Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спойлерное конфликтное управление в Руанде. Миротворческая




Миссия МООНПР.

Мирное соглашение в Аруше (Танзания) в августе 1993 г. между руандийскими сторонами было направлено на прекращение затяжного этнополитического конфликта в Руанде и перехода страны к миростроительству. Арушское мирное соглашение было достигнуто между правительством Ж. Хабиариманы, возглавлявшим партию Национально- республиканское движение за демократию и развитие (НРД) и внешней оппозицией в лице Руандийского патриотического фронта (РПФ, лидер – П. Кагаме). Режим Хабиариманы и правящая партия НРД представляли в основном народ хуту, тогда как РПФ сформировался из представителей народа тутси.

 

Политическое противостояние между народами тутси и хуту уходят своими корнями в историю Руанды. Руандийская Республика, государство в Восточной Африке, до провозглашения независимости в 1962 г. была частью Руанды-Бурунди, подопечной территории ООН под управлением Бельгии. Этническую структуру населения составляют народы хуту, тутси и малочисленная группа пигмеев тви. Хуту и тутси значительно отличались по роду занятий: хуту в основном были земледельцами, а тутси разводили скот.

В доколониальную эпоху тутси, будучи численным меньшинством, формировали правящую элиту страны. Позже колониальные власти (немцы, а потом  бельгийцы) использовали для управления страной исключительно народ тутси. В 1959 г. хуту в Руанде подняли восстание. Монарх тутси, занимавший  престол, был низложен в 1961 г. и бежал в Уганду. Руанда и Бурунди были провозглашены республикой. В 1962 г. мандат Бельгии был ликвидирован, и  Руанда и Бурунди перестали существовать как одна республика. Руанда стала независимой республикой, а Бурунди – независимой монархией. Первым президентом Руанды был избран в 1962 г. Г. Кайибанда, принадлежавший хуту. С тех пор  в стране наблюдалась вражда между хуту и тутси, которые не могли смириться с потерей власти.

Вскоре после получения независимости Руанды,  хуту, поощряемые правительством Г. Кайибанда, устроили массовые нападения на тутси, в результате которых  многие тутси бежали в Уганду, где РПФ формировался, вооружался РПФ и планировал вторжение в родную страну.  В 1973 году руандийский президент Г. Кайибанда был свергнут, его место занял генерал Ж. Хабиаримана, который инициировал в стране демократические преобразования, приведшие к принятию новой конституции в 1991 г. и легализации многопартийности.

Переходный процесс от авторитарного режима к демократическому способу правления осложнялся двумя факторами. Во-первых, гражданская война в Руанде. Она началась 1 октября 1990 г. вторжением войск РПФ из Уганды и официально закончилась 4 августа 1993 года подписанием Арушского соглашения. Во-вторых, раскол внутри правящей партии Хабиариманы – НРД - на сторонников и противников будущего коалиционного межэтнического правительства Руанды, предусмотренного конституцией 1991г. Противники нового политического курса, включая чиновников руандийского правительства и офицеров руандийской армии,  создали в 1992 г. экстремистскую группировку «Коалиция в защиту республики» (КЗР), которая под лозунгом «Власть хуту» начала призывать к массовой резне тутси и умеренных хуту.

Арушское мирное соглашение предусматривало пропорциональное представительство НРД и РПФ в руандийском правительстве, объединение двух армий, план возвращения экс-комбатантов к мирной жизни, процедуры демократизации руандийской политики и создание коалиционного переходного правительства, именуемого Переходным правительством расширенного состава с участием РПФ. Соглашение было результатом 14 месячных переговоров и посредничества танзанийского правительства и в сотрудничестве с Организацией африканского единства и правительствами Франции, Бельгии и США.  Надзор и контроль за выполнением условий соглашения осуществляла Миссия Организации Объединённых Наций по оказанию помощи Руанде (МООНПР).[56]  (Социальный паспорт МООНПР дан  в Таблице 2).

