционных демократиях только полицейские средства принуждения считаются легитимными. Все остальные средства принуждения - выборочный этнический контроль, грубая сила и тактика «разделяй и властвуй» - оцениваются в демократическом обществе как нелегитимные. Эти средства допустимы в чрезвычайных ситуациях, например, в случаях осуществления контр- террористических операций, и в ограниченный период, поскольку они не соответствуют нормам соблюдения прав человека. Ограниченность кратологического подхода состоит в том, что в оценке эффективности спойлерного конфликтного управления не учитываются типы спойлеров. Силовой контроль приемлем и, безусловно, необходим в отношении экстремистов и террористов и является излишним в отношении умеренных и конъюнктурных спойлеров, которые могут быть вовлечены в миростроительный процесс аккомодационными средствами. Взятый в отдельности силовой контроль спойлерства способен обеспечивать лишь негативный мир в обществе, сосуществование конфликтовавших сторон при отсутствии возобновления вооруженного конфликта.
С позиции политологического подхода, критерием оценки эффективности спойлерного конфликтного управления является участие экс-комбатантов в демократизации общества. Например, по оценке ООН миротворческая миссия ЮНТАК в Камбодже завершилась успехом, поскольку были проведены честные всеобщие демократические выборы. Кроме того, практики демократического участия формирует демократическую культуру граждан и гражданский патриотизм: готовность к участию в выборах, доверие в сочетании со скептицизмом, готовность к компромиссу, честность, сдержанность, уважение правопорядка, мужество, поддержка процедуры решения большинства и правового урегулирования конфликтов. Недостаток политологического критерия заключается в том, что не учитываются радикальные спойлеры, исповедующие экстремизм и не способное интегрироваться в миростроительный процесс. В правовом аспекте спойлерное конфликтное управление будет эффективным, если миротворческие силы и/или местное правительство гарантируют соблюдение гражданских прав. При всей важности данного критерия он недостаточен, поскольку, демократия в трансформируемых обществах часто оказывается хрупкой конструкцией. «Большинство стран постколониального и постсоветского периодов не учитывали, что для эффективного аккомодационного контроля необходимо сильное государство. Страны начинали модернизацию с построения гражданского общества и установления демократии. Когда государство не способно контролировать правопорядок, все формы межэтнического сотрудничества потерпят фиаско. Гражданские институты станут проводником шовинизма, а демократия будет быстро дискредитирована. Недооценка силового контроля вызвала тенденции регионализации и интернационализации конфликтов».[51] В определении критерия оценки эффективности спойлерного конфликтного управления однопараметровые подходы являются недостаточными. Они акцентируют внимание либо на силовую составляющую конфликтного управление, либо на не силовую. С учетом многообразия стратегических средств спойлерного конфликтного управления, лучше применять интегральный критерий: устойчивый долгосрочный позитивный мир в обществе посредством обеспечения безопасности сторонников миростроительства.
Применяя интегральный критерий, мы учитываем цель миростроительства – устойчивый продолжительный позитивный мир в обществе, пережившем гражданскую войну. Мир в позитивном смысле означает отношения доверия и кооперации конфликтовавших сторон, в условиях которых возникающие межгрупповые споры решаются посредством двух- и трехсторонних переговоров, а также в арбитраже или суде. В долгосрочной перспективе устойчивость позитивного мира достигается консолидацией сторонников миростроительного процесса, ориентированных на кооперацию и на переговорные и юридические способы урегулирования межгрупповых споров. Интегральный критерий также учитывает цель спойлерного конфликтного управления – обеспечение безопасности сторонников миростроительного процесса, без которой невозможно формирование позитивного мира. Наконец, интегральный критерий оценки эффективности спойлерного конфликтного управления учитывает однопараметровые критерии и не сводится к одному из них. Гармонизация общественных отношения индивидов и групп в миростроительный период требует от государственного управления сочетания нормативно–силовых и аккомодационных стратегий. Первый тип стратегий обеспечивает национальную безопасность противодействием насилию в его различных формах – от социальных беспорядков до экстремизма и терроризма. Поскольку затяжные конфликты означают прерывность отношений кооперации, требуется её восстановление и обеспечение безопасности аккомодационными, не силовыми мерами.[52] Интегральный критерий применим к сочетанию всех видов стратегий спойлерного конфликтного управления, включая принуждение, побуждение и социализацию.
Итак, эффективность или успех спойлерного конфликтного управления определяется соотношением целенаправленного использования средств и результатов. В научной литературе преобладают однопараметровые подходы в определение критерия этой эффективности. С позиции психологического подхода эффективность конфликтного управления оценивается по степени соответствия типа спойлеров и избираемой миротворческой стратегии. С точки зрения кратологического подход, критерием эффективности конфликтного управления выступает сдерживание радикальных спойлеров, стремящихся к подрыву миростроительного процесса. С позиции политологического подхода критерием оценки эффективности спойлерного конфликтного управления является демократическое участие, в которое вовлечены экс-комбатанты. В правовом аспекте эффективность спойлерного конфликтного управления измеряется критерием соблюдения гражданских прав. Поскольку существует многообразие силовых и аккомодационных средств спойлерного конфликтного управления, в оценке его успеха лучше применять интегральный критерий –устойчивый долгосрочный позитивный мир в обществе посредством обеспечения безопасности сторонников миростроительного процесса. Проблемные вопросы и задания: 1.Предложите позиционную классификацию спойлеров и проведите различие внутренних и внешних спойлеров. 2.Предложите численную классификацию спойлеров. 3. Раскройте содержание статусной классификации спойлеров. 4.Предложите двухпараметровую классификацию спойлеров в зависимости от их намерений и приверженности и дайте характеристику типов спойлеров: а) умеренные спойлеры; б) конъюнктурные спойлеры; в) радикальные спойлеры. 5. Назовите базовые параметры диагностики типа спойлеров. 6. Назовите формы международного покровительства спойлерству в миростроительном процессе. 7.Изложите технологию стратегии побуждения спойлеров к миростроительству. 8. Определите содержание стратегии миростроительной социализации, её материального (ресурсного) и интеллектуального компонентов. 9. Предложите характеристику видов стратегии принуждения спойлеров к миростроительству: а) стратегия силового подавления спойлеров; б) стратегия «уходящего поезда» (дэдлайна); в) стратегия прерывной миссии. 10. Соотнесите виды стратегий конфликтного управления с типами спойлеров по критерию обеспечения безопасности миростроительства. 11. Задание. Изложите дискуссию о критериях оценки эффективности спойлерного конфликтного управления. Попытайтесь определить свою позицию в этой дискуссии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|