Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Текст как смысловое и структурное целое




2. ТЕКСТ КАК СМЫСЛОВОЕ И СТРУКТУРНОЕ ЦЕЛОЕ

                 2. 1. Языковые средства, обеспечивающие смысло-

                      вую целостность и связность текста

Языковые  средства Сущность понятия Комментарий
Ключевые слова. Слова и выражения, наиболее отчётливо выражающие предмет (тему) речи Присутствуют в любом тексте (обычно в количестве 2-5). В текстах нестрогих стилей могут выражать также авторское отношение к предмету речи
 Опорные (этапные) предложения. Предложения или их фрагменты, передающие последовательность в изложении информативного содержания  Выявляют стилевую и жанровую принадлежность текста. Отсутствуют в текстах т. н. «малых жанров» (объявление, рецепт, анекдот и др. ), а также в текстах справочного характера (например, в словарной статье)
Лексический повтор Повтор одного и того же слова, хотя и в разных словоформах Наиболее примитивное средство связи, которое в строгих стилях соответствует норме, в публицистическом стиле может расцениваться как ошибка, а в художественном является важным средством реализации авторского замысла
Однокоренные слова  Повтор корня слова в разных предложениях текста   Не является обязательным языковым средством
Лексические синонимы Тождественные или близкие по лексическому значению слова и выражения

 

Не являются обязательными языковыми средствами. В рамках конкретного текста, наряду с общеязыковыми (т. е. зафиксированными в лингвистических словарях), могут употребляться и контекстуальные синонимы и/или антонимы

Антонимы Два слова, принадлежащие к одной части речи и обладающие противоположным лексическим значением
Лексико- семантические поля (ЛСП) Существующая в языке или возникающая в конкретном тексте совокупность слов разных частей речи, выражающих общее понятие. Присутствуют только в относительно развёрнутом тексте. Названием ЛСП служит слово (словосочетание), называющее общее понятие и не обязательно используемое в данном тексте. Ключевое слово входит в главное ЛСП, а иногда служит и названием этого поля. Количество главных ЛСП в тексте – 2-3.  
 Метатекстовые средства Вводные слова и выражения, сочинительные союзы, отдельные словосочетания, а также предложения, отражающие логику развития мысли автора в тексте Не являются обязательным языковым средством, хотя наиболее последовательно используются в научном и публицистическом текстах. Помогают адресату выявить наиболее важные с точки зрения автора моменты, отражаемые в тексте причинно-следственные отношения и т. д.
Слова- заместители

Местоименные слова (местоиме-ния и местоимённые наречия), абстрактные существительные, словосочетания с обобщающей семантикой, служащие для замены употреблённых в предшествующем тексте слов, выражений, предложений и более крупных фрагментов текста во избежание их повтора

 

Употребляются как средство сжатия текста.

При многообразии замены одного и того же слова (словосочетания) в тексте образуются т. н. «номинативные цепочки».

Степень употребительности и набор слов-заместителей во многом зависит от функционально-стилевой и жанровой принадлежности текста, а также от его объёма. Особенно характерны для научного и публицистического стилей.

 

 

Окончание табл. 2. 1

Видо-временной фон текста   Отражение в содержании текста реального времени Реализуется в виде временных значений прошедшего, настоящего и будущего времени. Для ряда текстов (особенно деловых и научных) характерен т. н. вневременной фон, создаваемый формами глагола настоящего времени и безглагольными предложениями. Может быть постоянным (сохраняющимся на протяжении всего текста), однако возможна и его смена (переход от одного времени к другому, временные перебивы и т. д. )   

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ø Как Вы понимаете выражение коммуникативная преемственность между предложениями?

Ø  В чём состоит сходство и различие между глобальной связностью и локальной связностью в тексте?

Ø С какой целью используются слова-заместители? Какова роль в тексте номинативной цепочки (повторной номинации)?

Ø  В чём заключается различие в роли ключевых слов и опорных предложений?

Ø  В чём заключается различие в роли опорных предложений и метатекстовых слов?

2. 2. МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА,

ОТРАЖАЮЩИЕ ЛОГИКУ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Функциональная предназначенность

Типичные метатекстовые средства

Логическая

последователь-ность

в передаче

информации

♦ Прежде всего

первым делом

первоочередной вопрос

сначала рассмотрим

сперва обратим внимание на

во-первых

во-вторых

♦ Перейдём к…

в дальнейшем

обратимся теперь к...

далее       следущее

потом

 затем

♦ В итоге

что в итоге?

в результате

следовательно

подведём итоги

таким образом

короче говоря

что же получается?

и выходит

наконец

итак

Иерархия

смысловых частей (информативных

блоков) текста

 ♦ Особый интерес вызывает нельзя не упомянуть

необходимо отметить

необходимо подчеркнуть

центральное место занимает

в особенности главное

самое главное

подчеркнём

главным образом

основное внимание особенно важно

♦ В общем  вообще говоря  в частности сверх того к тому же

в том числе более того кроме того впрочем кстати

при этом причём притом также тоже

кстати говоря

 вместе с тем

в довершение всего остаётся заметить и вот ещё что

Введение иллюстративного материала

♦ Допустим

 например

 к примеру

 предположим

 скажем

 представим себе

 рассмотрим пример (случай)

 в качестве примера рассмотрим

 остановимся на нескольких примерах

 возьмём в качестве примера

 вот типичная картина (наглядный пример)

 вспоминается такой случай (эпизод)

Окончание табл. 2. 2

 

      2

Связь между

информативными блоками

♦ Вышеизложенный

 вышеперечисленный

 вышеупомянутый

 вышеназванный

 данный факт (случай)

анализируемый выше

отмеченный (рассмотренный) выше

 то же самое можно сказать и о…

 возвращаясь к сказанному

выше указывалось (отмечалось)

 до сих пор мы говорили

мы уже говорили

как уже указывалось (отмечалось/ упоминалось/говорилось) выше,

♦ Забегая вперёд

впоследствии мы увидим

впоследствии мы рассмотрим

как будет указано ниже

позднее (позже) мы остановимся

позднее (позже) мы рассмотрим

Сопоставительные

отношения

(аналогия, противопоставление)

♦ Аналогично

аналогичным образом аналогично этому

подобным образом

с одной стороны

с другой стороны таким же образом

то же самое

таким же путём

подобный

так же

 то же

♦ Тем не менее  в то же время  по-другому  по-иному

в сравнении с напротив

 наоборот

однако

в отличие от,

в противовес,

в противоположность

в то время как

а а вот зато но

но вот что настораживает

сказанное вовсе не означает, что…

Каузативные

отношения

(причина, условие, следствие,

целеполагание,

ограничениеи др. )

♦ Дело в том, что…

в связи с этим

вследствие этого

по причине

в этом случае

в силу этого,

во избежание

 в результате

 с учётом

так как

поэтому

поскольку

является причиной

является следствием

♦ Свидетельствует о том, что… из сказанного следует

отсюда следует

 отсюда получаем

таким образом

тем самым

является аргументом

является предпосылкой

факторы, способствующие…

является обоснованием

является подтверждением

 что свидетельствует о...

                                     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...