 В период принятия Арушского соглашения возникли разногласия по условиям договора. Посредники Арушского соглашения, несомненно,

Таблица 2. Социальный паспорт МООНПР
 

 


Название миссии Миссия Организации Объединенных Наций по оказанию помощи Руанде (МООНПР)

 

Местоположение Руанда
Штаб-квартира Кигали
 
Продолжительность Oктябрь 1993 года – март 1996 года  
 
Максимальный санкционированный численный состав Военный персонал численностью около 5500 человек, включая 5200 военнослужащих, 320 военных наблюдателей, 120 гражданских полицейских. Было также предусмотрено использование набранного на международной и местной основе гражданского персонала  
 
Число погибших 26 (3 военных наблюдателя, 22 военнослужащих и 1 гражданский полицейский)  
 
Расходы 437 430 100 долл. США  
 
Функции .МООНПР была учреждена для оказания помощи в выполнении Арушского мирного соглашения, подписанного руандийскими сторонами 4 августа 1993 года. Мандат МООНПР: осуществлять контроль за соблюдением соглашения о прекращении огня, включая создание расширенной демилитаризованной зоны и определение процедур демобилизации; осуществлять контроль за положением в области безопасности в течение действия переходного правительства до проведения выборов; оказывать помощь в разминировании и в координации деятельности по оказанию гуманитарной помощи; содействовать безопасному и добровольному возвращению беженцев; оказывала помощь в создании и профессиональной подготовке новой объединенной национальной полиции. МООНПР содействовала также безопасности в Руанде сотрудников Международного трибунала по Руанде и сотрудников по правам человека. --------------------------------------------------------------------------------------      

Спойлерное         Стратегия прерывной миссии против спойлерства Ж. Хабиаримана

 конфликтное      и группировки КЗР.

управление

Критерий              Устойчивый длительный позитивный мир.

эффективности  

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------             

предвидели сопротивление экстремистов хуту, объединившихся в  КЗР. Лидер Руандийского патриотического фронта  П. Кагаме выступил против тех положений договора, которые могли бы обеспечить представительство в правительстве членам «Коалиции в защиту республики» на том основании, что КЗР не являлся независимой политической партией и что экстремистские взгляды этнического превосходства противоречат духу соглашения. Другим пунктом разногласий было представительство сторон в армии. Арушское соглашение отдавало 50% офицерского корпуса и 40% остальной армии силам РПФ. Хотя данная формула уменьшала опасения членов РПФ за свою безопасность, КЗР выступал против данной пропорции. Тем не менее, руандийские правительственные переговоры с РПФ урегулировали эти спорные вопросы.

Арушское соглашение имело главный недостаток, который заключался в отсутствие стратегии в отношении КЗР. США и Франция защищали включение КЗР в  миростроительный процесс. Однако, РПФ и правительство Ж. Хабиариманы, подписавшие соглашение, надеялись на силы миротворческой миссии ООН, способные нейтрализовать экстремистов. В свою очередь, ООН, руководствуясь негативным опытом миротворчества  в Сомали, не желало посылать в Руанду крупные  военные миротворческие силы. Некоторые ооновские дипломаты полагали, что предстоящая миссия будет решать относительно лёгкую задачу. В результате в Руанду были направлены миротворческие силы, гораздо меньшие, чем предусматривало Арушское соглашение, и чем требовал генерал Ромео Даллер, командующий  военным контингентом МООНПР.

   В период между подписанием Арушского соглашения в августе 1993 г. и полным размещением МООНПР в Руанде наблюдался рост напряженности и неопределённости в обществе. Соглашение способствовало росту популярности умеренных политиков хуту, надеявшихся на диалог с большинством РПФ. Но партия Ж. Хабиариманы (Национально-республиканское движение) была разделена, поскольку КЗР отверг компромиссы с РПФ. Росту политической напряженности способствовали внешние события. В соседней Бурунди офицеры тутси попытались осуществить государственный переворот, в ходе которого были убиты президент страны М. Ндадайе, хуту по этнической принадлежности, и несколько министров. Попытка переворота привела к межэтнической резне, в которой погибло до 100 тыс. человек. В Руанде события в соседней Бурунди усиливали сопротивление экстремистов хуту Арушским соглашениям, способствовали распространению среди умеренных политиков подозрительного отношения к РПФ. Экстремисты стали публично призывать к «окончательному решению» руандийской этнической проблемы посредством уничтожения тутси.

