Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. 1. 2. Возможные классификации текста. Устный. Письменный. Персональный. Коллективный. Анонимный




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ø Каковы основные признаки текста?

Ø Что такое категория вообще? Объясните " своими словами", что такое текстовая категория.

Ø Какое из определений кажется вам более справедливым: «Текст – это единица языка», «Текст – это единица речи», «Текст – это результат речи»?


1. 2. возможные классификации текстА

Основания классификации

Тип текста

Краткая характеристика

 

Форма речи

 

Устный

Текст, производимый в звуковой форме; связан с такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание

Письменный

Текст, передаваемый с помощью графических знаков; связан с такими видами речевой деятельности, как письмо и чтение

Субъект речи

(Автор)

 

Персональный

Субъектом речи является конкретный человек

Коллективный

Субъектом речи является группа людей

Анонимный

Субъект речи не известен

 

Форма

представления

автора

(текстовая

модальность)

Личностный

Субъект речи обозначен, выражает личные пристрастия, даёт оценки, т. е. самовыражается

Условно-личностный

Субъект речи (как правило, в художественном тексте) может быть представлен в образах повествователя, рассказчика, персонажа и в т. н. образе автора

Безличностно-

нейтральный

Субъект речи может быть обозначен или не обозначен, но он не выражает свои пристрастия, не даёт собственных оценок и т. д.

 

Адресат речи

 

Индивидуально

ориентированный

Адресатом является конкретный человек (несколько человек)

Коллективно

ориентированный

Адресатом является некий коллектив, некое сообщество

Неопределённо (массово)

ориентированный

Адресатом является любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом

 

Объект 

(предмет) речи

 

Первичный

Объектом речи является некое явление действительности: персона, факт, событие, положение вещей, процесс и т. д.

Вторичный

Объектом речи является другой (как правило, первичный) текст, подвергнутый переработке, обобщению, интерпретации, пародированию и т. д.

 

Используемый

код

Вербальный

Для передачи содержания применяются только языковые средства

Смешанного типа

Для передачи содержания применяются, наряду с языковыми средствами, карты, рисунки, фотографии, графики и др.

 

Коммуникативная цель

Информирующий

Коммуникативная цель – описать что-либо, рассказать о чём-либо, дать отчёт о чём-либо

Воздействующий

Коммуникативная цель – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие

Окончание табл. 1. 2

 

Коммуникативная

цель

Аргументирующий

Коммуникативная цель – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы,  доказательства

Оценочный

Коммуникативная цель – высказать своё понимание добра и зла, прекрасного и безоб-разного

Эпидейктический

Коммуникативная цель – общение как таковое с целью времяпрепровождения и/или получения удовольствия

 

Характер

отражения

действительности

Нехудожественный

Характерна установка на логико-понятийное отражение реальной действительности и на однозначность интерпретации; при этом передаваемая информация может быть оценена как правдивая или ложная.

Художественный

Характерна установка на отражение нереальной действительности опосредованно  – через создаваемую писателем систему образов и на неоднозначность интерпретации; при этом передаваемая информация не может быть оценена как правдивая или ложная

 

Принадлежность к

определённому функциональному стилю

Разговорный

Принадлежащий к обиходно-разговорному стилю

Деловой

Принадлежащий к официально-деловому стилю

Научный

Принадлежащий к научному стилю

Технический

Принадлежащий к производственно-техни-ческому стилю

Публицистический

Принадлежащий к публицистическому стилю

Религиозный

Принадлежащий к религиозному стилю

Художественный

Принадлежащий к художественному стилю

Рекламный

Используемый в рекламных целях

Наличие

образцового текста

Стереотипный

Текст, создаваемый по образцу другого (текста-стереотипа)

Свободный

Текст, создаваемый без опоры на текст-сте-реотип
         

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ø Что понимается под коммуникативной установкой текста?

Ø Что понимается под выражением «безличностно-нейтральная тональность текста»? Для каких функциональных стилей характерна эта тональность?

Ø Применительно к текстам каких функциональных стилей принято говорить об образе автора?

Ø  Почему термин «авторство»  не используется при характеристике деловых текстов?

Ø Для каких функциональных стилей характерны тексты смешанного типа? Назовите конкретные жанры.

Ø Существуют ли тексты, для которых характерна «сложная» коммуникативная цель, например информирование + воздействие, воздействие + оценка и т. д.? Аргументируйте свою точку зрения.

Ø Приведите примеры текстов первичных и вторичных жанров, свободных и стереотипных.

Ø Первичным или вторичным, на ваш взгляд, является текст вузовского учебника? вузовской лекции?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...