Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор стратегий спойлерного конфликтного управления.




Миротворцы являются гарантами миростроительного процесса в том смысле, что их задачи состоит в наблюдении и контроле выполнения условий мирных соглашений. Противодействие противникам мирных соглашений и обеспечение безопасности сторонников восстановления мирных отношений являются  целевыми задачами спойлерного конфликтного управления. Миротворческие миссии по поддержанию мира сотрудничают с  международными организациями, отдельными государствами, правительствами,  формальными или специальными группами третьих лиц, заинтересованными в успехе  миростроительства. Это сотрудничество может быть внешне организовано или добровольно скоординировано. После своего создания ООН руководит большинством миростроительных операций.[48] 

  В миротворческой практике спойлерного конфликтного управления распространены три  типа стратегий, различающихся  по критерию примирения – принуждения:

- стратегия побуждения спойлеров к участию в миростроительном процессе;

- стратегия социализации, изменения поведения спойлеров в сторону конформизма;

 - стратегия принуждения предусматривает наказание спойлерного поведения или ограничение способности спойлеров разрушать миростроительный процесс.

Эти стратегии - обобщенные концептуальные типы. На практике они чаще применяются в разных сочетаниях. Международные акторы могут использовать более чем одну стратегию - несколько стратегий одновременно (с различным приоритетом и акцентом) или в различной последовательности. 

Стратегия побуждения  предусматривает принятие положительных для данных спойлеров в данный момент мер, чтобы нейтрализовать влияние  причинённых ранее обид, ущерба и удовлетворить притязания, которые затрудняют ход миростроительного процесса. Стратегия побуждения стимулирует участие спойлеров в миростроительной программе посредством частичного удовлетворения их требований, которые могут быть нескольких видов. Спойлеры могут заявить, что их поведение основано на:

- страхе, и потребовать большую степень защиты;

- справедливости, и требовать большую для себя выгоду;

-правосудии, и  ожидать признания своих требований и действий законными.

 

  От миротворцев требуется оценка справедливость  спойлерных требований  и их  соответствия условиям мирных соглашений.  Стратегия побуждения может неукоснительно применяться даже ценой высокозатратного удовлетворения требований спойлеров, например, миссией РЕНАМО в Мозамбике в 1993 – 1994 гг

Стратегия социализации предусматривает определение совокупности норм приемлемого поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в условиях  действия мирных соглашений. Нормы служат стандартом оценки требований конфликтных сторон (легитимность или нелегитимность требований) и их поведения (его соответствия нормативным рамкам). Стратегия социализации основывается на двух компонентах,  регулирующих нормативно приемлемые действия,- материальном и интеллектуальном. Материальный компонент предполагает применение ресурсов «кнута и пряника», наказания и поощрения спойлеров, например, стимулы своевременного разоружения экс- комбатантов и лишение льгот в овладении мирными профессиями в случае нарушения установленных сроков разоружения, кооптация в формируемые органы власти в обмен за отказ от участия в экстремистских группировках. Интеллектуальный компонент акцентирует убеждение спойлеров в ценности нормативного поведения, приверженности правилам демократической конкуренции, защите прав человека. Интеллектуальный компонент может быть обращен к политическим лидерам (попытка внушения соответствующих ценностей) и к гражданам (обучение нормам демократической культуры).

  Стратегия принуждения  означает использование наказания в целях сдерживания или изменения неприемлемого спойлерного поведения, или уменьшения спойлерной способности разрушить  миростроительный процесс. Стратегия принуждения в отношении спойлеров, основанная на устрашении, имеет разновидности.

Превентивная дипломатия и реактивный силовой контроль применяются миротворцами в случаях военного сопротивления спойлеров и террористических атак. Например, в 1993 г. миротворческая миссия УНОСОМ в Сомали  проводила военную операцию по задержанию полевого командира М. Айдида за нарушение мирных соглашений между этническими фракциями и нападение на пакистанские миротворческие части.

Имеются две другие разновидности стратегии принуждения спойлеров: стратегия "уходящего поезда" или дэдлайна (от англ. deadline – крайний срок) и стратегия прерывной миссии.

 Стратегия уходящего поезда  сочетает заявление о нелегитимности спойлерных требований и поведения с утверждением о необратимости миростроительного процесса, не зависящего от присоединения к нему спойлеров. Например, данную стратегию применила миссия ЮНТАК в Камбодже, где были установлены предельные сроки присоединения к миростроительному  процессу и участия в выборах в новые органы власти. Использование метафоры уходящего поезда подразумевает, что миростроительный процесс подобен поезду, который покидает станцию в предопределенное время, не дожидаясь опоздавших и не останавливаясь для посадки дополнительных пассажиров вплоть до заданной точки его прибытия. Стратегия уходящего поезда может потребовать активных мер защиты сторонников мирной жизни и ограничения спойлерной способности противодействовать восстановлению мирных отношений.