Руководители МООНПР, Специальный представитель Генерального секретаря  ООН  Д. Бо Бо и генерал Даллер, столкнулись с трудностями выполнения миссии: нежелание Ж. Хабьяриманы выполнять Арушское соглашение и формировать переходное правительство расширенного состава; эпизодическое политическое насилие и этнические убийства; рост пропаганды этнической ненависти, особенно в СМИ; информация о планах КЗР начать геноцид  в день образования переходного правительства расширенного состава. 11 январе 1994 г. генерал Даллер  сообщил в департамент ОПМ ООН, что высокопоставленный  руандийский правительственный осведомитель информировал его о создании спецназа, обученного совершению геноцида; о составлении списка умеренных политиков хуту, подлежащих уничтожению; о плане устранения бельгийских миротворцев в целях прекращения  деятельности МООНПР в Руанде; об угрозе нападения на членов будущего переходного правительства расширенного состава. Данная информация свидетельствовала о подготовке экстремистов  хуту (КЗР) к геноциду тутси. Хотя Даллер просил на случай кризиса улучшить оснащение миротворцев боевой техникой, он получил отказ. Он также просил разрешить независимое расследование о создании тайных складов оружия, но получил директиву о необходимости этого расследования только с местными властями. В результате, «голубые каски» ООН в Руанде оказались в роли сторонних наблюдателей.[57]

Оставалась неопределенной диагностика спойлерства Ж. Хабиариманы. Роль Хабиариманы в разработке планов государственного переворота и его мотивация в приостановке выполнения Арушского соглашения оставалась для миротворцев не определённой. Аналитики расходились во мнении, был ли Хабиаримана экстремист, который лишь тактически участвовал в подписании Арушского соглашения, или он был прагматичным политиком, ставшим жертвой этнических экстремистов из своей партии.  Во фракцию экстремистов (КЗР), о которой получил предупреждение Даллер, входили несколько офицеров президентской гвардии, несколько близких советников президента и жена президента. Поведение Хабиариманы могло быть  объяснено несколькими причинами. Его уклонение от прямых ответов могло свидетельствовать о его надежде усиления экстремистов и возобновления войны. И наоборот, возможно он опасался за свою жизнь, находясь в окружении экстремистов, и потому «тянул время», побуждаемый инстинктом самосохранения. Близкие к ситуации  дипломаты США ошибочно полагали, что между Хабиариманой  и  его окружением не существует раскола, и потому ключом к спойлерному конфликтному управлению является создание Хабиариманой переходного правительства расширенного состава. Тем самым он вовлечет КЗР в миростроительный  процесс.

У миротворцев МООНПР и посредников Арушского соглашения отсутствовал единый подход к экстремистам. Руководители МООНПР  Бо – Бо и генерал Даллер видели в КЗР радикального спойлера, к которому необходимо применить негативные силовые санкции. Франция подчеркнуто любезно поддерживала отношения с Хабиариманой и членами фракции экстремистов, о которых получил предупреждение командующий «голубыми касками» Даллер. В нарушение Арушского соглашения Франция снабжала оружием Руанду в январе 1994 г.  и повторно в апреле 1994 г., когда начался геноцид. Представители государств-доноров в Кигали (столица Руанды) оказались не способными  определить единую позицию в отношении правительственного контроля насилия и нарушений прав человека. Они слишком полагались на дипломатические уговоры и пренебрегали утверждением минимальных стандартов соблюдения прав человека.

