Ø Что такое категория вообще? Объясните " своими словами", что такое текстовая категория.
Основания
классификации
| Тип текста
| Краткая характеристика
|
|
|
|
Форма речи
|
Устный
| Текст, производимый в звуковой форме; связан с такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание
|
Письменный
| Текст, передаваемый с помощью графических знаков; связан с такими видами речевой деятельности, как письмо и чтение
|
Субъект речи
(Автор)
|
Персональный
| Субъектом речи является конкретный человек
|
Коллективный
| Субъектом речи является группа людей
|
Анонимный
| Субъект речи не известен
|
Форма
представления
автора
(текстовая
модальность)
|
Личностный
| Субъект речи обозначен, выражает личные пристрастия, даёт оценки, т. е. самовыражается
|
Условно-личностный
| Субъект речи (как правило, в художественном тексте) может быть представлен в образах повествователя, рассказчика, персонажа и в т. н. образе автора
|
Безличностно-
нейтральный
| Субъект речи может быть обозначен или не обозначен, но он не выражает свои пристрастия, не даёт собственных оценок и т. д.
|
Адресат речи
|
Индивидуально
ориентированный
| Адресатом является конкретный человек (несколько человек)
|
Коллективно
ориентированный
| Адресатом является некий коллектив, некое сообщество
|
Неопределённо (массово)
ориентированный
| Адресатом является любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом
|
Объект
(предмет) речи
|
Первичный
| Объектом речи является некое явление действительности: персона, факт, событие, положение вещей, процесс и т. д.
|
Вторичный
| Объектом речи является другой (как правило, первичный) текст, подвергнутый переработке, обобщению, интерпретации, пародированию и т. д.
|
Используемый
код
|
Вербальный
| Для передачи содержания применяются только языковые средства
|
Смешанного типа
| Для передачи содержания применяются, наряду с языковыми средствами, карты, рисунки, фотографии, графики и др.
|
Коммуникативная цель
|
Информирующий
| Коммуникативная цель – описать что-либо, рассказать о чём-либо, дать отчёт о чём-либо
|
Воздействующий
| Коммуникативная цель – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие
|
Окончание табл. 1. 2
|
|
|
|
Коммуникативная
цель
|
Аргументирующий
| Коммуникативная цель – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы, доказательства
|
Оценочный
| Коммуникативная цель – высказать своё понимание добра и зла, прекрасного и безоб-разного
|
Эпидейктический
| Коммуникативная цель – общение как таковое с целью времяпрепровождения и/или получения удовольствия
|
Характер
отражения
действительности
|
Нехудожественный
| Характерна установка на логико-понятийное отражение реальной действительности и на однозначность интерпретации; при этом передаваемая информация может быть оценена как правдивая или ложная.
|
Художественный
| Характерна установка на отражение нереальной действительности опосредованно – через создаваемую писателем систему образов и на неоднозначность интерпретации; при этом передаваемая информация не может быть оценена как правдивая или ложная
|
Принадлежность к
определённому функциональному стилю
|
Разговорный
| Принадлежащий к обиходно-разговорному стилю
|
Деловой
| Принадлежащий к официально-деловому стилю
|
Научный
| Принадлежащий к научному стилю
|
Технический
| Принадлежащий к производственно-техни-ческому стилю
|
Публицистический
| Принадлежащий к публицистическому стилю
|
Религиозный
| Принадлежащий к религиозному стилю
|
Художественный
| Принадлежащий к художественному стилю
|
Рекламный
| Используемый в рекламных целях
|
Наличие
образцового текста
|
Стереотипный
| Текст, создаваемый по образцу другого (текста-стереотипа)
|
Свободный
| Текст, создаваемый без опоры на текст-сте-реотип
|
| | | | |
Ø Применительно к текстам каких функциональных стилей принято говорить об образе автора?
Ø Для каких функциональных стилей характерны тексты смешанного типа? Назовите конкретные жанры.
Ø Существуют ли тексты, для которых характерна «сложная» коммуникативная цель, например информирование + воздействие, воздействие + оценка и т. д.? Аргументируйте свою точку зрения.
Ø Приведите примеры текстов первичных и вторичных жанров, свободных и стереотипных.
Ø Первичным или вторичным, на ваш взгляд, является текст вузовского учебника? вузовской лекции?