Стратегия прерывной миссии основана на допущении о заинтересованности спойлеров в участии миротворческой  миссии в   управлении местным  конфликтом. Целью стратегии является наказание спойлера посредством угрозы отказа в международной помощи стране, разрушенной гражданской войной. Данную стратегию ООН применяла в Мозамбике, Руанде, Боснии. Стратегия прерывной миссии имеет неоднозначные последствия. Она может наказывать сторонников миростроительного процесса и непреднамеренно вознаграждать  радикальных противников этого процесса.

   Модель спойлерного конфликтного управления требует адекватного выбора стратегий в зависимости от типа спойлеров.    Радикальные спойлеры не могут быть вовлечены в миростроительный  процесс. Ввиду нечувствительности радикальных спойлеров к угрозам и рискам, они должны быть либо уничтожены (физически или как политическая сила), либо стать  маргинализованными, не способными прервать миростроительный процесс. Умеренные спойлеры могут быть  интегрированы в  строительство мирной жизни посредством удовлетворения части их требований. Конъюнктурные спойлеры с ограниченными целями могут быть активными участниками миростроительного  процесса. Но следует учесть, что уступки их требованиям могут разжечь  политический аппетит и они могут потребовать себе больше прав, шантажировать миротворцев угрозой возобновления насильственного конфликта.

 Радикальные спойлеры не могут быть нейтрализованы стратегией побуждении. Они остаются убеждёнными сторонниками сторонниками насильственных действий, не склонными к компромиссным переговорам, и не  могут быть социализированы. Превентивная дипломатия в отношении радикальных спойлеров будет контрпродуктивной. В этом случае спойлеры стремятся к раскрытию карт противника и проверке его политической воли. Если угрозы миротворцев не приводят к сдерживанию радикалов, усиливается местное спойлерное влияние. Неадекватное спойлерное конфликтное управление повышает репутацию экстремистов.  Апеллируя к несоответствию действий  миротворцев их угрозам и обещаниям,  радикальные спойлеры  повышают свою известность и добавляют себе сторонников. Против радикальных спойлеров также  будет не эффективной стратегия   прерывной миссии. Экстремисты  попытаются извлечь преимущества в случае досрочного прекращения миротворческой миссии.

Две стратегии будут адекватными в управлении радикальными спойлерами: использование силы для нанесения спойлеру поражения и стратегия уходящего поезда. Эффективный силовой контроль укрепляет позиции сторонников мирного договора и их способность защитить себя. Стратегия уходящего поезда легитимирует сторонников мирной жизни и делигитимирует спойлера, ограничивает его  ресурсы войны – финансы и оружие. При этом усилия миротворцев концентрируются на обеспечении безопасности участников миростроительного процесса.

Умеренный спойлер может быть включен в мирный процесс, если его требования являются приемлемыми для других участников мирных соглашений. Побуждение может быть адеватной стратегией конфликтного управления умеренными спойлерами. Но действенность данной стратегии зависит  от нормативных рамок, установленных мирными соглашениями или миротворцами в ходе своей миссии. Внутри этих рамок могут быть сделаны уступки спойлеру. Если требования умеренного  спойлера выходят за пределы допустимых рамок, миротворческим организациям вероятно придется выбрать стратегию социализации или принуждения. Опасность состоит в том, что угроза или использование силы могут вызвать всплеск насилия и озлобление умеренных спойлеров.

  В отношении конъюнктурного спойлера адекватна долговременная стратегия социализации дополняемая стратегией принуждения. Поскольку спойлер не является радикальным, существует возможность его участия в миростроительном процессе. Но в ближайшей перспективе конъюнктурный спойлер представляет серьезную дилемму безопасности. Поскольку стратегия побуждения может стимулировать властные притязания и отрицание компрмиссов конъюнктурного спойлера, необходимо адекватное различение  легитимности и нелегитимности его требований. Более того, в связи с чувствительностью конъюнктурного спойлера к угрозе применения силы и  риску, стратегия принуждения способна сделать невыгодным спойлерство и формировать чувство границ спойлерных требований. Кроме того, в зависимости от соотношения приобретаемых выгод и понесенных потерь конъюнктурным спойлером, принуждение может быть необходимым средством формирования  чувства предела спойлерным требованиям. С другой стороны, даже у конъюнктурного спойлера есть законные требования (например обеспечение физической безопасности), которые могут удовлетворяться только  восстановлением государственной правоохранительной системы и демилитаризацией экс- комбатантов.