В конце марта 1994 г. в конфликтном управлении противодействия спойлерству в Руанде начала применяться стратегия прерывной миссии, которая оказалась абсолютно контрпродуктивной. ООН стала угрожать прекращением миссии, если спорящие партии не начнут осуществлять  свои мирные обязательств. Предложенная США и одобренная ООН стратегия, не решала проблем руандийского конфликта: активность экстремистов, у которых в заложниках оказались сторонники мирного процесса, и неопределенность в отношении намерений Хабиариманы. Хотя США обвиняло руандийское правительство в невыполнении соглашения, стратегия угрожала наказанием всех  сторонников Арушского соглашения. В апреле 1994 г. 5 постоянных членов СБ ООН заявили, что если стороны не начнут выполнять Арушское  соглашение, деятельность МООНПР прервется.

Под влиянием стратегии прерывной миссии и растущего дипломатического давления, Хабиаримана согласился на создание переходного правительства расширенного состава. Об этом он заявил 6 апреля 1994 г. на встрече в Аруше с региональными посредниками и представителями Франции и США. После встречи в тот же день, при возвращении в Кигали, он погиб в результате авиакатастрофы. Немедленно президентская гвардия и КЗР убили всех умеренных политиков хуту, в том числе премьер- министра,  и 10 бельгийских миротворцев, которые пытались  их защитить. По всей стране начались широкомасштабные столкновения на этнической почве, жертвами которых стали, прежде всего, тутси. Геноцид тутси осуществляли спецназовцы КЗР, их жертвами стали более 500 тысяч человек.[58]  В Руанде возобновились боевые действия между правительственными войсками и РПФ и началась вторая гражданская война.

В течение последующих двух месяцев ООН уменьшила число миротворцев в Руанде. Миротворческий подход попустительствовал геноциду. США убеждали КЗР и президентскую гвардию прекратить огонь и возвратиться к переговорам. Им дали понять, что совершение геноцида не лишит их легитимного места за столом переговоров.

Обратимся к причинам неуспеха МООНПР.

 Неуспех спойлерного конфликтного управления в Руанде являлся следствием ошибочной диагностики, вызванной частично организационными просчётами. Диагностика содержала 3 ошибки: неправильная оценка числа спойлеров, их типов и статуса. Объектом спойлерного управления был Ж. Хабиаримана, который был умеренным спойлером. Его нерешительность в выполнении Арушского соглашения проистекала из-за опасения противодействия со стороны бывших соратников. Хабиаримана не контролировал КЗР, радикального спойлера, стремящегося разрушить миростроительный процесс. Стратегия прерывной миссии заставила Хабиариману обнародовать свои истинные намерения как умеренного спойлера, предпочитающего мир. Данная стратегия не оказала воздействия на КЗР. Угроза прерывной миссии служила сигналом недостатка политической воли миротворцев в контроле соблюдения  Арушского соглашения.

Единственная стратегия, которая позволяла бы избежать Руанде апрельской катастрофы 1994 г., - это сочетание: а) защиты партий мира – умеренных партий хуту, Национально-республиканское движение (НРД), Хабьяриману – посредством более многочисленных и активных миротворческих сил; б) угроза применения силы против экстремистов и в) применение силы против экстремистов в целях снижения их атакующих возможностей. Миротворцам следовало бы учитывать, что существуют два спойлера, а не один, что КЗР была радикальным спойлером и что статусная спойлерная проблема связана со сторонниками Хабиариманы. Стратегическими задачами должны были быть защита коалиции партий мира, маргинализация экстремистов хуту и создание возможности Хабьяримане дистанцироваться от экстремистов и занять серединную позицию.

Наконец, действовали факторы ошибочного выбора стратегии спойлерного конфликтного управления. К ним относятся ошибки разведки в определении позиции Хабиариманы, малая помощь ООН и  посредников Арушского соглашения миростроительному процессу в Руанде. Кроме того, выбор ошибочной стратегии прерывной миссии был обусловлен желанием администрации Б.  Клинтона убедить Конгресс США, что ООН вправе прервать операцию, если она не обещает успеха. Ошибочная американская позиция привела к игнорированию сигналов о подготовке КЗР к геноциду. Государства-посредники  в Руанле не имели единого подхода и не сумели создать атмосферу осуждения экстремизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...