При выборе стратегий спойлерного конфликтного управления миротворцы находятся в условиях внешних ограничений. Интересы политиков могут не соответствовать интересам управления конкретным конфликтом, угрожающим международному миру и безопасности. Стратегия, лучшая в конфликтно- управленческой перспективе, может быть не лучшей с точки зрения приоритетов внешней политики государств. Даже ООН рассматривает свои действия в свете ее организационных интересов,  потребности защитить репутацию и дееспособность в сфере поддержания мира. Оптимальная стратегия спойлерного управления, способная быстро и эффективно разрешить данный конфликт, может  оказаться с точки зрения внешних акторов слишком затратной и рискованной.

  Хотя ООН обладает формальной властью, деятельность её представителей в конфликтных регионах (специальные представители Генерального секретаря ООН) ограничена волей членов Совета Безопасности ООН. Способность специальных представителей, возглавляющих миротворческие миссии, использовать рычаги влияния посредством создания местных коалиций, убеждать и применять санкции зависит от поддержки государств -членов международного сообщества. В одних случаях, например, в миростроительном  процессе в Сальвадоре и Колумбии,  миссии ООН полагались на группы друзей – формальные организации государств-членов, которые имеют интерес к мирному процессу и поэтому привносят своё влияние, энергию и внимание в миростроительство и всячески ему содействуют. В других случаях специальный представитель может  рассчитывать на поддержку  партикулярных групп заинтересованных государств региона и обычно работает с их дипломатическими представителями на данной территории. [49] 

Государства, покровительствующие спойлерам в третьих странах, представляют собой главную помеху обеспечению безопасности миростроительного процесса и источник ресурсов затяжных конфликтов. Государства  - покровители спойлера испытывают наибольшую потенциальную ответственность за его действия, и одновременно, могут рассматриваться как источник возможных рычагов давления на него. С одной стороны, такие покровители, если они искренне заинтересованы в прекращении гражданской войны, могут наделить специального представителя ООН активами принудительного и поощрительного воздействия на спойлера для его интеграции в миростроительный процесс. С другой стороны, такие покровители могут не спешить признавать, что лидер и его организация, пользующиеся их покровительством, действуют как спойлер и могут отказаться объявить незаконными его требования. У каждого международного покровителя спойлеров есть внутренние каналы и ресурсы для оказания поддержки спойлеру. Давления от этих групп, а  так же предшествующие стратегические обязательства в отношении спойлеров вынуждают международного покровителя продолжать поддерживать спойлера даже  в ситуации его возмутительного поведения.

Вместе с тем, внешнее покровительство спойлерству не является постоянной величиной. Оно уменьшается, когда гражданская война зашла в тупик, в которой ни одна из сторон не может одержать победу, когда международные покровители испытывают усталость от затяжного конфликта и желают дистанцироваться от своих клиентов и вследствие желания региональных государств прекращения конфликта в соседней стране.

Внутренние ограничения спойлерного конфликтного управления обусловлены сложностью и неопределенностью выбора адекватных стратегий. Типология спойлеров свидетельствует, что миротворцы сталкиваются с неопределённостями, требующими искусной диагностики типа спойлера. Диагностика включает:

   

1. Определения цели спойлера.

2. Определение возможных намерений в виде несотрудничества или агрессии.

3. Определение степени обязательства спойлера и верности своим заявлениям.

4. Определение степени контролируемости лидером своих последователей.

 5. Определение степени внутреннего единства сторонников спойлера.

6. Определение вероятных эффектов воздействия конфликтного управления на  способность спойлера продолжить экстремизм либо трансформироваться в сторонника миростроительного процесса, и на реакцию международного покровителя спойлера.

Миротворцы, осуществляемые спойлерную диагностику, должны понять, почему  лидеры и организованные группы пытаются воспрепятствовать миростроительному процессу и отказываются выполнять  условия мирного  соглашения. Возможны несколько  объяснений.

Конфликтная сторона, которая подписала  мирное соглашение, но отказывается выполнить принятые  обязательства, может быть мотивирована страхом. Эта сторона может искренне желать мира, но опасается вверять свою безопасность бывшему противнику.  Эти опасения побуждают сторону к действиям, блокирующим выполнение договора и отстаиванию беспроигрышного выбора. Другим мотивом нарушения условий договора может быть желание более выгодной сделки. Эта сторона может быть заинтересована в  осуществлении мирных соглашений, но также  желает увеличить  свою выгоду повторным присоединением к договору. Невыполнение мирных обязательств может означать стремление к преимуществам на выборах в органы власти, которые могли бы повлиять на распределение властных должностей. И наоборот, невыполнение ранее принятых обязательств может быть способом усиления переговорной позиции вследствие поражения на выборах. Наконец. несоблюдение условий мирного соглашения может быть вызвано тактическими соображениями: если мирный договор воспринимается средством присвоения власти, он будет соблюдаться; если же конфликтной стороне не удается решить свою властную задачу, произойдет отказ от прежних договорных обязательств. В этом случае радикальный спойлер мотивирован тотальными целями бескомпромиссной борьбы.

В диагностике внешних спойлеров, не подписавших мирные соглашения и обратившихся к экстремизму, миротворцы должны определить намерения, скрывающиеся за насильственными акциями. Означают ли они попытку спойлера  повлиять на сроки выполнения мирных соглашений, чтобы его требования были учтены, или же это попытка ослабить заинтересованные в мире стороны в целях возобновления гражданской войны? В спойлерной диагностике  формы поведения должны быть связаны с оценкой спойлерной мотивации. Мотивирован ли спойлер ограниченным недовольством, которое может быть учтено в миростроительной программе, или же он мотивирован тотальными целями бескомпромиссной  борьбы, отрицающей мирные соглашения? При ответе на эти вопросы о приверженности спойлеров своим целям  требуется учитывать различия спойлеров в чувствительности к затратам ресурсов и рискам. Умеренные спойлеры с ограниченными целями скорее чувствительны к затратам и рискам в отличие от радикальных спойлеров, у которых тотальные цели борьбы за власть сочетаются с высокой нечувствительностью к затратам ресурсов и рискам. Конъюнктурные спойлеры отличаются вариативностью своих целей и изменчивой чувствительностью к затратам ресурсов и рискам и потому вместе с умеренными спойлерами могут быть интегрированы в миростроительный процесс посредством спойлерного конфликтного управления.

Имеются трудности статусной диагостики лидеров конфликтующих сторон. Допускается, что поведение лидера отражает единое мнение и поддержку его сторонников. Если  группа разделена, лидер может подписать соглашение, но отказаться осуществить его из опасения, что данный акт компромисса может вызвать  радикальную реакцию противников мирных соглашений среди его сторонников. Так же и агрессивное поведение сторонников лидера ещё не является доказательством  спойлерного радикализма лидера, но может быть результатом действий экстремистской группы внутри его политической партии.

  Итак, модель спойлерного конфликтного управления предусматривает следующие виды стратегий противодействия деструктивной спойлерной активности: побуждение к участию в миростроительном процессе (убеждение и стимулы); социализация (изменение спойлерного поведения в направлении конформизма); принуждение (наказание спойлерного поведения или ограничение способности разрушать восстановительный мирный процесс). Стратегия принуждения имеет субстратегии: принудительная дипломатия (использование угрозы и/или применение сил с целью устрашения спойлера); стратегия элиминации (силовое подавление спойлера); стратегия маргинализации (понижение способности спойлера негативно влиять не миростроительный процесс);  стратегия уходящего поезда (подразумевает признание нелегитимности спойлерных требований и поведения и необратимости миростроительного процесса, не зависящего от присоединения к нему спойлера); стратегия «прерывной миссии» (угроза отказа миротворческих сил от участия в миростроительном процессе).

Модель спойлерного кофликтного управления требует адекватного выбора стратегии в зависимости от типа спойлеров. Радикальные спойлеры не могут быть вовлечены в  миростроительный процесс. Ввиду нечувствительности радикальных спойлеров к угрозам и рискам, они должны быть либо уничтожены (физически или как политическая сила), либо маргинализованы. Умеренные спойлеры посредством стратегии побуждения могут быть вовлечены в миростроительный процесс, если  их требования окажутся приемлемыми для других участников мирных соглашений. В отношении конъюнктурных спойлеров, чувствительных к затратам ресурсов и рискам, потребуется долгосрочная стратегия социализации а также применение стратегии  превентивной дипломатии для повышения чувствительности к рискам и затратам ресурсов. С другой стороны, приходится учитывать, что у конъюнктурных спойлеров имеются интересы в безопасности, которые можно удовлетворить только через стимулы.

Выбор стратегий спойлерного конфликтного управления происходит в условиях внешних и внутренних ограничений миротворческих миссий. Покровительствующие спойлерам  политические силы в третьих странах представляют собой главную помеху обеспечения безопасности миростроительного процесса и источник ресурсов затяжных конфликтов. Внутренние ограничения связаны со сложностью процесса спойлерной диагностики. Адекватность выбора стратегий конфликтного управления зависит не только от правильной диагностики типов спойлеров, но и минимизации угроз, исходящих от покровителей спойлеров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...